Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 14:23, реферат
Для раскрытия понятия «правовой режим информационных ресурсов» необходимо определиться с тем, что вообще понимается под правовым режимом, в чем его суть. С обобщающей точки зрения, под режимом понимается установленный порядок каких-либо вещей, их использования, владения, распоряжения ими, а также порядок взаимоотношений, складывающихся в определенной сфере.
Для раскрытия
понятия «правовой режим
Сказанное позволяет
говорить о том, что для установления правового
режима необходимо последовательное технологическое
совершение определенных действий, нарушение
порядка выполнения которых может повлечь
за собой неадекватность правовых норм
существующей действительности. Эффективное
функционирование правового режима предполагает
совершение, во-первых, логически обоснованных,
и, во-вторых, закономерно и последовательно
вытекающих из предыдущих, действий. Прежде,
чем пользоваться каким-либо технически
сложным предметом, для действенного его
функционирования следовало бы изучить
инструкцию по эксплуатации, т. к. неизучение
(либо незнание вообще) минимальных эксплуатационных
требований может привести к печальным
последствиям (в лучшем случае – к поломке).
Вышеописанный пример, на мой взгляд, в
полной мере отражает имманентную сущность
настоящей работы.
Безусловно, режим
информационных ресурсов устанавливается
с тем, чтобы дать возможность
их собственнику распоряжаться ими
по своему усмотрению: предоставлять
в пользование другим лицам, продавать,
дарить, менять, получать определенную
выгоду от использования, а также ограничивать
доступ. Принципиально важным выступает
утверждение о том, что правовой режим
информационных ресурсов обуславливает
гражданский оборот, складывающийся среди
субъектов информационного обмена по
поводу информационных ресурсов. С целью
обеспечения нормального функционирования
указанного оборота Закон об информации
устанавливает предназначенный для этого
термин – «информационные ресурсы» (ст.
2), а также вводит основы правового режима
информационных ресурсов (глава 2).
Позиция законодателя
по поводу определения понятия
В настоящее
время довольно широко используется
наряду с категорией «информационные
ресурсы» понятие «информационный
продукт». Полагаю, что не стоит отождествлять
эти дефиниции, так как это разноплановые
понятия.
Что понимается
под информационными ресурсами,
было сказано выше. Поэтому, не останавливаясь
лишний раз на этом определении, замечу,
что понятия «информационный продукт»,
о котором сейчас пойдет речь, не содержится
в Законе об информации, хотя я полагаю,
что это стоило бы сделать по следующим
причинам:
·
отождествление категорий «информационный
ресурс» и «информационный продукт»
ведет к их неточному пониманию в различных
сферах жизнедеятельности, что неблагоприятно
сказывается на развитии информационных
процессов;
·
наличие в Законе об информации категории
«информационный продукт» обеспечит
ясность и унификацию в понимании данного
явления, а также установит единое понятие
для ученых-юристов и практиков;
·
установление понятия «информационный
продукт» и его определения именно
в Законе об информации еще раз
подчеркнет базовость данного правового
акта.
Однако отсутствие
в Законе об информации понятия «информационный
продукт» не отрицает его наличия
в других нормативных актах. В
ст. 2 Закона «Об участии в международном
информационном обмене»2 провозглашается,
что информационный продукт – это документированная
информация, подготовленная в соответствии
с потребностями пользователей и предназначенная
или применяемая для удовлетворения потребностей
пользователей. Из данного определения
видно, что информационный продукт – это
информация, которая подготовлена (подобрана,
проанализирована …) для конкретного
потребителя, для использования в конкретных
обстоятельствах. Например, нормы Налогового
кодекса могут иметь различное практическое
значение для бухгалтера и юриста. В соответствии
с этим сами нормы НК Российской Федерации
в чистом виде будут выступать информационным
ресурсом и для юриста, и для бухгалтера.
Однако для успешного применения НК на
практике издаются различные комментарии
официальных органов, которые могут подготовлены
отдельно для юристов и отдельно для бухгалтеров.
В таком случае специализированный комментарий,
подготовленный для практикующего юриста,
будет являться для него информационным
продуктом. Для бухгалтера указанным продуктом
будет выступать соответствующий, предназначенный
для профессии бухгалтера, комментарий,
который удовлетворит его потребности
при применении НК в работе и может не
удовлетворить потребности юриста (если
не брать во внимание субъективную сторону
вопроса).
Другим примером
информационного продукта может служить
информация о детях, оставшихся без попечения
родителей. Сам по себе государственный
или региональный банк данных о детях,
оставшихся без попечения родителей, представляете
собой информационный ресурс соответствующего
уровня (федерального или регионального).
Однако информация о конкретном ребенке,
которого гражданин желал бы принять на
воспитание в свою семью, представленная
ему федеральным или региональным оператором
банка данных о детях в письменной форме,
где указываются сведения, установленные
ст. 6 ФЗ «О государственном банке данных
о детях, оставшихся без попечение родителей»3,
будет являться для этого гражданина информационным
продуктом, т. е. информацией, подготовленной
с учетом его пожеланий и потребностей.
Следует также иметь
в виду, что определение информационного
продукта в конкретных информационных
отношениях зависит от стадии обработки
информации каким-либо лицом. Речь идет
фактически о том, что одна и та же документированная
информация в рамках различных отношений
может являться и информационным ресурсом
и информационным продуктом. Например,
заметка в газете является для аналитика
информационным ресурсом, а то, что у него
получится на основе полноценного анализа,
созданное им, обработанное – уже информационный
продукт. В то же время журналист, писавший
заметку. Пользовался другими информационными
ресурсами, а заметка, опубликованная
в средстве массовой информации, ставшая
результатом его творческой деятельности,
- информационный продукт.
На мой
взгляд, главным отличием информационного
продукта от информационного ресурса
является подготовленность (или неподготовленность)
информации для конкретного потребителя.
Вместе с этим хотелось бы выделить некоторые
характеризующие особенности информационного
продукта, имеющие теоретико-практическое
значение:
1.
информационный продукт – это
всегда результат труда,
2.
информационный продукт может
быть вовлечен по желанию
3.
информационный продукт всегда
отвечает потребностям тех или иных потребителей.
При создании продукта четко прослеживается
идея, т. е. главный замысел, ради реализации
которого и создается сам продукт;
4.
при формировании
С учетом названных
характеризующих особенностей проявляется
некая схожесть информационного продукта
с понятием «интеллектуальной собственности».
Однако полагаю, что данные категории
могут быть отождествлены лишь по признаку
общих характеристик, присущих обоим понятиям,
но сточки зрения существенной направленности
и имманентных причин возникновения указанные
дефиниции не являются в полном смысле
идентичными.
Возвращаясь к
институту правового режима информационных
ресурсов, напомню, что основы указанного
режима определены в главе 2 Закона
об информации. Нормы, определяющие правовой
режим информационных ресурсов, устанавливают:
·
порядок документирования информации;
·
право собственности на отдельные
документы и отдельные массивы
документов в информационных системах;
·
категорию информации по уровню доступа
к ней;
·
порядок правовой защиты информации.
Наличие этих 4 составляющих
«обеспечивают все
Первой составляющей,
указанной в п. 2 ст. 4 Закона об информации,
правового режима информационных ресурсов
является порядок документирования информации,
чему посвящена статья 5 указанного Закона.
В ней, в частности, говорится, что документирование
информации является обязательным условием
включения информации в информационный
ресурс. Здесь же предписывается порядок
документирования, устанавливаемый органами
государственной власти, ответственными
за организацию делопроизводства, стандартизацию
документов и их массивов, безопасность
Российской Федерации. Согласно ст.5 Закона
документ, полученный из автоматизированных
информационных систем, приобретает юридическую
силу после его подписания должностным
лицом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации. В ст. 160 Гражданского
кодекса устанавливается разрешительная
норма об использовании при совершении
сделок факсимильного воспроизведения
подписи с помощью средств механического
или иного копирования, электронной цифровой
подписи либо иного аналога собственноручной
подписи при условии, если это предусмотрено
законом или соглашением сторон. Вслед
за ГК п. 3 ст. 5 Закон об информации говорит
о том, что юридическая сила документа
может подтверждаться электронной цифровой
подписью.
После долгих и
бурных обсуждений законопроекта в
России был принят ФЗ «Об электронной
цифровой подписи»5, регулирующий отношения
по использованию электронной
1)
придание электронному
2)
защита документа от подделки;
3)
идентификация владельца
4)
установление отсутствия искажения информации
в электронном документе;
5)
подтверждение подлинности