Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:17, творческая работа
Предлагаемая программа предназначена для учащихся 2–9 классов, разработана на основе авторских программ преподавания информатики Макаровой Н.В., Угриновича Н.И., учителя информатики Воробьева С.К. и Горбиной Е.А. и адаптирована к местным условиям ведения занятий дополнительного образования по информатики. Основная направленность курса дополнительного образования по информатики заключается не в рассмотрении информатики как простого продолжения математических дисциплин, отработке чисто компьютерных программистских или пользовательских навыков, а в обучении универсальным и эффективным методам работы с информацией в любой области знания и технологии, в том числе и при изучении любого школьного предмета.
Пояснительная записка
Предлагаемая
программа предназначена для учащихся
2–9 классов, разработана на основе авторских
программ преподавания информатики Макаровой
Н.В., Угриновича Н.И., учителя информатики
Воробьева С.К. и Горбиной Е.А. и адаптирована
к местным условиям ведения занятий дополнительного
образования по информатики. Основная
направленность курса дополнительного
образования по информатики заключается
не в рассмотрении информатики как простого
продолжения математических дисциплин,
отработке чисто компьютерных программистских
или пользовательских навыков, а в обучении
универсальным и эффективным методам
работы с информацией в любой области
знания и технологии, в том числе и при
изучении любого школьного предмета. При
этом компьютер рассматривается не как
самоцель обучения, а лишь как средство
усиления способностей человека к обработке
информации, а также как партнер в процессе
информационного обмена.
Цель предлагаемого курса дополнительного образования по информатике:
Формирование универсального стиля научного и практического мышления, основанного на системном подходе, направленного на самостоятельное творческое познание и исследование окружающего мира.
Задачи курса:
1. Организация процессов мышления и познания.
– Обучение наиболее общим приемам работы с информацией, пригодных для использования в любой предметной области.
– Интеграция программ школьного курса, взаимное усиление информатики и других школьных предметов по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов.
2. Развитие самостоятельности в работе и творческой активности.
3. Обучение навыкам работы с компьютером на уровне, минимально необходимом для самостоятельной работы с современными типами программного обеспечения, но достаточном для их дальнейшего самостоятельного изучения.
Принципы технологии преподавания:
1. Принцип самостоятельного исследования объектов и явлений с точки зрения системного подхода. Методы подачи материала:
– Обучение навыкам самостоятельной работы с информацией:
– Техника и технология информационного поиска («где что?»);
– Определение структуры системы понятий («что к чему относится?»);
– Поиск базовой системы понятий («что главное?»);
– Связь с другими предметными областями («где еще?»);
– Исследование «черных ящиков» (приборов, программ, учебных тем);
– Использование знаний об аналогах и более общих объектах;
– Выявление общих принципов устройства, работы;
– Выявление характерных свойств объектов и иерархия этих свойств.
2. Принцип творчества, для:
– Закрепления полученных теоретических навыков;
– Эмоционального подкрепления в ходе творческой работы;
– Организации и планирования проектов, обучения планированию;
– Взаимодействия учеников в коллективных проектах.
3. Принцип эмоционального подкрепления, для:
– Увеличения эффективности усвоения;
– Развития уверенности в своих силах;
– Развития эстетики.
6. Принцип технологичности:
– Постоянное стремления повышать КПД своей работы;
– Умение работать над конкретной задачей в контексте ее возможного развития;
– Развитие технология решения задачи вместе с ее собственно решением;
– Обучение технологии на сравнении «плохих» и «хороших» примеров (от первых — ко вторым);
4. Принцип смежных дисциплин:
– Разбор материала из смежных предметов, работа на примерах из смежных областей;
– Взаимное усиление информатики и смежных дисциплин;
– Интеграция смежных дисциплин.
5. Принцип открытой педагогической технологии:
– Открытая и ясная система ценностей, установок;
– Подчеркнутая расстановка акцентов в подаче материала;
– Понимание «критических мест» в ходе изучения и способов их преодоления;
– Понимание связи материала и методики его подачи;
– Активное
использование взаимодействия учеников
и взаимного обучения.
Общий объём
курса составляет 304 часа.
Курс делится на 3 блока. Первый блок
«Компьютер для малышей» (114ч.) представляет
собой дополнительные занятия учащихся
начальных классов на уровне рисования.
Блок "Пользователь" (76 ч.) для обучения
основам компьютерной техники и стандартного
программного обеспечения. Блок "Профи"
(114 ч.) ставит перед собой цель обучения
программированию.
Блок «Компьютер для малышей» (144ч)
Одна из основных задач начальной школы — научить ребенка учиться, адаптировать его к школьным требованиям, иначе ему будет очень трудно в средних классах. Необходимо сформировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческую инициативу и самостоятельность в поисках способов решения задач.
В нашей школе для этой цели используется пропедевтический курс информатики. Компьютер здесь — инструмент для решения задач, он естественно входит в набор других школьных инструментов. Возможности компьютера, его многофункциональность увлекают детей. Но на уроках все возможности компьютера не показать детям и не научить множеству увлекательных вещей. Поэтому дополнительное образование в начальных классах построено в основном на графике. В процессе обучения обогащается среда учебной деятельности, расширяется круг доступных для решения задач. Ребенок избавлен от рутинной работы, удовлетворяется его потребность в самоуважении, самореализации, развивается самостоятельность мышления. Обучение протекает активно, решаются разнообразные задачи.
Какие же задачи наиболее полно соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста? Конечно, это в первую очередь задачи на конструирование. Конструирование из спичек и палочек, букв и слов, небольшого набора геометрических фигур, аппликации, танграмы и т.д. Задачи на конструирование школьники решают очень эффективно в графическом редакторе (Paint). Конструирование рисунка из основных графических примитивов дети выполняют по образцу или словесному описанию, продумывая и проговаривая порядок действий. Второй год обучение рисованию в графическом редакторе построено на примитивном делении рисунка на пиксели. Рисование в пикселях учит ребенка анализировать объект, выделять примитивы, с помощью которых этот объект можно построить. Планируется последовательность действий, план выполняется по шагам, ребенок учится отдавать отчет своим действиям.
Основным методом обучения данному курсу является организация индивидуальной творческой работы
В конце обучения одной из форм контроля может являться выставка творческих работ
Основной тип занятий – практикум, в ходе которого учащиеся выполняют задания с использованием полученных знаний, умений и навыков.
1. «Рисование в Paint » (38ч)
2. «Рисование по пикселям. Paint » (38ч)
3. «Рисование в Logo Writer» (38ч)
Язык программирования ЛОГО предоставляет прекрасные возможности при обучении детей младшего школьного возраста.
Его основными достоинствами являются:
· наглядность и присутствие игрового момента, поскольку результат выполнения любой команды представляется на экране рисунком.
· существование нескольких уровней абстракции (командный и программный режимы работы)
· Расширяемость набора команд за счет создания процедур.
Блок "Пользователь" (76 ч.)
Блок охватывает 5–6 классы и включает изучение компьютерных технологий на неформальном уровне, однако достаточном для того, чтобы прошедший курс ученик смог самостоятельно использовать компьютер для решения основных учебно-практических задач. Основным принципом преподавания является его открытость, то есть не сколько сообщение ребенку сведений о возможностях конкретной программы и тренировка определенных умений, сколько обучение принципам работы и изучения программного средства. Упор делается на совмещение логики и интуиции, экспериментирование с программой, что дает ребенку возможность расширять свои знания самостоятельно. Важной стороной обучения начинающего пользователя является развитие внимания и самоконтроля при применении средств программы. Ученик должен понять, что важно достигать цели минимальными средствами, но на максимальном уровне. Для этого он должен уметь организовывать процесс работы максимально технологично, иметь понятие о стилистике, не допускать «винегрета», говорящего о том, что автор умеет пользоваться программой, но не имеет вкуса.
В этом блоен рассматриваются основные принципы работы с компьютером и управления системой Windows. Рассмотрение идет в виде серии рассказов учителя, практических работ, компьютерных экспериментов, в течение которой вырабатываются универсальные умения, необходимые для работы. Вырабатывается технология самостоятельного изучения программ, работы с системой помощи. В ходе начального курса Windows учащиеся проходят на достаточно подробном уровне редактор MS Word. К концу обучения ученик должен свободно владеть MS Office на уровне, достаточном для грамотного оформления стандартного школьного реферата.
Материал излагается с опорой на развитие самостоятельного мышления учащихся, самообразование. Для выполнения учащимися выбираются задания, допускающие решения в эстетически привлекательной форме, имеющие игровой компонент. Формы занятий — лекция, семинар и практическая работа. Формы контроля — сдача практических работ.
1. Приложение MS Word (19ч)
1.
Основы работы:
Запуск программы. Документы DOS и вставка
объектов. Форматирование документа (изменение
размера, типа шрифта, положения, цвета).
Окончание работы. Подготовка документа
к печати. Работа с элементами таблицы
Word. Создание таблиц с помощью Word. Мастер
создания документов. Колонтитулы. Объединение
документов. Завершение работы Word.
2.
Графическое оформление
текста в Word:
Создание документа. Вставка надписи.
Оформление при помощи Буквицы. Создание
рисунка-схемы. Включение текста в графический
объект. Выравнивание, размещение (позиционирование)
графических объектов. Предварительный
просмотр документа. Другие приёмы оформления
текста с помощью WordArt. Создание календаря.
Улучшение оформления календаря.
3.
Работа с текстом большого
объёма:
Включение режима структуры. Понижение
и повышение уровня заголовка. просмотр
уровней текста. Перемещение текста. Нумерация
заголовков. Создание оглавления документа.
Главный и вложенный документ. Редактирование
структуры. Создание списков. Использование
закладок и ссылок. Работа с исправлениями.
2. Приложение MS Publisher» (19ч)
Запуск программы. Макеты публикаций. Цветовые схемы. Шрифтовые схемы. публикациями, работа с текстом, форматирование текста, оформление страниц публикаций, печать документов, вставка графических объектов
2.
Графическое оформление
текста
Создание документа. Вставка надписи.
Оформление при помощи Буквицы. Создание
рисунка-схемы. Включение текста в графический
объект. Выравнивание, размещение (позиционирование)
графических объектов. Предварительный
просмотр документа. Другие приёмы оформления
текста с помощью WordArt. Создание календаря.
Улучшение оформления календаря.