Программа курса "Компьютерная грамота"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 03:17, творческая работа

Описание

Предлагаемая программа предназначена для учащихся 2–9 классов, разработана на основе авторских программ преподавания информатики Макаровой Н.В., Угриновича Н.И., учителя информатики Воробьева С.К. и Горбиной Е.А. и адаптирована к местным условиям ведения занятий дополнительного образования по информатики. Основная направленность курса дополнительного образования по информатики заключается не в рассмотрении информатики как простого продолжения математических дисциплин, отработке чисто компьютерных программистских или пользовательских навыков, а в обучении универсальным и эффективным методам работы с информацией в любой области знания и технологии, в том числе и при изучении любого школьного предмета.

Работа состоит из  1 файл

Программа курса.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)

Программа курса 

"Компьютерная  грамота"

учителя информатики

Лосевой Татьяны Викторовны

2008

 

 Пояснительная записка

  Предлагаемая программа предназначена для учащихся 2–9 классов, разработана на основе авторских программ преподавания информатики Макаровой Н.В., Угриновича Н.И., учителя информатики Воробьева С.К. и Горбиной Е.А. и адаптирована к местным условиям ведения занятий дополнительного образования по информатики. Основная направленность курса дополнительного образования по информатики заключается не в рассмотрении информатики как простого продолжения математических дисциплин, отработке чисто компьютерных программистских или пользовательских навыков, а в обучении универсальным и эффективным методам работы с информацией в любой области знания и технологии, в том числе и при изучении любого школьного предмета. При этом компьютер рассматривается не как самоцель обучения, а лишь как средство усиления способностей человека к обработке информации, а также как партнер в процессе информационного обмена. 

  Цель  предлагаемого курса дополнительного образования по информатике:

  Формирование  универсального стиля научного и  практического мышления, основанного  на системном подходе, направленного  на самостоятельное творческое познание и исследование окружающего мира.

  Задачи курса:

    1. Организация процессов мышления и познания.

    – Обучение наиболее общим приемам работы с информацией, пригодных для использования в любой предметной области.

    – Интеграция программ школьного курса, взаимное усиление информатики и других школьных предметов по принципу: технология работы с информацией — из информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов.

    2. Развитие самостоятельности в работе и творческой активности.

    3. Обучение навыкам работы с компьютером на уровне, минимально необходимом для самостоятельной работы с современными типами программного обеспечения, но достаточном для их дальнейшего самостоятельного изучения.

  Принципы  технологии преподавания:

    1. Принцип самостоятельного исследования объектов и явлений с точки зрения системного подхода. Методы подачи материала:

    – Обучение навыкам самостоятельной работы с информацией:

    – Техника и технология информационного поиска («где что?»);

    – Определение структуры системы понятий («что к чему относится?»);

    – Поиск базовой системы понятий («что главное?»);

    – Связь с другими предметными областями («где еще?»);

    – Исследование «черных ящиков» (приборов, программ, учебных тем);

    – Использование знаний об аналогах и более общих объектах;

    – Выявление общих принципов устройства, работы;

    – Выявление характерных свойств объектов и иерархия этих свойств.

    2. Принцип творчества, для:

    – Закрепления полученных теоретических навыков;

    – Эмоционального подкрепления в ходе творческой работы;

    – Организации и планирования проектов, обучения планированию;

    – Взаимодействия учеников в коллективных проектах.

    3. Принцип эмоционального подкрепления, для:

    – Увеличения эффективности усвоения;

    – Развития уверенности в своих силах;

    – Развития эстетики.

    6. Принцип технологичности:

    – Постоянное стремления повышать КПД своей работы;

    – Умение работать над конкретной задачей в контексте ее возможного развития;

    – Развитие технология решения задачи вместе с ее собственно решением;

    – Обучение технологии на сравнении «плохих» и «хороших» примеров (от первых — ко вторым);

    4. Принцип смежных дисциплин:

    – Разбор материала из смежных предметов, работа на примерах из смежных областей;

    – Взаимное усиление информатики и смежных дисциплин;

    – Интеграция смежных дисциплин.

    5. Принцип открытой педагогической технологии:

    – Открытая и ясная система ценностей, установок;

    – Подчеркнутая расстановка акцентов в подаче материала;

    – Понимание «критических мест» в ходе изучения и способов их преодоления;

    – Понимание связи материала и методики его подачи;

    – Активное использование взаимодействия учеников и взаимного обучения. 

Общий объём  курса составляет 304 часа.  
Курс  делится на 3 блока. Первый блок «Компьютер для малышей» (114ч.) представляет собой дополнительные занятия учащихся начальных классов на уровне рисования. Блок "Пользователь" (76 ч.) для обучения основам компьютерной техники и стандартного программного обеспечения. Блок "Профи" (114 ч.) ставит перед собой цель обучения программированию. 

Блок  «Компьютер для малышей» (144ч)

  Одна из основных задач начальной школы — научить ребенка учиться, адаптировать его к школьным требованиям, иначе ему будет очень трудно в средних классах. Необходимо сформировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческую инициативу и самостоятельность в поисках способов решения задач.

       В нашей школе для этой цели используется пропедевтический курс информатики. Компьютер здесь — инструмент для решения задач, он естественно входит в набор других школьных инструментов. Возможности компьютера, его многофункциональность увлекают детей. Но на уроках все возможности компьютера не показать  детям и не научить множеству увлекательных вещей. Поэтому дополнительное образование в начальных классах построено в основном на графике. В процессе обучения обогащается среда учебной деятельности, расширяется круг доступных для решения задач. Ребенок избавлен от рутинной работы, удовлетворяется его потребность в самоуважении, самореализации, развивается самостоятельность мышления. Обучение протекает активно, решаются разнообразные задачи.

       Какие же задачи наиболее полно соответствуют  психологическим особенностям детей  младшего школьного возраста? Конечно, это в первую очередь задачи на конструирование. Конструирование из спичек и палочек, букв и слов, небольшого набора геометрических фигур, аппликации, танграмы и т.д. Задачи на конструирование школьники решают очень эффективно в графическом редакторе (Paint). Конструирование рисунка из основных графических примитивов дети выполняют по образцу или словесному описанию, продумывая и проговаривая порядок действий. Второй год обучение рисованию в графическом редакторе построено на примитивном делении рисунка на пиксели. Рисование в пикселях учит ребенка анализировать объект, выделять примитивы, с помощью которых этот объект можно построить. Планируется последовательность действий, план выполняется по шагам, ребенок учится отдавать отчет своим действиям.

   Основным  методом обучения данному курсу  является организация индивидуальной творческой работы

   В конце обучения одной из форм контроля может являться выставка творческих работ

   Основной  тип занятий – практикум, в  ходе которого учащиеся выполняют задания  с использованием полученных знаний, умений и навыков.

1. «Рисование в Paint » (38ч)

2. «Рисование по  пикселям. Paint » (38ч)

3. «Рисование в Logo Writer» (38ч)

Язык программирования ЛОГО предоставляет прекрасные возможности  при обучении детей младшего школьного  возраста.

Его основными  достоинствами являются:

    ·         наглядность и присутствие игрового момента, поскольку результат выполнения любой команды представляется на экране рисунком.

    ·         существование нескольких уровней абстракции (командный и программный режимы работы)

    ·         Расширяемость набора команд за счет создания процедур.

Блок "Пользователь" (76 ч.)

    Блок  охватывает 5–6 классы и включает изучение компьютерных технологий на неформальном уровне, однако достаточном для того, чтобы прошедший курс ученик смог самостоятельно использовать компьютер для решения основных учебно-практических задач. Основным принципом преподавания является его открытость, то есть не сколько сообщение ребенку сведений о возможностях конкретной программы и тренировка определенных умений, сколько обучение принципам работы и изучения программного средства. Упор делается на совмещение логики и интуиции, экспериментирование с программой, что дает ребенку возможность расширять свои знания самостоятельно. Важной стороной обучения начинающего пользователя является развитие внимания и самоконтроля при применении средств программы. Ученик должен понять, что важно достигать цели минимальными средствами, но на максимальном уровне. Для этого он должен уметь организовывать процесс работы максимально технологично, иметь понятие о стилистике, не допускать «винегрета», говорящего о том, что автор умеет пользоваться программой, но не имеет вкуса.

    В этом блоен рассматриваются основные принципы работы с компьютером и управления системой Windows. Рассмотрение идет в виде серии рассказов учителя, практических работ, компьютерных экспериментов, в течение которой вырабатываются универсальные умения, необходимые для работы. Вырабатывается технология самостоятельного изучения программ, работы с системой помощи. В ходе начального курса Windows учащиеся проходят на достаточно подробном уровне редактор MS Word. К концу обучения ученик должен свободно владеть MS Office на уровне, достаточном для грамотного оформления стандартного школьного реферата.

   Материал  излагается с опорой на развитие самостоятельного мышления учащихся, самообразование. Для выполнения учащимися выбираются задания, допускающие решения в эстетически привлекательной форме, имеющие игровой компонент. Формы занятий — лекция, семинар и практическая работа. Формы контроля — сдача практических работ.

1. Приложение MS Word (19ч)

1. Основы работы:  
Запуск программы. Документы DOS и вставка объектов. Форматирование документа (изменение размера, типа шрифта, положения, цвета). Окончание работы. Подготовка документа к печати. Работа с элементами таблицы Word. Создание таблиц с помощью Word. Мастер создания документов. Колонтитулы. Объединение документов. Завершение работы Word.

2. Графическое оформление  текста в Word: 
Создание документа. Вставка надписи. Оформление при помощи Буквицы. Создание рисунка-схемы. Включение текста в графический объект. Выравнивание, размещение (позиционирование) графических объектов. Предварительный просмотр документа. Другие приёмы оформления текста с помощью WordArt. Создание календаря. Улучшение оформления календаря.

3. Работа с текстом большого объёма: 
Включение режима структуры. Понижение и повышение уровня заголовка. просмотр уровней текста. Перемещение текста. Нумерация заголовков. Создание оглавления документа. Главный и вложенный документ. Редактирование структуры. Создание списков. Использование закладок и ссылок. Работа с исправлениями.

2. Приложение MS Publisher» (19ч)

Запуск программы. Макеты публикаций. Цветовые схемы. Шрифтовые схемы. публикациями, работа с текстом, форматирование текста, оформление страниц публикаций, печать документов, вставка графических объектов

2. Графическое оформление  текста  
Создание документа. Вставка надписи. Оформление при помощи Буквицы. Создание рисунка-схемы. Включение текста в графический объект. Выравнивание, размещение (позиционирование) графических объектов. Предварительный просмотр документа. Другие приёмы оформления текста с помощью WordArt. Создание календаря. Улучшение оформления календаря.

Информация о работе Программа курса "Компьютерная грамота"