Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:42, курсовая работа
Выбор темы данной работы обусловлен личным интересом к «фигуре» депутата Государственной Думы. В настоящее время в Средствах массовой информации и других источниках часто обсуждается правомерность действий депутатов, исполнение ими своих полномочий и наличие гарантий, привилегий, предоставленных им в связи с занимаемой ими должностью, которое позволяет депутатам зачастую заходить за рамки закона.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретико-правовые основы правового статуса депутата Государственной Думы
1.1 Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
1.2 Мандат на основе правового статуса депутата Государственной Думы
2Конституционно-правовое содержание правового статуса депутата Государственной Думы
2.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы
2.2 Полномочия депутата Государственной Думы
2.3 Депутатский мандат (Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы
2.4 Формы деятельности депутата Государственной Думы
2.4.1 Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
2.4.2 Работа депутата Государственной Думы с избирателями
2.5 Гарантии депутата Государственной Думы
2.5.1 Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы
2.5.2 Депутатский индемнитет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
1) ежемесячное денежное
вознаграждение, денежные поощрения
и иные выплаты,
Ежемесячное денежное вознаграждение – заработная плата, которую получают все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой должности со дня их избрания в депутаты Государственной Думы, которое состоит из оклада и надбавок к нему.
Под «иными выплатами» в законе понимаются:
а) материально обеспечение деятельности Депутата Государственной Думы, то есть выплата расходов, непосредственно связанных в исполнением депутатской деятельности;
б) возмещение депутату Государственной
Думы и членам его семьи расходов,
связанных с переездом на место
осуществления своих
в) возмещение расходов, связанных с проживание вне места постоянного жительства в связи с осуществлением депутатом государственной Думы своей работы;
г) денежное пособие депутату в случае роспуска Государственной Думы равного трехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения.
2) ежегодный оплачиваемый
отпуск, в соответствии со ст.
28 Федерального Закона «О
3) оплата пользования
депутатом Государственной
4) зачисление времени
осуществления полномочий
5) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в трудовой стаж, который в дальнейшем будет учитываться при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Трудовой стаж депутата Государственной Думы сохраняется в случае поступление на работу или на службу в течение 6 месяцев после прекращения своих полномочий;
6) медицинское, санаторно-
7) пенсионное обеспечение,
в том числе пенсионное
Гражданин Государственной Думы, не менее одного года исполнявший обязанности депутата Государственной Думы, в соответствии с ст. 29 Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, которая назначается в соответствии с ч 2,3 ст. 29 вышеуказанного Федерального Закона;
8) обязательное государственное
страхование депутата
9) обязательное государственное
страхование депутата
10) жилищно-бытовое обеспечение
депутатов Государственной
11) депутату Государственной
Думы, работавшему до избрания
депутатом Государственной
12) военнослужащие, лица рядового
и начальствующего состава
Иммунитет и индемнитет Депутат Государственной Думы в своей совокупности определяются законодательством как важнейшие элементы статуса депутата Государственной думы. Обладание привилегиями, перечисленными и рассмотренными в данной главе, обеспечивают парламентарию нормальные условия работы, беспрепятственное и эффективное осуществление депутатом его прав и обязанностей, «выступает как социально-правовая гарантия высокого и действительно независимого положения депутата Государственной Думы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы можно сказать, что цель раскрытия понятия и содержания правового статуса депутата Государственной Думы, поставленная мной в ведении к данной работе была достигнута. Все элементы, составляющие правовой статус депутата Государственной Думы были рассмотрены и подробно проанализированы.
Однако в ходе анализа каждого из вышеуказанных элементов, просмотра научных статей, мнений ученых-правоведов и нормативно-правовых актов, я зачастую приходила к выводу о несовершенстве нынешнего законодательства в сфере правового статуса депутата Государственной Думы.
Касаясь вопроса о выборах в депутаты Государственной Думы нужно сказать, что в настоящее время у гражданина отсутствует возможность реализовать свое право при выборах в Государственную Думы, если он беспартийный. Каждый кандидат должен выдвигаться исключительно в списках избираемой партии.
В то же время введение пропорциональной избирательной системы привело к сужению возможностей граждан осуществлять свое активное избирательное право. Это выражено не только в отмене возможности голосовать против всех кандидатов, но и в том, что голосуя за партийный список партий, избиратели чаще всего не знают большинства кандидатов в него входящих, а знают лишь руководящих её представителей, публичных и известных людей, чьи имена обычно помещаются во главу списка, но зачастую они не представляют интересы избравших, а добровольно отказываются от своего мандата. В таком случае вакантные мандаты переходят к другим кандидатам из того же федерального списка.
Выдвижение кандидатов в партийных списках партии обязывает их в дальнейшем быть членами выдвинувшей их партии, Закон закрепляет полную зависимость и ответственность депутата перед ней. Но что, если политика партии не выполняет своих обязательств в отношении граждан или политика самого депутата потерпела изменения, то тут для депутата только два выхода либо выходить из партии и при этом терять свой мандат либо, оставаясь в партии и сохраняя за собой все гарантии и привилегии депутата просто не участвовать в её работе, то есть фактически в ней не состоять.
У депутата нет возможности выбрать альтернативу фракции, так как Законом были исключены такие формы деятельности депутатов, как участие в работе депутатских групп и объединений.
Я считаю неправильно говорить, что депутат Государственной Думы неподконтролен ввиду его свободного мандата; он полностью зависит от партийной линии или интересов выдвинувшей его на выборах партии.
Здесь, я должна согласиться с мнением Л.Г. Васьковой, что для депутата Государственной Думы больше применим партийно-императивный мандат, так как налицо представительство депутатом интересов, прежде всего своей политической партии, обязательность в исполнении указаний политических партий, подконтрольность партийной фракции и возможность лишения депутатского мандата в случае отступления от партийной дисциплины.
Наличие такой зависимости депутата от партии придает искусственность взаимоотношениям между депутатом и избирателями, хоть закон и устанавливает обязанность депутатской работы с избирателями, он не устанавливает никаких санкций за нарушение указанных обязанностей депутатом в отношении к избирателям.
Я считаю, что взаимоотношения между депутатами и избирателями должны строиться на основе всеобщей политико-правовой позиции, а не на основе юридической зависимости депутата от партии. Депутат должен иметь возможность выйти из партии, не утратив свой мандат, если считает, что партия перестала выражать волю избирателей должным образом, и выборы в депутаты Государственной Думы должны проводиться по одномандатным округам, в рамках которых своих кандидатов должны выдвигать не только политические партии, но и другие общественные организации с целью обеспечения подлинного народовластия.
БИБЛИОГРАФИЯ
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
1 Конституция Российской Федерации от 12.12 1993 ( с поправками от 30.12.2008 N – 6ФКЗ) // " Собрание законодательства РФ", 26.01.2009. – N 4. – Ст. 44;
2 Федеральный закон от
12.05.2009 N 94 - ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в
связи с повышением
3 Федеральный закон от
18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "О выборах
депутатов Государственной
4 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2008) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004. - N 31. - с. 3215;
5 Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О политических партиях" // "Собрание законодательства РФ", 16.07.2001. - N 29. - Ст. 2950;
6 Федеральный закон от
13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.05.2009) "О порядке
освещения деятельности
7 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006. - N 19. - Ст. 2060;
8 Федеральный закон от
08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "О статусе
члена Совета Федерации и
9 Федеральный закон от
12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.06.2009) "Об
основных гарантиях
10 Указ Президента Российской
Федерации от 07.08.2000 N 1444 (ред. От 17.09.2008)
"Вопросы управления делами
Президента Российской
11 Постановление Государственной
Думы Федерального Собрания
II ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
12. Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2001. – 688 с.;
13. Баглай М.В.. Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. — 784 с.;
14. Бекетова С.М., Скрынников Б.М. Правовое регулирование депутатской неприкосновенности на региональном уровне // "Журнал российского права", 1998. - N 10/11;
15. Боброва Н.А, Заикин Д.А. Парламентские формы борьбы с коррупцией // "Конституционное и муниципальное право", 2009. - N 1;
16. Бородин В., Миронов В. Конституционно-правовой статус главы исполнительной власти субъекта федерации // "Право и жизнь", 2003. - N 10;
17. Бузин А.Ю. Распределении депутатских мандатов: закон или алгоритм? // "Конституционное и муниципальное право", 2006. - N 1;