Разработка базы данных по учету продаж лекарственных средств в аптеке №1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание

Современная жизнь немыслима без эффективного управления. Важной категорией являются системы обработки информации, от которых во многом зависит эффективность работы любого учреждения.
Для хранения, изменения и обработки больших объемов информации используются специальные системы, называемые базами данных.
Сейчас люди пришли к выводу, что наилучшим решением являются реляционные базы данных. В них вся информация распределяется по нескольким таблицам, а между таблицами устанавливается связь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ 6
1.1. Цели и задачи курсовой работы…………………………………………..6
1.2 Описание модели разработки жизненного цикла………………………...7
2. СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И РАЗБИЕНИЕ ПРОЕКТА НА ОТДЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ 10
2.1. Сбор исходных данных 10
2.2. Выбор программного обеспечения 11
2.3. Программно-аппаратная платформа 11
2.4. Среда разработки модулей проекта или выбор СУБД 12
2.5. Функциональные требования к программному продукту 13
2.6. Требования к составу и параметрам технических средств 14
3. ТЕСТИРОВАНИЕ И ОТЛАДКА…………………………………………15
3.1. План тестирования……………………………………………………….15
3.2. Виды тестирования……………………………………………………….16
3.3. Стохастическое и детерминированное тестирование………………….17
3.4. Результаты тестирования, виды ошибок………………………………..18
4. СТРУКТУРА ПРОЕКТА БАЗЫ ДАННЫХ 21
5. ИНТЕРФЕЙС ПРОЕКТА 24
5.1. Стандартные средства интерфейса 24
5.2. Основные формы…………………………………………………………25
5.3. Запросы 27
5.4. Отчеты 28
5.5. Параметры запуска 28
5.6. Настройка 29
5.7. Обучение персонала 29
6. ОЦЕНКА ПРОЕКТА 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
СПИСОК АББРИВИАТУР…………………………………………………...35
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….37
Приложение 1. Техническое задание………………………………………..37
Приложение 2. Таблицы……………………………………………………...41
Приложение 3. Рисунки, схемы, диаграммы…………………………..……67

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ .doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

      Форма «Список типов  средств связи» используется для просмотра, редактирования и добавления, данных таблицы «Список  типов средств  связи» (рис.П. 3.13.). Форма содержит кнопку «Выход», которая закрывает форму.

      5.3. Запросы

      Запросы предназначены для поиска в базе данных информации, отвечающей определенным критериям. Найденные записи, называемые результатами запроса, можно просматривать, редактировать и анализировать различными способами. Кроме того, результаты запроса могут использоваться в качестве основы для создания других объектов Access.

      Роль  запросов очень велика при разработке проекта. Составленный запрос частично применяется во всех случаях при  работе с формами, таблицами, страницами доступа и отчетах. Для примера запрос, который можно использовать в поле со списком или на основе построенного запроса сгенерировать отчет. Примером использования запроса может служить построение отчета. 

      5.4. Отчеты

      Отчеты  используются для отображения информации, содержащейся в таблицах, в отформатированном виде, который легко читается как на экране компьютера, так и на бумаге. Помимо данных, извлеченных из нескольких таблиц и запросов, отчеты могут включать элементы оформления, свойственные печатным документам, как, например, названия, заголовки и колонтитулы.

      В курсовом проекте было сгенерировано  при помощи мастера создания отчетов, а затем приведено к нормальному  виду, с помощью конструктора, четыре отчета по данным базы. Первый отчет «Лекарственные средства » - построен на основе запроса по данным таблицы «Список лекарственных средств» и содержит данные о лекарственных средствах (рис.П. 3.14). Второй отчет «Личные данные сотрудника» - выводит все данные о сотрудниках аптечного пункта (рис.П. 3.15). Третий отчет «Личные данные сотрудника(П)» - выводит паспортные данные сотрудников(рис.П. 3.16).Четвертый отчет «Адреса поставщиков»- выводит имя поставщика и адрес.Каждый отчет был приведен к единому оформлению отчетов(рис.П. 3.17).

      5.5. Параметры запуска

      Параметры запуска являются стандартным служебным модулем Microsoft Office Access 2003, позволяющим выполнять некоторые действия при открытии баз данных. Так в частности в настройках данной утилиты прописано выполнять при запуске следующие действия:

  • использовать или не использовать полный набор меню Microsoft Office Access 2003;
  • использовать контекстные меню, заданные по умолчанию или созданные разработчиком;
  • вывод при открытии стартовой формы;
  • показ окна базы данных;
  • показ строки состояния;
  • использование встроенных стандартных панелей инструментов;
  • разрешение пользователю изменять панели инструментов и содержимого меню.

      Подобный  подход позволяет конечному пользователю получать доступ к структуре базы данных и изменять как структуру  таблиц, так и вводить собственные  формы, запросы, отчёты. Это сделано возможным для того, чтобы обеспечить расширяемость базы данных.

      5.6. Настройка

      После установки база данных компьютерных дисков не требует специальной настройки  или конфигурирования, так как  её главной целью являлась простота для конечного пользователя.

      5.7. Обучение персонала

      В состав дистрибутива входит специально разработанное руководство пользователя, которое может служить для  обучения персонала. При этом предполагается, что изначально люди, которые будут  работать с базой данных «Абитуриент», имеют навыки работы в операционной системе Microsoft Windows и в среде Microsoft Office 2003.

      Ко  всему прочему, как и в любом  хорошем программном продукте, в  данной базе данных существует множество  подсказок, на различные пункты меню, кнопки и прочие скрытые штучки.

      Вывод

       Главное, что пользователь начинает замечать, при первом знакомстве с программным  продуктом – это его внешний  вид. Насколько хорошо будет проработан интерфейс, настолько большое впечатление  он окажет на пользователя.

       База  данных «Учет продаж лекарственных  средств в аптеке №1 города Абакана» предназначена для персонала  аптеки, а не для администраторов  баз данных, поэтому интерфейс  должен быть понятен и удобен.

       Так же необходимо что бы внешний вид  соответствовал медицинским правилам. Основной шрифт должен быть не слишком мелким, а расцветка не слишком яркая дабы не вызывать раздражение глаз при долгой работе и в последствии снижения зрения.

       В данном разделе выведен весь интерфейс  программного продукта. Начиная с  главной кнопочной формы, идет описание форм, форм-справочников и запросов, которые составляют интерфейс базы данных по учету лекарственных  средств.

      С помощью интерфейса определяются правила  работы с базой данных – чем  лучше проработан интерфейс, тем  выше производительность конечного пользователя при работе с программным продуктом.

      Любая система должна быть мобильна, масштабируема, дружественна к пользователю. Конечно, система, обладающая такими свойствами, выглядит очень привлекательно как  для пользователя, так и для программистов. Безусловно, этими свойствами, взятыми по отдельности, обладали информационные системы, эксплуатировавшиеся задолго до появления данной информационной системы. Во-первых, эти свойства рассматриваются рассматривались в них как взаимосвязанные, а, во-вторых, их реализация гарантируется набором открытых стандартов.

      Эти технологии хорошо проработаны, и, в  идеале, результатом такого проектирования будет полностью автоматическая настройка системы под конечного  пользователя. Важно, чтобы процесс проектирования информационной системы проходил по заранее разработанной технологии, чтобы внедрение было производственным процессом. 
 
 
 
 
 
 

 

       5. ОЦЕНКА ПРОЕКТА

      С моей точки зрения как автора данного  программного продукта, она удовлетворяет всем выдвинутым требованиям на этапе постановки целей создания базы данных. Также я считаю проект базы данных «Учет продаж лекарственных средств в аптеке №1 г. Абакана» не имеет каких-либо существенных недостатков, но возможно при изучении проекта более опытным специалистом они могут быть выявлены, так как у разработчика имеет небольшой опыт работы в этой сфере и некоторая предвзятость в оценке собственного проекта.

      Если  посмотреть на базу данных с точки  зрения конечного пользователя, то можно сказать, что созданная база данных довольно корректна. Она имеет дружественный и интуитивно понятный интерфейс. Для пользователя главное простота работы и понятность всего происходящего. Все кнопки имеют понятные надписи и всплывающие подсказки. В целом со стороны пользователя база данных «Учет продаж лекарственных средств в аптеке №1 г. Абакана» удобна и приемлема.

      С точки зрения заказчика, все поставленные цели были выполнены. Стоит отметить, что данный  продукт не требует дорогостоящего программного и аппаратного обеспечения. База данных позволит экономить время, а значит в конечном итоге и средства заказчика. Недостатки  могут быть выявлены только в ходе работы пользователей с базой.

     Вывод

     Данная  база данных  получила среднею оценку качества. Потому что данная база является учебной и разработчик только учится разрабатывать такого типа программные продукты.  С точки зрения разработчика, проект базы данных по учёту продаж лекарственных средств имеет ряд положительных сторон. Пользователь доволен данной базой данных, мощность, быстродействие, свежий новый вид, множество справочных данных, доступных при первой необходимости, советы по устранению неполадок, а также непревзойденная надежность и безопасность.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. В базе данных «Учет продаж лекарственных средств в аптеке №1 г.Абакана» мы постарались собрать воедино всю деятельность аптеки, такую как учет лекарственных средств, учет приема на работу сотрудников, учет поставщиков.
  2. Выбор разработчиком для реализации проекта СУБД MS Access обуславливается его распространенностью и доступностью, как с точки зрения понимания пользователем, так и с точки зрения минимизации материальных затрат.
  3. Непосредственный разбор этапов тестирования программного продукта. Вначале построение плана тестирования и разбор основных видов тестирования. Результаты тестирования были сгруппированы в таблицу и обработаны с помощью диаграмм.
  4. Проект имеет интуитивно понятный интерфейс. Стиль его оформления подобран так, чтобы при длительной работе пользователь не чувствовал сильной нагрузки на зрение. Специально созданное меню панели инструментов облегчает работу пользователя, позволяя из одной главной формы быстро переходить в другую.
  5. База данных не защищена от несанкционированного доступа к сведениям, так как это первая версия проекта и в дальнейшем возможна доработка проекта базы данных. База данных корректно запуститься на компьютере, который поддерживает MS Access любой версии не ниже 2000. Исходя из рабочей базы данных, на уровне функционирования, был разработан единый интерфейс для работы с данными – формы, запросы, страницы доступа; для вывода данных – отчеты; для работы – внешнее оформление, меню, справка.
  6. Была получена оценка проекта от заказчика, так же была произведена оценка разработчиком. В заключение хотелось бы отметить, что на большом, высоко конкурирующем рынке, нелегко составить конкуренцию.
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аристархова, Г. «Мамонт»: программный комплекс/ Г.Аристархова. О. Меркушева// Библиотека.- 2001.- №6.-с. 28-33.
  2. Алексеев А.П. Информатика 2001. – М.: СОЛОН-Р. 2001. – 364.
  3. Бемер С, Фратер Г., MS Access … для пользователя, Киев,  «BHV», 1994, М., «Бином», 1994
  4. Биллиг В.А., Дехтярь М.И., VBA и Office 97 Офисное программирование, М., изд. «Русская редакция», 1998
  5. Брябин В.М. Программное обеспечение персональных компьютеров. – М.:, Наука, 1987.
  6. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Водный курс: В 2-х частях//Пер. с нем. – М.: Мир, 1990.
  7. Винтер Рик, Microsoft Access 97, Справочник, С.-Пб., «Питер», 1999
  8. Верналь А.Ф. Информатика и ЭВМ. – К.: Техника, 1987. 344с.
  9. Виталиев Г.В. Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. – М.: РПАМЮ РФ, 2001.
  10. Винтер Р., Винтер П. Microsoft Office 2003 в подлинке: В 2т.: пер. с англ. – BHV – Санкт-Петербург, 2001.
  11. Гусева Т.И., Башин Ю.Б. , Проектирование баз данных в примерах и задачах, М.,1992
  12. Гончаров Ю.А. Access 2003. – Учебно-справочное издание. Москва 2004
  13. Дейт К. Руководство по реляционной СУБД DB2. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 320 с.
  14. Журнал «Информатика и образование». Москва, декабрь 2005.
  15. Журнал «UpGrade». Ноябрь 2006. 25 с.
  16. Информатика: Базовый курс/ С.В. Симонович.- СПб.: Питер, 2002.- с. 328-355.
  17. Информатика: Учебник – 3-е перер. издание/ Под ред. профессора Н.В. Макаровой.- М.: Финансы и статистика, 2001.- с. 560-588.
  18. Информационные системы / В.Н. Петров.- СПб.: Питер, 2002.- с. 90-171.
  19. Каймин, В.А. Информатика: Учебник / В.А. Каймин.- М.: ИНФРА-М, 2002.- с. 70-76.
  20. Кириллов В.В. Основы проектирования реляционных баз данных. Учебное пособие. - СПб.: ИТМО, 1994. - 90 с.
  21. Левин В.К.  Защита информации в информационно-вычислительных системах и сетях // Программирование. - 1994. - N5.
  22. Л.Хофман, «Современные методы защиты информации», - Москва, 1995.
  23. Мейер М. Теория реляционных баз данных. -М.: Мир, 1987. - 608 с.
  24. Основы современных компьютерных технологий: Учебник/ Под ред. профессора А.Д. Хомоненко.- СПб.: КОРОНА принт, 2005, - с. 333-409.
  25. Под ред. Швеца С.В. Информатика: учебное пособие – Абакан: Издательство ХГУ им Н.Ф.Катанова, 200.-241с.
  26. Романенко, В.Н. Сетевой информационный поиск: Практ. пособие / В.Н. Романенко, Г.В. Никитина.- СПб.: «Профессия», 2003.- с. 239-245.
  27. Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. – 2-е издание – М.: Финансы и статистика, 1989. – 351 с.
  28. Ульман Дж. Базы данных на Паскале. -М.: Машиностроение, 1990. - 386
  29. Хасамутдинов, В. База данных и печатное издание два вида одной информации/ В. Хасамутдинов// Библиотека.- 1999.- №2.-с. 34-35.
  30. Хоффбауэр М., Шпильманн К., ACCESS 7.0, Сотни полезных рецептов, Киев,  «BHV», 1996

      31.Хаббард  Дж. Автоматизированное проектирование  баз данных. – М.: Мир, 1984. – 294 с.

      32.Харитонова  И. А., Михеева В. Д. Microsoft Access 2000. Энциклопедическое руководство по СУБД Access 2000. БВХ–САНКТ-ПИТЕРБУРГ, 2000, 1078 с.

      СПИСОК АББРЕВИАТУР

      АИС – автоматизированная информационная система

      БД – база данных

     ЖЦ – жизненный цикл

      ИО – информационный объект

      ИС – информационная система

      ПО – программное обеспечение

      ПП – программный продукт

      СУБД – система управления базами данных

      ЭВМ – электронная вычислительная машина

     DFD – (Data Flow Diagram) Диаграмма потоков данных

      RAD – Rapid Application Development

     SADT – (Structured Analysis & Design Technique) Методы структурного анализа и проектирования

      SQL – Structured Query Language

     UML – (Unified Modeling Language) Унифицированный язык моделирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛОССАРИЙ

     Автоматизация — внедрение автоматических средств для реализации процессов; система мероприятий, направленная на повышение производительности труда человека посредством замены части этого труда работой машин.

     База  данных – совокупность данных, организованных по определённым правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, не зависимая от прикладных программ.

     ER-диаграма – графическое представление взаимосвязей сущностей.

     Информационно-логическая модель отражает предметную область в виде совокупности информационных объектов и их структурных связей [3].

     Инфологическая  модель – параметрическое представление процесса циркуляции информации, подлежащей автоматизированной обработке в системе управления.

Информация о работе Разработка базы данных по учету продаж лекарственных средств в аптеке №1