Роль и место информационных технологий в правовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:04, контрольная работа

Описание

Например, в основе судебного процесса лежит взаимодействие между данными, представленными фактами и свидетельствами, с одной стороны, и методами, закрепленными в законодательной базе и других нормативных актах, с другой стороны. В результате этого процесса образуется информация, которая закрепляется в судебном решении. Судебное решение, задокументированное в установленном порядке, становится данными, которые будут востребованы на следующем этапе — при исполнении судебного решения.

Работа состоит из  1 файл

Информ системы.docx

— 47.92 Кб (Скачать документ)

 

Вернуться к содержанию

 

4.Автоматизированные  информационные системы органов  прокуратуры Российской федерации

 

В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ Проблем  укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре  РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана  также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения  органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура). 
 
Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций. 
 
Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему: 
 
1 уровень - Генеральная прокуратура РФ; 
 
2 уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей; 
 
3 уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов. 
 
В рамках создания АСИО-Прокуратура Программой предусматривается решение следующих основных задач:

 

 

  • организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);

 

  • объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;

 

  • объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;

 

  • обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах.

 

 

В настоящее время в  Генеральной прокуратуре РФ функционируют:

 

 

  • отдел писем (12 рабочих станций) для решения задачи "Жалоба";

 

  • управление кадров (5 рабочих станций);

 

  • отдел статистики (5 рабочих станций);

 

  • отдел по законодательству Российской Федерации (объединяет 35 рабочих станций) для информационного обслуживания сотрудников Генеральной прокуратуры РФ.

 

 

На региональном уровне действуют:

 

 

  • АСИО "Надзор за следствием и дознанием", включающая подсистемы обработки информации по уголовным делам с продленными сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей, по делам о преступлениях, совершенных организованными группами;

 

  • АСИО о кадровом составе органов прокуратуры, где существует персональный учет кадров, контроль за проведением аттестации сотрудников прокуратуры и реализацией результатов ее проведения;

 

  • АСИО по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;

 

  • АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;

 

  • автоматизированная система обработки статистически информации о работе прокурора, отчета о следственной работе, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях;

 

  • автоматизированные системы информационного обеспечения расследования преступлений;

 

  • автоматизированная система учета нераскрытых убийств.

 

 

Компьютерная база органов  прокуратуры сосредоточена в  основном на центральном и областном  уровнях. В последнее время персональные ЭВМ стали устанавливаться также  в районных и городских прокуратурах.

 

Вернуться к содержанию

 

5. Автоматизированные  информационные системы Министерства  внутренних дел РФ

 

Информация, используемая в  органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного  порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются  массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:

 

 

  • о правонарушителях и преступниках;

 

  • о владельцах автомототранспортных средств;

 

  • о владельцах огнестрельного оружия;

 

  • о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;

 

  • о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;

 

  • а также другая информация, подлежащая хранению.

 

 

Службы и подразделения  органов внутренних дел характеризуются  данными:

 

 

  • о силах и средствах, которыми располагает орган;

 

  • о результатах их деятельности.

 

 

Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделений и принятии практических мер по борьбе с преступностью  и правонарушениями. 
 
В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших. 
 
Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах. 
 
Учет подведомственных МВД России преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах. 
 
В целом по России в последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска. 
 
При МВД СССР в 1971 г. был создан Главный научный информационный центр управления информацией (ГНИЦУИ), впоследствии переименованный в Главный информационный центр (ГИЦ), а в МВД, УВД были созданы информационные центры (ИЦ). 
 
Главный информационный центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией - статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивы информации, в целом насчитывающие около 50 млн учетных документов. 
 
В пофамильной оперативно-справочной картотеке на судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн учетных документов, а в дактилоскопической картотеке - 17 млн. ГИЦ располагает уникальной базой данных на машинных носителях, содержащей статистические отчеты МВД, ГУВД, УВД, УВТД по 50 формам. 
 
Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационной поддержки органов внутренних дел в раскрытии и расследовании преступлений, розыске преступников. 
 
Информационные центры являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВТД в области информатизации: обеспечении статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией, а также компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных. Информационные центры выполняют возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии с подразделениями аппаратов МВД, УВД, УВТД и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВД России. 
 
С помощью учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты ГИЦ МВД России. Кроме того, учеты имеются в паспортных аппаратах. 
 
Наряду с учетами в органах внутренних дел ведутся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, которые создаются и хранятся в экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ) МВД России (федеральные) и экспертно-криминалистических управлениях (ЭКУ) МВД, ГУВД, УВД (региональные). Коллекции и Картотеки ЭКУ и ЭКЦ ориентированы прежде всего на обеспечение раскрытия и расследования преступлений. 
 
Накапливаемая в учетах, коллекциях и картотеках оперативно-справочная, розыскная и криминалистическая информация именуется криминальной. 
 
Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам. 
 
Функционально учеты разделяются на три группы:

 

 

  • оперативно-справочные;

 

  • розыскные;

 

  • криминалистические.

 

 

По объектовому признаку учеты разделяют на три группы:

 

 

  • лиц;

 

  • преступлений (правонарушений);

 

  • предметов.

 

 

Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется  в горрайлинорганах. Часть ее оседает  на месте, а другая - направляется в  ИЦ и ГИЦ для формирования единого  банка данных. 
 
Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ, и локальные учеты горрайлинорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250-300 млн учетных документов. 
 
Централизованные оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты располагают следующими сведениями о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства:

 

 

  • судимость, место и время отбывания наказания, дата и основание освобождения;

 

  • перемещение осужденных;

 

  • смерть в местах лишения свободы, изменение приговора, амнистия, номер уголовного дела;

 

  • место жительства и место работы до осуждения;

 

  • задержание за бродяжничество;

 

  • группа крови и дактилоформула осужденных.

 

 

Дактилоскопический учет позволяет устанавливать личность преступников, арестованных, задержанных, а также неизвестных больных  и неопознанных трупов. Дактилоскопические картотеки насчитывают 18 млн дактилокарт. В них поступает свыше 600 тыс. запросов, по которым выдается около 100 тыс. рекомендаций. Информация картотек способствовала раскрытию преступлений или установлению лица в 10 тыс. случаев.  
 
Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные. 
 
Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в региональных банках криминальной информации (РБКИ). 
 
Основные АИПС и их краткая охарактеристика, назначение и возможности:

 

  • АИПС "КАРТОТЕКА" - автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для получения сведений о гражданах Российской Федерации, иностранцах и лицах без гражданства; о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии; о месте жительства и месте работы до осуждения; о розыске лиц, задержанных за бродяжничество; перемещении осужденных; группе крови, дактилоскопической формуле.

 

  • АИПС "ОПОЗНАНИЕ" выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях - гражданах Российской Федерации, СНГ и лицах без гражданства.

 

  • АИПС "ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ" обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (государственных должников) или граждан (неплатильщиков алиментов), пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.

 

  • АИПС "ОРУЖИЕ" позволяет вести учет yтраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и другое вооружение).

 

  • АИПС "АВТОПОИСК" содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными - государственный номер, номера двигателя, кузова и шасси. В информационных центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

 

  • АИПС "АНТИКВАРИАТ" выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих историческую, художественную или научную ценность. К ним относят археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.

 

  • АИПС "ВЕЩЬ" информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с совершенными преступлениями.

 

Информация о работе Роль и место информационных технологий в правовой сфере