Разработка программного средства по теме: «Массивы» в TurboPascal

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание

Цель работы – определить целесообразность и необходимость использования данной обучающей программы для изучения информатики, а также разработать обучающую и контролирующую программу по разделу «Массивы» в языке программирования Turbo Pascal.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 3
1.1 Информационные технологии в образовании 3
1.2 Образовательные услуги сети Internet 10
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА 17
2.1 Классификация программного обеспечения учебного назначения 17
2.2 Требования, предъявляемые к программному обеспечению учебного назначения 22
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ППС 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВ.РАБ,.rtf.doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)
 

       2.2.3 Эргономические требования к обучающим программам 

       Опыт  применения педагогических программных  средств для повышения эффективности обучения учащихся и студентов показал, что ожидаемого результата не происходит. Это можно объяснить низким качеством большинства обучающих программ, составителями которых являются профессиональные программисты, не имеющие достаточных знаний в области педагогики и психологии, либо профессиональные педагоги, не обладающими программистскими умениями.

       Считается, что для изготовления эффективных  программных средств необходимо привлечь к работе и программиста, и методиста, и психолога. Объединив совместные усилия, можно было бы учесть все существующие требования к ОП, и прежде всего методические требования, включающие в себя весь набор от санитарно-гигиенических норм работы у компьютера до особенностей методики данного предмета, а также эргономические требования, учитывающие возрастные особенности восприятия.

       В методической литературе к эргономической группе факторов, влияющих на проектирование ППС, относят:

       1) объем, расположение информации на экране, способ ее кодирования;

       2) способы ввода информации;

       3) использование цвета, графики,  анимации, звука, видеоизображения;

       4) стили взаимодействия (команды, меню, прямое манипулирование);

       5) влияние времени ответа;

       6) простота в использовании (моментальный запуск, использование небольшого числа клавиш или “мыши”).

       Специалисты в области педагогики и методики преподавания рекомендуют при разработке обучающей программы учитывать и ряд методических вопросов:

  • Можно ли данную тему учебного материала переложить на программную поддержку?
  • Каковы должны быть структура программы, ее сценарий, ее динамика?
  • Какой аспект наиболее актуален: объяснение нового материала; закрепление изученного; повторение пройденного; оперативный контроль знаний; срез знаний по данной теме; контрольная работа?
  • Нужно ли в данной теме оставить вычислительную работу ученику или следует перепоручить ее машине?
  • Активную или пассивную роль отвести ученику?
  • Сколь широко должна быть представлена сама учебная тема?
  • Вводить ли временной лимит?
  • Какова должна быть структура оценок?
  • На какую помощь в процессе работы может рассчитывать ученик?
  • Какое соотношение должно быть между использованием возможностей компьютера (цветность, графика, звук и пр.) и нормальными требованиями “формализма учебного процесса”.

Рассмотрим  требования, предъявляемые к изображению  информации:

  • контраст между знаком и фоном должен находиться в пределах 65-90%;
  • яркость символов на экране дисплея – не менее 60 КДж/м2;
  • оптимальная частота мельканий изображения – 50 Гц;
  • наблюдаемое изображение должно быть стабильным, не иметь мерцаний знаков и фона;
  • на экране не должно быть бликов и отражений;
  • на экране должно присутствовать не более 4 цветов, имеющих определенные значения (Например, красный – прерывание, экстренная информация; зеленый – разрешающий и т. д.)

       При цветовом изображении буквенно-цифровой информации на экране дисплея цветные знаки должны располагаться на светлом (светло-белом и светло-сером) фоне. Наиболее предпочтительны желто-зеленые тона. Наиболее удачное сочетание цвета букв и фона: темно-зеленый фон – белые буквы; бледно-голубой – черные; на фиолетовой полосе – белые буквы. Трудно читать текст, написанный зелеными буквами на черном фоне или на зеленом – черными буквами.

       Скорость  зрительного восприятия, анализа информации, успешность работы на ПК, работоспособность зависят от того, как размещаются элементы информации на экране монитора. 
 
 
 
 

          ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ППС 

       После запуска разработанной программы  на экране появляется форма, которая  предлагает выбрать раздел для изучения (по умолчанию будет выбрана основная тема: Одномерный массив) (Рис.1).

       

                                      Рис. 1

       Необходимо  отметить, что данное приложение является разработкой одного раздела по программированию на Turbo Pascal, посвященного изучению темы «Массив». Приложение может быть дополнено и представлять собой целый комплекс уроков по обучению программированию на Turbo Pascal в информатике.

       Как мы видим, с главной страницы существует переход к трем блокам данной программы:

       1-ый  раздел представлен непосредственно самим уроком, в ходе которого пользователь знакомится с понятием массив.

       2-ой  раздел – это итоговое тестирование, которое отражает степень усвоения  пользователем знаний, полученных  в ходе урока. За прохождение  данного тестирования пользователь получает тот или иной результат.

       3-ий  раздел – лабораторная работа, выполнив которую можно на  практике убедиться в хорошем  усвоении материала.

       После щелчка по кнопке «Массив» открывается  первый обучающий блок, предназначенный  для объяснения самого понятия «массив» (Рис.1).

       После нажатия на кнопку «Двумерный массив», появляется материал, рассказывающий об этом виде массива (Рис.2).

       

                                      Рис.2

       При запуске кнопки «Тест», появляется новая форма, осуществляющая тестирование по пройденному материалу (Рис.3). В тесте 10 вопросов на выбор одного правильного варианта ответа.

       Варианты  ответа предоставлены ниже информационного  окна, чтобы выбрать тот или иной вариант просто нужно нажать на него и программа перейдет к следующему вопрос . 

                                        Рис.3

       После окончания теста, на экране появляется текст: «Тест завершен» и ниже выводятся Результаты. Пользователь может просмотреть номера вопросов, в которых он ответил верно, либо неверно и вывод о полученных знаниях (Рис. 4).

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Рис.4

       По  завершению теста на форме появляется кнопка учебник, которая позволяет вернуться к теоретическому материалу.

       При запуске кнопки «Лабораторные работы»  предлагается выполнить лабораторную работу (Рис.5). 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Рис.5 

       При щелчке на кнопку «Лабораторная работа №1», открывается ее задание. Так же к работе созданы пояснительная записка и пример программы на языке Паскаль (Рис.6 и Рис.7)

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Рис.6

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Рис.7

       Щелчок  по кнопке «Close» закрывает данное приложение. 

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В данной курсовой работе рассматривалась  проблема обучения учащихся автоматизации работы в  программах среды Delphi.

       В процессе исследования была произведена следующая работа:

  • разработана функционирующая обучающая программа по разделу языка программирования Turbo Pascal
  • проанализирована педагогическая литература, а так же периодические издания и учебники по информатике;
  • исследованы существующие формы обучения школьников.

       Проведенное исследование показало, что массовая компьютеризация обучения создает необходимость большого целенаправленного труда в данной сфере: нужны глубокие и разносторонние исследования процесса обучения с точки зрения целесообразности и эффективности внедрения средств новых информационных технологий, детальная разработка конкретных методик.

       Практическим  результатом данной работы стали разработанные программные средства для более глубокого изучения предмета. Задания могут быть применены преподавателями информатики при обучении школьников данной теме. 

 

       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Беспалько В.П Программированное обучение(дидактические основы) – М.: Высшая школа, 1970
  2. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя Педагогика, 2003 - № 8
  3. Гейн А.Г. Информатика : книга для учителя. Методические рекомендации к учебнику 10-11 класс – М. : Просвещение, 2001
  4. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании Школа-Пресс, 2004
  5. Коджаспирова Г.М.. Петров К.М. Технические средства обучения и методика их использования, – М.: Академия, 2001
  6. Лапчик М.П.. и др. Методика преподавания информатики. – М.: Академия, 2001
  7. Шоломий, К. Построение обучающей программы – Информатика и образование, 1987 - №3
  8. Программы для общеобразовательных учреждений: информатика. 2-11 классы – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003
  9. Угринович Н.Д., Новенко Д.В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения – М.: Школа-Пресс, 1999
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – М : Академия, 2000
  11. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих – М.: Педагогика-Пресс, 1994
  12. Лыскова В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды – Тамбов : Стиль, 1997
  13. Бобровский С.И. Delphi 7 Учебный курс Питер, 2004
  14. Шпак Ю.А. Turbo Pascal 7.0 на примерах – Юниор, 2003
  15. http://www.pascal.helpov.net/index/files_pascal_programming
  16. Потопахин В.В. Turbo Pascal: решение сложных задач БХВ-Петербург, 2006
  17. Фаронов В.В. Turbo Pascal Наиболее полное руководство в подлиннике ОМД Групп, 2003
  18. Галисеев Г.В. «Компоненты в Delphi 7».: Издательство «Вильямс» 2004

Информация о работе Разработка программного средства по теме: «Массивы» в TurboPascal