Развитие информационно-образовательной среды школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:41, отчет по практике

Описание

Широкое развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества определяет мировое развитие в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности. Современная школа с её проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. В ходе научно-технического прогресса появляется всё больше технических средств с новыми информационными возможностями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4
Основная часть…………………………………………………………5-13
Заключение……………………………………

Работа состоит из  1 файл

шаблон отчета.doc

— 6.02 Мб (Скачать документ)

     Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………3-4

     Основная часть…………………………………………………………5-13

     Заключение……………………………………………………………14-17

     Приложения  А……………………………………………………………18

     Приложения Б……………………………………………………………19

     Приложения  В……………………………………………………………20

     Приложения  Г……………………………………………………………..21

     Приложения  Д……………………………………………………………22

     Введение

     С 09 февраля по 09 марта 2011 года я проходила  практику на базе МОУ СОШ  № 39 поселка  Дальнее Поле.

     Темой производственной практики была: «Развитие информационно-образовательной среды школы».

     Широкое развитие информационных технологий и  их проникновение во все сферы  жизни общества определяет мировое  развитие в течение последних  нескольких десятилетий. Этот процесс  требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности. Современная школа с её проблемами заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным. В ходе научно-технического прогресса появляется всё больше технических средств с новыми информационными возможностями. Широкое развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества определяет мировое развитие в течение последних нескольких десятилетий. Компьютер и связанные с ним устройства используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и изучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. Таким образом, средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень. Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Компьютер позволяет и учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения и организации условий, которые необходимы для успешного решения образовательных задач. При этом информационные Интернет-ресурсы важны, поскольку они помогают учителям выстраивать свою работу по-новому.

     В настоящее время в школе существовала информационно-образовательная среда, но в  наш бурно развивающийся век – век прекрасных идей, новых технологий, уникальных открытий, хочется не стоять на месте, а постоянно двигаться вперед, идти в ногу с постоянно меняющимся временем, уносящим с собой годы, века, эпохи…

     Поэтому возникла проблема формирования и развитие  у учителей набора профессиональных компетенций, которые нужны для эффективной работы в современных условиях.

       Следовательно,  целью проводимой мною работы было исследование образовательной среды школы и составление плана мероприятий для ее развития.

     Для достижения поставленной цели я провела ряд мероприятий с учителями – предметниками и учащимися школы:

  1. Исследование  ИКТ - компетенции учителя ,ученика .
  2. Проведение мастер – классов по информационным технологиям.    
  3. Индивидуальная работа с учителями-предметниками по интересующим их вопросам.

     Основная  часть

 
 

     На сегодняшний день в нашей школе созданы хорошие условия для использования ИТ в образовательном процессе. В течение учебного года удалось значительно пополнить парк компьютерной и мультимедийной техники.  Кабинет информатики оборудован 7 компьютерами, которые объединены локальной сетью и подключены к сети Интернет, имеется мультимедийный проектор, сканер. Кабинеты русского языка, биологии, физики оснащены стационарными  компьютерами  и мультимедийными проекторами. В школе имеется 5 ноутбуков, которые так же используются в учебном процессе.

     Итого в школе для организации учебного процесса с применением ИТ используется 17 компьютеров  (по сравнению с  прошлым учебным годом количество компьютеров увеличилось ).

     Расширяется набор периферийных устройств. Для полноценной работы всех подразделений школы имеются сканеры, копировальная техника, цветной и лазерный принтеры и многое другое.

     Осуществлен  выход в глобальные сети, благодаря  чему школа включилась с мир компьютерных коммуникаций, может участвовать в широком обмене информацией, всероссийских проектах, получила выход в Интернет. Создан и функционирует электронный почтовый ящик.

     Коллектив муниципальной средней школы  № 39 (93 ученика и  20 педагогов) работает над программой «Внедрение информационно-коммуникационных технологий в школьное образование» уже второй год.

       Педагогами школы были успешно  выполнены задачи первого этапа  «Компьютерная грамотность»,в результатом  которого стали:

  1. Создание представления у учителей-предметников о возможности и необходимости использования ИКТ в учебном процессе.
  2. Обучение педагогов основам компьютерной грамотности.
  3. Определение круга педагогов, которые будут работать по проблеме использования ИКТ в учебном процессе.
  4. Создание творческих групп учащихся.
  5. Повышение информационной культуры учителей – предметников, позволяющей повысить эффективность образовательного процесса в школе.
  6. Создание электронных средств обучения и программно-методического обеспечения.
  7. Создание системы методологической поддержки преподавателей в области новых информационных технологий.
  8. Увеличение количества уроков и мероприятий с использованием ИКТ по различным предметам.

    По  итогам 2009-2010  учебного года:

50% учителей  - умеют свободно работать в  текстовом редакторе,

30% учителей - создают презентации, 

5% учителей - умеют сканировать и обрабатывать  изображение с помощью стандартных  программ,

5% учителей  – имеют навыки работы с  цифровым фотоаппаратом, 

70% учителей - имеют навыки работы с принтером  – печать документов,

10% учителей - свободно владеют навыками работы в  Интернет,

2% учителей - имеют свои электронные ящики  и активно ими пользуются.

     Для более активного внедрения информационных технологий в процесс обучения  и развития информационно- образовательной  среды необходимо было организовать обучение педагогических кадров пользовательским навыкам работы на компьютере, познакомить с современными информационными технологиями. Одним из условий развития единой образовательной информационной среды является подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров в области информационных технологий. В течение 2007-2011 года восемь преподавателей прошли курсы информационных технологий, с целью повышения квалификации. Еще раньше (до 2007 года) курсы прошли 5 человек. Но на тот момент материально – техническое оснащение школы не позволило применить полученные знания на практике, и они оказались не востребованными. Организовать обучение всех учителей на базе повышение квалификации г. Ростова – на -  Дону не представлялось возможным. Было принято решение о разработке семинаров   для учителей- предметников, реализуемых на базе школы. Основная задача семинаров освоение работниками школы (учителями-предметниками, администрацией, учителями начальных классов) отрасли информационных технологий с учетом собственной профессиональной деятельности.

       В ходе практики в школе   я разработала анкету «ИКТ  – компетентности» оценки ИКТ - компетенции учителя по следующим направлениям: курс «Windows»,  «Word», «Excel», «PowerPoint», Интернет и электронная почта. (Приложения А, Б, В, Г)

     Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к следующим выводам: большая  половина преподавательского состава  относятся к слабым пользователям, примерно треть -  к пользователям  среднего уровня, и только десятая  часть владеет пользовательскими навыками в полном объеме. Поэтому я разработала курс пользователей, который предусматривал обучение педагогов основному курсу разными группами по уровню подготовки: начальный курс, курс пользователя, продвинутый уровень.

     За  период практики я приняла участие в проведении мастер - классы:

  1. Мультимедийные презентации на уроках. (принимала участие)
  2. Компьютерное тестирование: возможности, проблемы, перспективы. (принимала участие)
  3. Навыки работы с  пакетом программ Microcoft Office Word, Excel, PowerPoint. (разработала самостоятельно)

     Редакторы документов (например, Microsoft Word) могут  с успехом использоваться учителями  для разработки и подготовки различных  видов учебно-методической и организационно-методической деятельности учителя (инструкционных, технологических карт, дидактических материалов, планов-конспектов уроков, сценариев и т.д.), для ведения личного архива учителя, моделирование на ЭВМ различных процессов (например, этапов предпринимательской деятельности), деловая переписка. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

     Табличные процессоры или электронные таблицы (Excel) предназначены, в основном, для  обработки числовых данных. С помощью  этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем, в которых фигурируют количественные показатели (определение себестоимости изготавливаемых изделий, поиск конкретных путей ее уменьшения, выявление путей повышения конкурентоспособности; математические и физические расчеты) Excel позволяет обрабатывать статистические данные, проводить сравнительный анализ таких данных, что может быть полезно при проведении диагностики знаний учащихся.

     Программа подготовки презентаций Microsoft Роwer Рoint может использоваться для создания наглядности, презентаций, в том числе, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.), иллюстрирования содержания творческого проекта, с показом видеофильма или слайдов с добавлением звуковых эффектов.

     В ходе индивидуальной работы с учителями  предметниками были затронуты вопросы:

     Создание   базы наглядных пособий  по предмету

    Создание  контрольных и тестовых работ

    Создание  дидактических материалов

    Создание  и разработка цифровых образовательных  ресурсов

          Количество педагогов, владеющих навыками работы на ПК, увеличилось на 19% за счет проведения индивидуальных занятий.  В течение всего года, а особенно в течении практики, оказывалась индивидуальная консультативная помощь учителям на базе кабинета информатики: многие учителя получили электронные адреса и научились пользоваться электронной почтой (Бойко Л.В., Огурцова Т.Н., Пискушова Н.В.). Ряд учителей обучены технологии поиска информации в сети Интернет (Луханин В.М.,  Ерохина Л.А., Барнинец Е.В, Смыкова С.И., Бойко Л.В., Воронцова Е.Н.). Многие учителя обучились технологии работы в программе PowerPoint и самостоятельно готовят интерактивные материалы для уроков, родительских собраний, классных часов, выступлений перед коллегами на совещаниях и семинарах.

     Активность  учителей в использовании компьютерной техники по сравнению с прошлым  учебным годом значительно повысилась.

     Так, например, с учителями литературы Бойко Л.В. и Марцинкевич Г.Н. мы создали видеотеку,  куда вошли видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят уроки по творчеству С.А.Есенина, А.С. Пушкина и других.

          Не секрет, что в наше время  ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с  содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски  с записями фильмов по их  мотивам. Конечно, на уроке  нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды все же, можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра.

         Бурю впечатлений в детстве  вызывает посещение театра! Мы  живем в маленьком поселке,  удалены от культурных центров  и у учеников нашей школы  нет возможности посетить театр,  прикоснуться к этому искусству.  ИКТ и здесь приходят на  помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность, познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Вишневый сад» А.П.Чехова.

Информация о работе Развитие информационно-образовательной среды школы