Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:42, курсовая работа
Выбор темы данной работы обусловлен личным интересом к «фигуре» депутата Государственной Думы. В настоящее время в Средствах массовой информации и других источниках часто обсуждается правомерность действий депутатов, исполнение ими своих полномочий и наличие гарантий, привилегий, предоставленных им в связи с занимаемой ими должностью, которое позволяет депутатам зачастую заходить за рамки закона.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы
1.1 Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
1.2 Мандат на основе правового статуса депутата Государственной Думы
2Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата Государственной Думы
2.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
2.2 Полномочия депутата Государственной Думы
2.3 Депутатский мандат (Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы
2.4 Формы деятельности депутата Государственной Думы
2.4.1 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
2.4.2 Работа депутата Государственной Думы с избирателями
2.5 Гарантии депутата Государственной Думы
2.5.1 Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы
2.5.2 Депутатский индемнитет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
В соответствии с ст.41 Регламентом
Государственной Думы в порядке
работы Государственной Думы предусматривается
«правительственный час» – время
для ответов должностных лиц
на вопросы депутатов
Депутаты Государственной Думы вправе задать вопросы приглашенным должностным лицам по рассматриваемому блоку вопросов. Продолжительность вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос – три минуты. Прения в рамках «правительственного часа» не проводятся.
Приглашение должностного лица на «правительственный час» производит Председатель Государственной Думы не позднее чем за 10 дней до его проведения. В случае невозможности присутствия должностного лица на «правительственному часу», то он, не позднее чем за 5 дней до его проведения должен уведомить об этом Председателя Государственной Думы с указанием причины своего отсутствия или указанием должностного лица, которое вместо него сможет принять участие в «правительственном часе».
5) Право депутата
В соответствии с ст. 15 Федерального
закона «О статусе депутата Государственной
Думы и члена Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации»
данное право должно применяться
лишь по вопросам деятельности руководителей
и других должностных лиц федеральных
округов государственной
6) Право депутата
Депутаты Государственной Думы обеспечиваются, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, иными государственными и общественными объединениями.
Депутат Государственной
думы «имеет право на обращение в
органы государственной власти, органы
местного самоуправления, общественные
объединения, на предприятия, в учреждения,
организации; должностные лица обеспечивают
их по вопросам, связанным с парламентской
деятельностью, консультациями специалистов,
безотлагательно предоставляют
необходимую им информацию и документацию
независимо от степени секретности
в соответствии с федеральным
законодательством о
Основные обязанности депутата Государственной Думы
1) Соблюдать этнические
нормы, правила утвержденные
В соответствии со ст. 45 Регламента Государственной Думы выступающий в Государственной Думе не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
В случае нарушения требований
настоящей статьи председательствующий
предупреждает выступающего, а в
случае повторного нарушения лишает
его права выступления в
Так же депутата Государственной Думы должен соблюдать правила ведения заседания, то есть депутат Государственной Думы:
· выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний;
· продолжительность его доклада, содоклада и заключительного слова не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и заключительного слова;
· выступление в прениях не может превышать десяти минут, повторное – не более 5 минут, в противном случае председательствующий вправе прервать выступление.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Регламента Государственной Думы при нарушении депутатом Государственной Думы установленных правил, председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.
2) Представлять декларацию о доходах и об имуществе.
Данная обязанность депутата
Государственной Думы устанавливается
законом с целью
Данный сведения являются сведениями конфиденциального характера и не допускается использование подобных сведений с целью сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае непредставления
государственным или
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» информация о нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальной печати издания Федерального Собрания, в «Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации».
2.3 ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ
(Возникновение,
прекращение и срок действия
мандата депутата
В начале данной работе, в
пункте 1.2 «Мандат на основе правового
статуса депутата Государственной
Думы», был рассмотрен и определен
характер мандата депутата Государственной
Думы как свободный, и обосновано,
что свободный мандат является одним
из важнейших признаков
В данном пункте, перед нами стоит задача рассмотреть основания возникновения и прекращения мандата депутата Государственной Думы и сроки его действия.
«Мандат — документ, удостоверяющий
законность и объем полномочий депутата,
а также публичная функция, которая
возлагается на депутата парламента
или иного представительного
органа власти выборами и содержание
которой определяется конституцией
и иными конституционно-
Федеральный закон «О внесении
изменений в отдельные
Не допускаются к
«Такое снижение законодателем барьера, который должны преодолеть списки кандидатов для того, чтобы быть допущенными к распределению мандатов делает невозможным представление в парламенте «малых» партий и партий оппозиции».
Срок действия мандата депутата Государственной Думы соответствует сроку действия его полномочий, которые согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» начинаются со дня избрания его депутатом Государственной Думы, и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутатов Государственной Думы.
Основания досрочного освобождения депутата Государственной Думы от исполнения его полномочий установлены ст. 4 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»:
1) депутат Государственной
Думы вправе сложить свои
2) избрание или назначение
депутата Государственной Думы
на должность, не совместимую
со статусом депутата
3) утрата или приобретение
депутатом Государственной
4) вступления в законную
силу судебных решений:
5) полномочия депутата
Государственной Думы
«Мандат – основополагающий,
решающий принцип правового статуса
выборного должностного лица». Он как
влияет, так и зависит от форм
деятельности депутата Государственной
Думы, которые рассматривается в
следующей главе данной работы, поэтому
многие ученые сходятся во мнении, что
«несмотря на преимущество свободного
мандата, такие, как дальнейшая профессионализация
депутатов, снижение регионального
лоббизма, независимость мнений, представляется,
что идеальная формула
2.4 Формы деятельности депутата Государственной Думы
Формой деятельности депутата Государственной Думы в соответствии с ст. 7 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» является:
1) участие депутата
2) внесение законопроектов в Государственную Думу;
3) внесение парламентского
и депутатского запроса (
4) обращение с вопросами
к членам Правительства
5) обращение к соответствующим
должностным лицам с
К числу форм деятельности депутата Государственной Думы, еще не рассмотренных в данной работе, относится:
1) участие депутата
2) работа депутата
2.4.1 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
В соответствии со ст. 7.1. Федерального
закона «О статусе депутата Государственной
Думы и члена Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации»
и ст. 16 Регламента Государственной
Думы: «Фракция» - объединение депутатов
Государственной Думы, избранных
в составе федерального списка кандидатов,
который был допущен к
Фракция – является единственным депутатским объединением: в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений" в Федеральный Закон «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» депутатские группы как самостоятельные участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Они становятся лишним элементом из-за перехода на пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты выдвигаться в составе списков исключительно политическими партиями. При избрании кандидата в депутаты Государственной Думы происходит «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции: в ч. 6 ст. 7.1 Федерального Закона « О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» закрепляется обязанность депутатов, входящих в фракцию, быть членами только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой, они были избраны депутатами Государственной Думы.