Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:41, контрольная работа
В сфере юридической деятельности широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных теорий развития права.
1. Теоретический вопрос: Понятие и источники правовой нормативной информации. Разграничение неправовой и правовой информации 3
1.1. Понятие и источники правовой нормативной информации 3
1.1.1. Официальная правовая информация 4
1.1.2. Информация индивидуально - правового характера 6
1.1.3. Неофициальная правовая информация 6
1.2. Разграничение неправовой и правовой информации 7
2. Практические задания 8
А6 8
Б6 9
В6 10
Г6 12
3. Библиографический список 17
25) утратил силу. - Федеральный закон от 20.07.2004 N 69-ФЗ;
26) обеспечивать исполнение судебных решений о направлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением;
(п. 26 введен Федеральным законом от 31.03.1999 N 68-ФЗ)
27) оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации их полномочий, в том числе предоставлять избирательным комиссиям по их запросам сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
(п. 27 введен Федеральным законом от 06.12.1999 N 209-ФЗ)
28) принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах;
(п. 28 введен Федеральным законом от 06.12.1999 N 209-ФЗ)
29) осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(п. 29 введен Федеральным законом от 07.11.2000 N 135-ФЗ; в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
30) осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, а также приобретения оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(п. 30 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
31) участвовать в пределах своей компетенции в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации;
(п. 31 введен Федеральным законом от 21.03.2005 N 20-ФЗ)
32) участвовать в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции;
(п. 32 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
33) оказывать содействие в пределах своих полномочий судебным приставам при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать правопорядок на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
(п. 33 введен Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
34) направлять материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;
(п. 34 введен Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ)
35) уведомлять налоговый орган, направивший в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, о результатах рассмотрения данных материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
(п. 35 введен Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ)
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Библиографический список
1. Гражданское право: Учебник/Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005. Ч.1. С.195;
2. Справочная информация Общероссийской Сети Распространения Правовой Информации "Консультант Плюс" ООО «ИНЕЛТ»: «Понятие и структура правовой информации»;
3. Информатика и математика для юристов (Информационные системы): учебное пособие. В.А. Копылов, Ю.Н. Миронова и др. – М.: ООО «Профобразование», 200. – 200 с.;
4. Правовая информатика. Компьютерный практикум: Ю.В. Волков, П.У. Кузнецов, М.И. Паршуков. Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия». Екатеринбург, 2006. – 192 с.
Средства массовой информации – источник правовой информации.
Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.
Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кино и иные периодические формы публичного распространения массовой информации.
Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.
СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.
В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. Но это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению.
Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.
Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законодательно наказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.
Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.
Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.
СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей.
Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.
Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей.
СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д.
Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.
Сложившаяся система производства правовой информации и средства доведения ее до потребителей способствуют широкому распространению норм права, развитию правосознания масс, процессами соучастия граждан в принятии общественно значимых решений, то есть становится основным рычагом осуществляющихся социальных и экономических преобразований в стране.
1. Правовая информация рассматривается в узкой и широкой трактовках. Если в узкой она включает лишь нормативно-правовые акты, то в широкой трактовке выступает в качестве иных сведений, данных и знаний о социальной форме движения материи в той степени, в какой она используется в соответствующих сферах юридической деятельности. Поэтому в силу ее особого места в совокупности информационных ресурсов, выполняемых функций, видовых различий в информационных системах, особенностей потребления правовой информации может рассматриваться как требующая соответствующих приемов ее производства, фиксации, распространения, хранения и использования.
2. Источники правовой информации сегодня в структуре информационных ресурсов функционируют в традиционной (печатной) и электронной формах. Значение и объем последних в силу действия социальных факторов, таких как развитие информационных технологий, усиление значения правовых знаний, рост и усложнение потребительской аудитории, неуклонно возрастает. Это приводит к их структурному усложнению, к формированию рынка информационных продуктов и услуг правовой тематики, появлению соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей информационные потребности населения в сфере правовой информации. Но растущее количество выпускаемых информационных продуктов правовой тематики сопровождается низким качеством их подготовки: дублированием, нескоординированностью, отсутствием четких критериев отбора материала, слабо разработанной внутренней структурой, отсутствием справочного аппарата. Электронным источникам в правовой информации необходима типовидовая классификация, учитывающая их специфические особенности.
3. Исследование информационных потребностей в электронных источниках правовой информации должно базироваться на выделении особых групп потребителей, выделенных в соответствии с характером их