Проектирование информационной системы «Гостиница»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:19, курсовая работа

Описание

В данной работе необходимо разработать предложения по автоматизации для гостиницы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ЗАДАНИЕ

2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ

2.1 Функциональная модель бизнес-процессов

2.2 Внешнее окружение проектируемого ПО

2.3 Функциональность проектируемого ПО

2.4 Спецификации процессов

2.4.1 Спецификация процесса «Бронирование номеров»

2.4.2 Спецификация процесса «Регистрация клиентов»

2.4.3 Спецификация процесса «Отъезд клиентов»

3 СИСТЕМНЫЕ (БИЗНЕС) ТРЕБОВАНИЯ

4 СПЕЦИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО

4.1 Распределение требований по субъектам и прецедентам

4.2 Диаграмма прецедентов системы

4.3 Диаграмма деятельности системы

5 СПЕЦИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО

Работа состоит из  1 файл

Проектирование информационной системы Гостиница.docx

— 35.45 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ  им. В.В. Куйбышева)

Кафедра конструирования  и производства радиоаппаратуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Проектирование информационной системы «Гостиница»

 

 

 

 

 

 

 

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ЗАДАНИЕ

2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. СПЕЦИФИКАЦИИ  ПРОЦЕССОВ

2.1 Функциональная  модель бизнес-процессов

2.2 Внешнее  окружение проектируемого ПО

2.3 Функциональность  проектируемого ПО

2.4 Спецификации  процессов

2.4.1 Спецификация процесса «Бронирование  номеров»

2.4.2 Спецификация процесса «Регистрация  клиентов»

2.4.3 Спецификация процесса «Отъезд  клиентов»

3 СИСТЕМНЫЕ  (БИЗНЕС) ТРЕБОВАНИЯ

4 СПЕЦИФИКАЦИЯ  ПОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО

4.1 Распределение  требований по субъектам и  прецедентам

4.2 Диаграмма  прецедентов системы

4.3 Диаграмма  деятельности системы

5 СПЕЦИФИКАЦИЯ  СОСТОЯНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе необходимо разработать предложения  по автоматизации для гостиницы.

Гостиница — имущественный комплекс (дом, здание, часть здания, иные постройки) с меблированными комнатами («номерами») для временного проживания.

С точки зрения функционирования или структуры  гостиницы, можно сказать, что гостиница располагает номерами с разным уровнем сервиса, комфортности и, соответственно, оплаты. Номера могут быть разных типов: люкс — многокомнатный номер с высоким уровнем сервиса, комфортности и обслуживания; полулюкс — номер меньшей, чем люкс, площади, но с достаточным уровнем сервиса и комфортности; обычный номер – с минимальным уровнем сервиса. В гостинице ведется учет состояния номеров.

Все прибывающие  и размещаемые в гостинице  клиенты при вселении должны заполнить  карточку регистрации, в которой  необходимо указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, паспортные данные, время заселения, время отъезда.

Любой номер  гостиницы имеет номер, по которому ведется учет клиентов, проживающих  в гостинице.

Также гостиница  предоставляет возможность бронирования номеров.

Таким образом, в функционирование гостиницы входит:

  1. Регистрация клиентов;
  2. Учет состояния номеров;
  3. Прием заявок на бронирование номеров;
  4. Расчет стоимости проживания;
  5. Справочная информация о дополнительных услугах.

 

1 ЗАДАНИЕ

 

Разработать предложения по автоматизации гостиницы (номера – бронирование – клиенты).

Регистрация клиентов и бронирование номеров. Учет состояния номеров. Заявки на бронирование и проживание. Расчет стоимости проживания. Справочная информация о дополнительных услугах.

 

2 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ  БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССОВ

 

2.1 Функциональная модель бизнес-процессов

 

Построение  модели информационной системы начинается с описания функционирования системы  в целом в виде контекстной  диаграммы.

Взаимодействие  системы с окружающей средой описывается  с помощью входов («Обращения клиентов»  и «Оплата услуг»), выходов («Оказанные услуги» и «Полученная прибыль»), управления («Законы РФ» и «Устав гостиницы») и ресурсов («Номера» и  «Персонал гостиницы»).

Клиенты –  люди, создающие спрос на услуги гостиницы.

Оплата услуг  – часть прибыли, формирующейся  из оплаты оказанных услуг.

Устав гостиницы  – свод правил, которому подчиняются  все работники гостиницы.

Законы РФ – законы по защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом  контролируют качество, оказываемых  гостиницей услуг.

Номера –  основной ресурс для процесса функционирования гостиницы, так как они сдаются  клиентам для временного проживания.

Персонал  гостиницы – люди, работающие в  гостинице, осуществляющие приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и др.

Оказанные услуги – услуги, оказанные гостиницей клиентам.

Полученная  прибыль – сумма всех выплат за оказанные услуги.

После описания контекстной диаграммы переходим  к процессу функциональной декомпозиции, т.е. разбиваем систему на подсистемы до степени, достаточной для понимания  роли проектируемого ПО и написания  спецификаций процессов.

Как видно  из диаграммы, весь процесс функционирования гостиницы разбивается на три:

  1. Предоставление номеров – деятельность гостиницы по сдаче номеров и их предварительного бронирования;
  2. Учет состояния номеров – поддержание персоналом гостиницы номеров в чистоте и порядке;
  3. Оказание дополнительных услуг – выдача справочной информации о дополнительных услугах и их оказание.

Произведем  дальнейшее разбиение на подсистемы первых двух видов работ «Предоставление  номеров» и «Учет состояния (обслуживание) номеров».

Опишем процессы, представленные на данной диаграмме  декомпозиции.

Бронирование  номеров – предоставление услуги бронирования номеров позволяет  клиентам заранее спланировать пребывание в гостинице.

Заселение номеров  – данный процесс включает в себя процедуру идентификации клиента  по паспорту при заселении.

Процессы  бронирования и заселения номеров  будут подлежать автоматизации.

Прием предоплаты – заселение в номер осуществляется после предоплаты за указанный срок проживания или при его продлении.

Выезд из гостиницы  – процесс включает в себя формирование итогового счета за вычетом предоплаты.

Проверка  оплаты счетов – формирование итогового  счета за оказанные услуги. Создаваемое  программное обеспечение в дальнейшем будет формировать итоговую сумму  счетов, подлежащих к оплате.

Теперь опишем связи, которые не были представлены на диаграммах высшего уровня.

Забронированные номера – номера гостиницы, которые  займут уже известные клиенты  по запросу при въезде в гостиницу.

Тариф – суточная плата за проживание, соответствующая  типу выбранного номера.

Счет –  данные о платежах клиента. Это также  запрос в бухгалтерию на формирование суммарных счетов клиента.

Неоплаченные  счета – итоговый счет или сводка текущих платежей за проживание в  гостинице и пользование услугами, подсчитанный и проверенный бухгалтерией и направляемый администратору гостиницы  для предъявления клиенту.

Опишем процессы, представленные на данной диаграмме.

Подготовка  номеров – уборка номеров перед  заселением в него новых клиентов.

Плановое  обслуживание номеров – плановое регулярное обслуживание номеров во время проживания клиентов в номере.

Далее продолжим  декомпозицию диаграммы «Предоставление  номеров».

Опишем процесс  бронирования номеров.

Первым этапом для бронирования номера клиент должен заполнить форму, в которой должен указать фамилию, имя, отчество, место  постоянного жительства, паспортные данные, телефон или e-mail (при заполнении формы через интернет) для дальнейшей связи с клиентом при возникновении вопросов, категорию номера, дату въезда и дату выезда. Далее система произведет расчет стоимости согласно выбранным данным и предоставит эту информацию пользователю (клиенту). Далее, если клиент согласен с условиями бронирования, он должен подтвердить заказ. Затем клиент должен оплатить заказ удобным для него способом из предложенных.

Данные о  пользователе – форма заполненная  пользователем на первом этапе бронирования.

Тариф – стоимость  услуг, согласно категории выбранного номера.

Данные о  стоимости – цена для подготовленного  заказа.

Квитанция об оплате – квитанция для оплаты заказа.

Опишем процесс  заселения номеров.

Перед заселением в номер клиент должен заполнить  форму, в которой должен указать  свои фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, тип номера, дату въезда и отъезда. Затем клиенту производят расчет стоимости за проживание и предъявляют  счет, который он должен оплатить. После  оплаты происходит заселение в номер.

При выезде из гостиницы клиенту предъявляют  итоговый счет за проживание в гостинице  и пользование услугами. Затем  клиент должен оплатить данный счет. Потом  происходит проверка номера перед отъездом клиента и сдача ключей. Номер  становится свободным.

 

2.2 Внешнее окружение проектируемого ПО

 

На схеме  показано, что система гостиницы  работает с базой данных клиентов, базой данных номеров гостиницы  и базой данных услуг, предоставляемых  гостиницей. Также система гостиницы  имеет систему защиты и систему  обслуживания.

 

2.3 Функциональность проектируемого ПО

 

Данная информационная система будет автоматизировать:

  1. Бронирование номеров;
  2. Регистрацию новоприбывших клиентов (ФИО, паспортные данные, место жительства, номер комнаты в гостинице, дата въезда и выезда);
  3. Вести учет платежей за проживание;
  4. Вести учет занятых, свободных и забронированных номеров.

 

2.4 Спецификации процессов

 

2.4.1 Спецификация процесса «Бронирование номеров»

@ВХОД = ДАННЫЕ КЛИЕНТА

@ВХОД = ТИП НОМЕРА

@ВХОД = СРОКИ ПРОЖИВАНИЯ

@ВЫХОД = ЗАПРОС НА БРОНИРОВАНИЕ

@СПЕЦПРОЦ БРОНИРОВАНИЕ НОМЕРОВ

ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ клиенту, для ее заполнения

ЕСЛИ В ФОРМЕ заполнены ДАННЫЕ КЛИЕНТА, ТИП НОМЕРА, СРОКИ ПРОЖИВАНИЯ ТО

ВЫПОЛНИТЬ рассчитать стоимость заказа и вывести ее пользователю

КОНЕЦЕСЛИ

ЕСЛИ подтверждение ЗАКАЗА ТО

ВЫПОЛНИТЬ отправить ЗАПРОС НА БРОНИРОВАНИЕ

ИНАЧЕ

ВЫПОЛНИТЬ отменить ЗАПРОС НА БРОНИРОВАНИЕ

КОНЕЦЕСЛИ

@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА БРОНИРОВАНИЕ НОМЕРОВ

 

2.4.2 Спецификация процесса «Регистрация клиентов»

@ВХОД = ДАННЫЕ КЛИЕНТА

@ВХОД = ДАТА ВЪЕЗДА

@СПЕЦПРОЦ РЕГИСТРАЦИЯ КЛИЕНТОВ

При запросе на поиск свободных  номеров

ВЫПОЛНИТЬ вывести список свободных номеров

При выборе номера

ВЫПОЛНИТЬ вывести ФОРМУ для ее заполнения

ЕСЛИ в ФОРМЕ заполнены ДАННЫЕ КЛИЕНТА, ДАТА ВЪЕЗДА ТО

ВЫПОЛНИТЬ добавить ДАННЫЕ КЛИЕНТА в базу и отметить выбранный номер как занятый

КОНЕЦЕСЛИ

@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА РЕГИСТРАЦИЯ КЛИЕНТОВ

 

2.4.3 Спецификация процесса «Отъезд клиентов»

@ВХОД = ДАННЫЕ КЛИЕНТА

@ВХОД = ДАТА ВЫЕЗДА

@ВЫХОД = СЧЕТ

@СПЕЦПРОЦ ОТЪЕЗД КЛИЕНТОВ

При запросе на поиск КЛИЕНТА

ВЫПОЛНИТЬ вывести форму для поиска клиентов

При вводе ДАННЫХ КЛИЕНТА

ВЫПОЛНИТЬ вывести информацию о КЛИЕНТЕ

ЕСЛИ введена ДАТА ВЫЕЗДА ТО

ВЫПОЛНИТЬ сформировать окончательный СЧЕТ за проживание для КЛИЕНТА и вывести его на печать

КОНЕЦЕСЛИ

ВЫПОЛНИТЬ занести ДАННЫЕ КЛИЕНТА в архив и отметить освобождаемый номер как свободный

@КОНЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОТЪЕЗД КЛИЕНТОВ

 

3 СИСТЕМНЫЕ  (БИЗНЕС) ТРЕБОВАНИЯ

 

Таблица 2 – Системные (бизнес) требования для системы «Гостиница»

Номер

Описание требования

BR-1

Клиент должен иметь возможность  оформить заказ на бронирование номера.

BR-2

При оформлении заказа на бронирование клиент должен иметь возможность  выбрать тип номера и указать  сроки проживания.

BR-3

Клиент должен иметь возможность  отменить заказ на любом этапе  оформления, пока он не подтвердил его.

BR-4

Администратор должен иметь возможность  выполнять поиск номеров гостиницы  по их параметрам. В том числе  просматривать информацию о свободных  номерах гостиницы.

BR-5

Администратор должен иметь возможность  регистрировать клиента при его  заселении в гостиницу.

BR-6

Администратор должен иметь возможность  отменить регистрацию клиента на любом этапе регистрации.

BR-7

Администратор должен иметь возможность  оформить отъезд клиента из гостиницы.

BR-8

Администратор должен иметь возможность  выполнять поиск клиента в  базе по его данным.

BR-9

Администратор должен иметь возможность  сформировать окончательный счет клиента  за проживание в гостинице и распечатать  его.

BR-10

Администратор при необходимости  должен иметь возможность изменить информацию о клиентах и номерах  гостиницы.

BR-11

Администратор должен иметь возможность  вести учет оплаты платежей клиентом за проживание.


 

4 СПЕЦИФИКАЦИЯ  ПОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПО

 

4.1 Распределение  требований по субъектам и  прецедентам

 

Перед построением  диаграммы прецедентов составим таблицу распределения требований по субъектам и прецедентам:

 

Таблица 3 – Распределение требований по субъектам и прецедентам

Описание требования

Субъект

Прецедент

1

Клиент должен иметь возможность  оформить заказ на бронирование номера.

Клиент

Бронирование номеров

2

При оформлении заказа на бронирование клиент должен иметь возможность  выбрать тип номера и указать  сроки проживания.

Клиент

Бронирование номеров

3

Клиент должен иметь возможность  отменить заказ на любом этапе  оформления, пока он не подтвердил его.

Клиент

Бронирование номеров

4

Администратор должен иметь возможность  выполнять поиск номеров гостиницы  по их параметрам. В том числе  просматривать информацию о свободных  номерах гостиницы.

Администратор

Поиск номеров

5

Администратор должен иметь возможность  регистрировать клиента при его  заселении в гостиницу.

Администратор

Регистрация клиентов

6

Администратор должен иметь возможность  отменить регистрацию клиента на любом этапе регистрации.

Администратор

Регистрация клиентов

7

Администратор должен иметь возможность  оформить отъезд клиента из гостиницы.

Администратор

Отъезд клиентов

8

Администратор должен иметь возможность  выполнять поиск клиента в  базе по его данным.

Администратор

Поиск клиентов

9

Администратор должен иметь возможность  сформировать окончательный счет клиента  за проживание в гостинице и распечатать  его.

Администратор

Отъезд клиентов

10

Администратор при необходимости  должен иметь возможность изменить информацию о клиентах и номерах  гостиницы.

Администратор

Поиск клиентов, поиск номеров

11

Администратор должен иметь возможность  вести учет оплаты платежей клиентом за проживание.

Администратор

Оплата за проживание

Информация о работе Проектирование информационной системы «Гостиница»