Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:42, курсовая работа

Описание

Выбор темы данной работы обусловлен личным интересом к «фигуре» депутата Государственной Думы. В настоящее время в Средствах массовой информации и других источниках часто обсуждается правомерность действий депутатов, исполнение ими своих полномочий и наличие гарантий, привилегий, предоставленных им в связи с занимаемой ими должностью, которое позволяет депутатам зачастую заходить за рамки закона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы
1.1 Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
1.2 Мандат на основе правового статуса депутата Государственной Думы
2Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата Государственной Думы
2.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
2.2 Полномочия депутата Государственной Думы
2.3 Депутатский мандат (Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы
2.4 Формы деятельности депутата Государственной Думы
2.4.1 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
2.4.2 Работа депутата Государственной Думы с избирателями
2.5 Гарантии депутата Государственной Думы
2.5.1 Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы
2.5.2 Депутатский индемнитет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Московский городской университет управления Правительства Москвы.docx

— 67.09 Кб (Скачать документ)

В соответствии с ст.41 Регламентом  Государственной Думы в порядке  работы Государственной Думы предусматривается  «правительственный час» – время  для ответов должностных лиц  на вопросы депутатов Государственной  Думы. Как правило, он проводится два  раза в месяц по средам с 12 часов 30 минут до 14 часов Государственная  Дума вправе пригласить на «правительственный час» федеральных министров, иных должностных  лиц в соответствии с блоками  рассматриваемых вопросов.

Депутаты Государственной  Думы вправе задать вопросы приглашенным должностным лицам по рассматриваемому блоку вопросов. Продолжительность  вопроса не должна превышать одну минуту, ответа на вопрос – три минуты. Прения в рамках «правительственного  часа» не проводятся.

Приглашение должностного лица на «правительственный час» производит Председатель Государственной Думы не позднее чем за 10 дней до его проведения. В случае невозможности присутствия должностного лица на «правительственному часу», то он, не позднее чем за 5 дней до его проведения должен уведомить об этом Председателя Государственной Думы с указанием причины своего отсутствия или указанием должностного лица, которое вместо него сможет принять участие в «правительственном часе».

5) Право депутата Государственной  Думы на обращение в первоочередном  порядке должностными лицами.

В соответствии с ст. 15 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» данное право должно применяться  лишь по вопросам деятельности руководителей  и других должностных лиц федеральных  округов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления, организаций  независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

6) Право депутата Государственной  Думы на получение и распространение  информации.

Депутаты Государственной  Думы обеспечиваются, другими информационными  и справочными материалами, официально распространяемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным  Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, иными  государственными и общественными  объединениями.

Депутат Государственной  думы «имеет право на обращение в  органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организации; должностные лица обеспечивают их по вопросам, связанным с парламентской  деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют  необходимую им информацию и документацию независимо от степени секретности  в соответствии с федеральным  законодательством о государственной  тайне».

Основные обязанности  депутата Государственной Думы

1) Соблюдать этнические  нормы, правила утвержденные Государственной  Думой.

В соответствии со ст. 45 Регламента Государственной Думы выступающий  в Государственной Думе не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие  ущерб чести и достоинству  депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать  к незаконным действиям.

В случае нарушения требований настоящей статьи председательствующий предупреждает выступающего, а в  случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение  всего дня заседания, или ввиду  нарушения указанных требований депутат может быть также лишен  права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым  большинством от общего числа депутатов.

Так же депутата Государственной  Думы должен соблюдать правила ведения  заседания, то есть депутат Государственной  Думы:

·  выступает с трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места в зале заседаний;

·  продолжительность его доклада, содоклада и заключительного слова не должна превышать 15 минут для доклада, 10 минут для содоклада и заключительного слова;

·  выступление в прениях не может превышать десяти минут, повторное – не более 5 минут, в противном случае председательствующий вправе прервать выступление.

В соответствии с ч. 3 ст. 56 Регламента Государственной Думы при нарушении депутатом Государственной Думы установленных правил, председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.

2) Представлять декларацию  о доходах и об имуществе.

Данная обязанность депутата Государственной Думы устанавливается  законом с целью противодействия  и предупреждения коррупции, борьбе с нею. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный и муниципальный  служащий должен представлять сведения не только о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, принадлежащих ему на праве собственности, но и сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данный сведения являются сведениями конфиденциального характера и не допускается использование подобных сведений с целью сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и  муниципальных служащих могут предоставляться  для опубликования средствам  массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае непредставления  государственным или муниципальным  служащим сведений о своих доходах  и доходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, это  является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от занимаемой им должности, либо привлечение его к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» информация о нарушениях, связанных  с умышленным сокрытием доходов  и выявленных налоговыми органами Российской Федерации, подлежит опубликованию  в официальной печати издания  Федерального Собрания, в «Ведомостях  Федерального Собрания Российской Федерации».

2.3 ДЕПУТАТСКИЙ  МАНДАТ 

 

(Возникновение,  прекращение и срок действия  мандата депутата Государственной  Думы)

В начале данной работе, в  пункте 1.2 «Мандат на основе правового  статуса депутата Государственной  Думы», был рассмотрен и определен  характер мандата депутата Государственной  Думы как свободный, и обосновано, что свободный мандат является одним  из важнейших признаков парламентаризма, так как в рамках свободного мандата  депутат может действовать «исходя  из своих персональных убеждений  в интересах всего народа, а  при несовпадении общих и местных интересов народа, он обязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам».

В данном пункте, перед нами стоит задача рассмотреть основания  возникновения и прекращения  мандата депутата Государственной  Думы и сроки его действия.

«Мандат — документ, удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичная функция, которая  возлагается на депутата парламента или иного представительного  органа власти выборами и содержание которой определяется конституцией и иными конституционно-правовыми  актами».

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с повышением представительства  избирателей в Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределения депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получивших менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей. Подсчетом суммы голосов избирателей за списки и числа голосов избирателей занимается Центральная Избирательная Комиссия.

Не допускаются к распределению  депутатских мандатов федеральные  списки кандидатов, набравшие менее 6, но не менее 5 или менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей; в первом случае им дается один, а  во втором случае два депутатских  мандата.

«Такое снижение законодателем  барьера, который должны преодолеть списки кандидатов для того, чтобы  быть допущенными к распределению  мандатов делает невозможным представление  в парламенте «малых» партий и  партий оппозиции».

Срок действия мандата  депутата Государственной Думы соответствует  сроку действия его полномочий, которые  согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» начинаются со дня избрания его депутатом  Государственной Думы, и прекращается со дня начала работы Государственной  Думы нового созыва, за исключением  случаев досрочного прекращения  полномочий депутатов Государственной  Думы.

Основания досрочного освобождения депутата Государственной Думы от исполнения его полномочий установлены ст. 4 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена  Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»:

1) депутат Государственной  Думы вправе сложить свои полномочия  по собственной воле путем  подачи письменного заявления;

2) избрание или назначение  депутата Государственной Думы  на должность, не совместимую  со статусом депутата Государственной  Думы;

3) утрата или приобретение  депутатом Государственной Думы  гражданства иностранного государства,  так как это противоречит ч. 3 ст.1 Федерального закона «О статусе  депутата Государственной Думы  и члена Совета Федерации Федерального  собрания Российской Федерации»  и ч. 2 ст. 5 Федерального закона  «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации»,в соответствии с которыми  депутатом может является только гражданин Российской Федерации , не имеющий ни второго гражданства , ни вида на жительство, иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

4) вступления в законную  силу судебных решений: обвинительного  приговора в отношении депутата  Государственной Думы, ограничение  его дееспособности или признание  его недееспособными; признание  депутата Государственной Думы  безвестно отсутствующим либо  объявлении его умершим, считается  основанием для досрочного прекращения  его полномочий;

5) полномочия депутата  Государственной Думы прекращаются  в случае его смерти.

«Мандат – основополагающий, решающий принцип правового статуса  выборного должностного лица». Он как  влияет, так и зависит от форм деятельности депутата Государственной  Думы, которые рассматривается в  следующей главе данной работы, поэтому  многие ученые сходятся во мнении, что  «несмотря на преимущество свободного мандата, такие, как дальнейшая профессионализация депутатов, снижение регионального  лоббизма, независимость мнений, представляется, что идеальная формула свободного мандата абсолютно нереальна».  

 

2.4 Формы деятельности  депутата Государственной Думы

Формой деятельности депутата Государственной Думы в соответствии с ст. 7 Федерального закона «О статусе  депутата Государственной Думы и  члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» является:

1) участие депутата Государственной  Думы в заседаниях, в работе  комитетов комиссий, парламентских,  согласительных и специальных  комиссий, создаваемых Государственной  Думой, а также в парламентских  слушаниях;

2) внесение законопроектов  в Государственную Думу;

3) внесение парламентского  и депутатского запроса (запроса  Государственной Думы и депутата  Государственной Думы);

4) обращение с вопросами  к членам Правительства Российской  Федерации на заседании соответствующей  палаты Федерального Собрания  Российской Федерации;

5) обращение к соответствующим  должностным лицам с требованием  принять меры по немедленному  пресечению обнаружившегося нарушения  прав граждан.

К числу форм деятельности депутата Государственной Думы, еще  не рассмотренных в данной работе, относится:

1) участие депутата Государственной  Думы в работе соответствующей  фракции;

2) работа депутата Государственной  Думы с избирателями. 

 

2.4.1 Участие депутата  Государственной Думы в работе  соответствующей фракции

В соответствии со ст. 7.1. Федерального закона «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» и ст. 16 Регламента Государственной  Думы: «Фракция» - объединение депутатов  Государственной Думы, избранных  в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению  депутатских мандатов в Государственной  Думе. Фракция образуется с целью  совместной деятельности и выражения  единой позиции по вопросам, рассматриваемым  Государственной Думой. Каждая фракция  в Государственной Думы подлежит обязательной регистрации Временной  комиссией Государственной Думы.

Фракция – является единственным депутатским объединением: в соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений" в Федеральный Закон  «О статусе депутата Государственной  Думы и члена Совета Федерации  Федерального собрания Российской Федерации» депутатские группы как самостоятельные  участники внутрипарламентной деятельности упраздняются. Они становятся лишним элементом из-за перехода на пропорциональную избирательную систему на выборах в Государственную Думу, при которой все депутаты выдвигаться в составе списков исключительно политическими партиями. При избрании кандидата в депутаты Государственной Думы происходит «автоматическое» включение депутата в состав соответствующей фракции: в ч. 6 ст. 7.1 Федерального Закона « О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» закрепляется обязанность депутатов, входящих в фракцию, быть членами только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой, они были избраны депутатами Государственной Думы.

Информация о работе Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации