Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 14:23, реферат
Для раскрытия понятия «правовой режим информационных ресурсов» необходимо определиться с тем, что вообще понимается под правовым режимом, в чем его суть. С обобщающей точки зрения, под режимом понимается установленный порядок каких-либо вещей, их использования, владения, распоряжения ими, а также порядок взаимоотношений, складывающихся в определенной сфере.
6)
устойчивое формирование и
7)
сокращение времени, требуемого на
проставление собственноручной подписи
на каком-либо документе.
Вторая составляющая
правового режима информационных ресурсов
заключается в установлении права
собственности на информационные ресурсы.
В этом смысле информационные ресурсы
могут являться элементом состава имущества
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций,
общественных объединений и граждан. Отношения
по поводу права собственности на информационные
ресурсы регулируются гражданским законодательством
и, следовательно, все нормы, установленные
ГК, в сфере права собственности распространяются
и на информационные ресурсы. Данный тезис
мог бы предполагать, что право собственности
на информационные ресурсы традиционно
сводится к наличию трех правомочий: владению,
пользованию и распоряжению. Однако информационные
ресурсы представляют собой специфический
объект права собственности, и поэтому
данному объекту присущи некоторые отличительные
черты, отграничивающие информационные
ресурсы от других объектов. К таким отличительным
чертам можно отнести право собственника
информационного ресурса определять условия
распоряжения документами при их копировании
и распространении. Речь фактически идет
о том, что собственник информационного
ресурса вправе заключить договор о копировании
его информационного ресурса и предоставлении
копий потребителю с каким-либо гражданином
или организацией, которые будут выступать
посредниками в условиях информационного
обмена. Установление права собственности
на информационные ресурсы позволяет
собственнику выработать определенные
механизмы защиты информационных ресурсов,
а также разработать конкретную технологию
оборота информационных ресурсов и концепцию
по использованию данных ресурсов другими
лицами.
Отличительные
черты информационных ресурсов как
объекта права собственности
отражается также еще и в том,
что фактическое обладание им
является весьма условным термином. Возьмем,
к примеру, электронный документ,
представляющий собой, несомненно, информационный
ресурс. Фактически подержать в руках,
пощупать его невозможно. Можно обладать
магнитным носителем (дискетой), у которого
есть определенная форма и в котором содержится
непосредственно электронный документ.
Поэтому, пользуясь правом собственности
на информационные ресурсы, человек обладает
фактически и носителем этого информационного
ресурса (хотя права собственности на
носитель он может и не иметь).
Третья составляющая
правового режима информационных ресурсов
предусматривает обязанность установить
категорию информации по уровню доступа
к ней. В реалиях сегодняшнего дня лица,
занятые в информационной сфере, постоянно
занимаются сбором, обработкой, накоплением,
хранением и предоставлением информации
(а также другими видами информационной
деятельности), для чего обращаются к различным
информационным ресурсам. Безусловно,
владелец информационных ресурсов в целях
защиты информации устанавливает уровень
доступа к ним. Уровень доступа к информации
(степень открытости) означает, с одной
стороны, ценность и значимость данных
сведений, а с другой, нежелание лиц, обладающих
конкретной информацией, сообщать ее другим.
Вместе с тем, законодательством устанавливаются
перечни информации, доступ к которой
не может быть ограничен.
В соответствии
со ст. 10 Закона об информации все государственные
информационные ресурсы делятся на открытые
(общедоступные) и с ограниченным доступом,
а последние в свою очередь могут содержать
документированную, информацию, отнесенную
к государственной тайне, и конфиденциальную.
Следует сделать
акцент в рассматриваемом аспекте
правового режима информационных ресурсов
на тех информационных ресурсах, доступ
к которым ограничен.
П. 3 ст. 10 Закона
об информации устанавливает
запрет на отнесение некоторых
информационных ресурсов к категории
ограниченного доступа. Такими информационными
ресурсами являются:
·
законодательные и другие нормативные
акты, устанавливающие правовой статус
органов государственной
·
документы, содержащие информацию о
чрезвычайных ситуациях, экологическую,
метеорологическую, демографическую,
санитарно-эпидемиологическую и другую
информацию, необходимую для обеспечения
безопасного функционирования населенных
пунктов, производственных объектов, безопасности
граждан и населения в целом;
·
документы, содержащие информацию о
деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
об использовании бюджетных средств и
других государственных и местных ресурсов,
о состоянии экономики и потребностях
населения, за исключением сведений, отнесенных
к государственной тайне;
·
документы, накапливаемые в открытых фондах
библиотек и архивов, информационных системах
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, общественных
объединений, организаций, представляющие
общественный интерес или необходимые
для реализации прав, свобод и обязанностей
граждан.
К информационным
ресурсам с ограниченным доступом относится,
как уже говорилось, государственная
тайна. Отнесение сведений к государственной
тайне определяется в соответствии
с Законом Российской Федерации
«О государственной тайне»7, согласно
которому государственная тайна – это
защищаемые государством сведения в области
военной, внешнеполитической, экономической,
разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести
ущерб безопасности Российской Федерации.
На настоящий момент перечень сведений,
отнесенных к государственной тайне, содержится
в Указе Президента Российской Федерации
от 24. 01. 1998 года.8 При анализе правовых
норм, регулирующих институт государственной
тайны, видно, что указанный институт получил
жесткую уголовно - и административно-правовую
защиту. Следует также иметь в виду, что
защита проявляется и входе судебного
разбирательства. Так, пп. 1 п. 2 ст. 241 УПК
Российской Федерации установлено, что
разбирательство дела в суде, которое
может привести к разглашению государственной
тайны, может быть на основании определения
или постановления суда проведено закрыто.
Последней, 4-ой,
составляющей правового режима информационных
ресурсов, выступает установление порядка
правовой защиты информации. Суть этой
части вопроса сводится к проблеме информационной
безопасности, чему должна быть посвящена
отдельная работа.
Рассмотренные
выше 4 составляющие правового режима
информационных ресурсов