Разработка базы данных по учету продаж лекарственных средств в аптеке №1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание

Современная жизнь немыслима без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки информации, от которых во многом зависит эффективность работы любого учреждения.
Для хранения, изменения и обработки больших объемов информации используются специальные системы, называемые базами данных.
Сейчас люди пришли к выводу, что наилучшим решением являются реляционные базы данных. В них вся информация распределяется по нескольким таблицам, а между таблицами устанавливается связь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ 6
1.1. Цели и задачи курсовой работы…………………………………………..6
1.2 Описание модели разработки жизненного цикла………………………...7
2. СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И РАЗБИЕНИЕ ПРОЕКТА НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ 10
2.1. Сбор исходных данных 10
2.2. Выбор программного обеспечения 11
2.3. Программно-аппаратная платформа 11
2.4. Среда разработки модулей проекта или выбор СУБД 12
2.5. Функциональные требования к программному продукту 13
2.6. Требования к составу и параметрам технических средств 14
3. ТЕСТИРОВАНИЕ И ОТЛАДКА…………………………………………15
3.1. План тестирования……………………………………………………….15
3.2. Виды тестирования……………………………………………………….16
3.3. Стохастическое и детерминированное тестирование………………….17
3.4. Результаты тестирования, виды ошибок………………………………..18
4. СТРУКТУРА ПРОЕКТА БАЗЫ ДАННЫХ 21
5. ИНТЕРФЕЙС ПРОЕКТА 24
5.1. Стандартные средства интерфейса 24
5.2. Основные формы…………………………………………………………25
5.3. Запросы 27
5.4. Отчеты 28
5.5. Параметры запуска 28
5.6. Настройка 29
5.7. Обучение персонала 29
6. ОЦЕНКА ПРОЕКТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
СПИСОК АББРИВИАТУР…………………………………………………...35
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….37
Приложение 1. Техническое задание………………………………………..37
Приложение 2. Таблицы……………………………………………………...41
Приложение 3. Рисунки, схемы, диаграммы…………………………..……67

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ .doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

      Фармацевтика – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших   профессию и жизненные ориентиры.

      В наше время информатизация и компьютеризация  общества охватывает всё больше областей деятельности «современного» человека. Что достаточно благоприятно сказывается на общественном развитии. Информация в наше времясамый распространенный товар. И поэтому основными проблемами являются ее хранение, защита и обработка. Создавались самые различные варианты того, как именно следует это делать. Благодаря информатизации появляется возможность более легкого и более быстрого доступа к необходимой информации, её обработке и хранению.

      С появлением новых «электронных»  методов хранения информации огромные архивы и многочисленные картотеки остаются в прошлом.

      Современная жизнь немыслима без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки информации, от которых во многом зависит эффективность работы любого учреждения.

      Для хранения, изменения и обработки  больших объемов информации используются специальные системы, называемые базами данных.

      Сейчас  люди пришли к выводу, что наилучшим  решением являются реляционные базы данных. В них вся информация распределяется по нескольким таблицам, а между таблицами устанавливается связь.

      Реляционные базы данных — один из самых сложных  типов коммерческих приложений. Все  остальные типы систем, как правило, имеют более-менее близкие аналогии в реальном мире. С точки зрения практического использования, текстовые  процессоры — это усовершенствованная пишущая машинка. Электронные таблицы, несомненно, легко освоит не только бухгалтер, но и любой другой пользователь.

      При работе с базами данных от пользователей  требуются особые навыки и умения, которые приходят только с опытом. Однако сейчас даже неспециалисты в области разработки баз данных смело берутся за создание собственных проектов. Программные продукты совершенствуются и становятся все более удобными, для достижения цели требуется все меньше программирования и больше работы с готовыми объектами.

      В созданной базе данных по учету товаров  может храниться вся информация о товарах, поставщиках и сотрудниках данного магазина.

      Данная  база данных поможет в работе аптеки.

      Пояснительная записка состоит из ведения, 5 разделов, заключения и списка литературы. Работа изложена на 65 листах печатного текста, содержит 17 рисунков и 31 таблицу. Список литературы содержит 32 источника.

      В первом разделе представлены результаты исследования предметной области, а  также намечена логика работы программы.

      Во  втором разделе приведено описание требований к компьютеру, используемые при реализации разрабатываемого программного продукта, а так же оценка результатов работы заказчиком.

      В третьем разделе на основе исходных данных представлен полный набор  нормализованных таблиц и представлена полная схема данных.

      В четвёртом разделе показан интерфейс  проекта базы данных, методы использования  Microsoft Office Access 2003 по созданию различного рода форм, отчётов, запросов или страниц доступа к данным.

      Пятый раздел показывает оценку программного продукта со стороны заказчика, разработчика и пользователя. Описаны все недостатки, а так же положительные сторон проекта базы данных. 
 
 

      1. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

      1.1. Цели и задачи курсовой работы

      Для успешного создания работоспособной, отказоустойчивой и удобной информационной системы необходимо тщательное изучение предметной области, сбор исходных данных и их анализ. Этап сбора исходной информации, описания предметной области является важнейшим этапом при создании любой информационной системы. От полноты и качества сбора исходной информации зависит судьба создаваемого программного продукта, так как именно на этом этапе выделяется круг автоматизируемых задач и закладывается требования к функциональности системы.

      Актуальность  работы заключается в том, что разработка программного продукта продиктована в первую очередь большими потоками информации внутри автосалона, а так же необходимостью быстрого анализа различных данных об автомобилях, клиентах и сотрудниках данного автосалона.

        Данное программное обеспечение должно быть реализовано как набор программ, выполняющих такие функции проекта, как хранение данных, администрирования, изменение и дополнение данных, а так же синхронизацию и удалённый доступ.

      Для решения задач по учёту продаж лекарственных средств уже существует ряд пакетов прикладных программ. Однако подобное программное обеспечение стоит довольно дорого и в то же время для работы с ней требуется квалифицированный персонал, что не всегда приемлемо для ситуаций такого типа. Для сопровождения подобных программных средств зачастую требуется отдельный программист, который отвечает за установку, настройку, конфигурирование и сопровождение данного программного обеспечения. Таким образом, использование подобного программного обеспечения становится экономически малоэффективным.

      Для того чтобы решить данную проблему, была разработана база данных по учёту продаж лекарственных средств в аптеке№1 г.Абакана, целью которой является сбор исходной информации об автомобилях, клиентах и сотрудниках, поступающих в автосалон.

      Цели  и задачи курсовой работы

  1. Осуществлять полнофункциональный учёт всей деятельности аптечного пункта
  2. Иметь удобный, интуитивно понятный интерфейс пользователя;
  3. Наглядно предоставлять отчётность по проекту.
  4. Создание понятной, простотой и  доступной для пользователя системы справки.
  5. Простота установки, настройку, конфигурирование и сопровождение данного программного обеспечения.
  6. Разработать документацию по созданному программному продукту.

      1.2 Описание модели разработки жизненного цикла

      Одним из ключевых понятий проектирования, в том числе индустрии программного обеспечения, является жизненный цикл проекта. В общем случае, жизненный цикл определяется моделью и описывается в форме методологии (метода). Модель или парадигма жизненного цикла определяет концептуальный взгляд на организацию жизненного цикла и, часто, основные фазы жизненного цикла, и принципы перехода между ними. Методология задает комплекс работ, их детальное содержание и ролевую ответственность на всех этапах выбранной модели жизненного цикла, обычно определяет и саму модель, а также рекомендует практики, позволяющие максимально эффективно воспользоваться соответствующей методологией и ее моделью.

      В индустрии программного обеспеченья  можно и необходимо более четко  разграничивать фазы проекта.

      Модель  жизненного цикла  – структура, состоящая из процессов, работ и задач, включающих в себя разработку, эксплуатацию и сопровождение программного продукта, охватывающая жизнь системы от установления требований к ней до прекращения ее использования. Модель показана на рисунке П.3.20.

      Скотт Амблер, автор и основатель концепции  и практики гибкого моделирования, в разработанной им теории содержатся различные уровни жизненного цикла:

  • Жизненный цикл разработки программного продукта – проектная деятельность и развертывание программных систем;
  • Жизненный цикл программной системы – включает разработку, развертывание, поддержку и сопровождение;
  • Жизненный цикл информационных технологии (ИТ) – включающие всю деятельность ИТ-департамента;
  • Жизненный цикл организации/бизнеса – охватывает всю деятельность организации в целом.

      От  выбранной модели разработки зависит  и все этапы жизненного цикла. Наиболее часто говорят о следующих  моделях жизненного цикла:

  • Каскадная (водопадная) или последовательная;
  • Интеративная и инкрементальная – эволюционная (гибридная, смешенная);
  • Спиральная или модель Боэма.

      Данный  программный продукт база данных «Учет продаж лекарственных средств» был спроектирован по спиральной модели жизненного цикла разработки (рис. П.3.19).

      Спиральная модель предлагает сектор адаптации удачных аспектов существующих процессов жизненного цикла. В то же время, ориентированный на риски, подход позволяет избежать многих сложностей.

      Так же предоставляет механизмы достижения необходимых качеств, как составную часть процесса разработки программного продукта.

      Модель  уделяет специальное внимание предотвращению ошибок и отбрасывание ненужных, необоснованных или неудовлетворительных альтернатив  на ранних этапах проекта.

      Первый  этап (первая спираль) разработки заключался в планирование проекта и жизненного цикла разработки, разбор предметной области (концепции эксплуатации) и определения начальных рисков разработки. От качества разбора начального этапа зависит и весь ход разработки.

      На  втором этапе были определены цели, задачи, требования и основные характеристики разрабатываемого программного продукта, как то: интерфейс программного продукта, основные модули, основные задачи, выполняемые программой, началось планирование проектирование.

      На  третьем этапе происходит само проектирование программного продукта. Данный этап самый длительный из всех этапов разработки, так как проводится создание собственно модели (макета) программного продукта. На данном этапе проводилось создание таблиц, отношений, запросов.

      На  четвертой спирали делается проектирование интерфейса, были разработаны основные компоненты интерфейса и отчеты. В конце этапа началось планирование тестирование.

      На  пятом этапе происходило тестирование, доработка интерфейса. Также один из долгих, трудоемких процессов – требует не только очень много времени и внимания от разработчика, но и умение исправлять ошибки без вреда для продуктивности программы. После откладки происходило создание файл - сопровождения к программному продукту.

      Вывод

      Для успешного создания работоспособной, отказоустойчивой и удобной информационной системы необходимо тщательное изучение предметной области, сбор исходных данных и их анализ. Этап сбора исходной информации, описания предметной области является важнейшим этапом при создании любой информационной системы. От полноты и качества сбора исходной информации зависит судьба создаваемого программного продукта, так как именно на этом этапе выделяется круг автоматизируемых задач и закладывается требования к функциональности системы.

      2. СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И РАЗБИЕНИЕ ПРОЕКТА НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

      2.1. Сбор исходных данных

      Анализ  уже существующих информационных систем созданных на базе MySQL и Microsoft Office Excel 2003 позволил выявить все положительные и отрицательные стороны этих программных продуктов. Однако можно отметить, что конкретной базы данных по данной предметной области с использованием конкретных запросов найти очень сложно. Но всё же они существую, хотя конкретные отчеты и запросы формируются в процессе эксплуатации Базы данных, что снижает сроки сдачи отчетов. Еще одним недостатком существующих баз данных является, точнее отсутствие так называемого, Помощника или инструкции пользователя. К основным недостаткам можно отнести еще и нестабильность системы в случае ошибок неграмотного пользователя.

        Назначение данного программного продукта является учёт автомобилей, атрибутов клиента, а так же список сотрудников. Функциональная и информационная структура объекта исследования, характер взаимодействия объекта с внешней средой определяется существующими и использовавшимися ранее базами данных, в которых необходимо было учитывать практически все атрибуты клиента, включая сведения о контактных лицах конкретного клиента.

      Основным  требованием к курсовому проекту (базы данных) является объем получаемой информации, который является в значительной степени большим. Данный объект информатизации содержит множество различных видов отчетов, запросов для этих отчетов и т.д., которые помогаю сделать работу с базой более удобной и эффективной в плане функционирования как объекта информатизации и тенденции их изменения во времени. В ходе работы выявляется соответствие показателей функционировании объекта предъявляемым требованиям, т.е. быстрота обслуживания данной базы данных, с использованием удаленного доступа и синхронизации через Интернет.

Информация о работе Разработка базы данных по учету продаж лекарственных средств в аптеке №1