Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 01:41, курсовая работа
Информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации.
С позиции делового видения информационная система представляет собой организационные и управленческие решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой.
1. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Системы поддержки принятия решений …………………….……….. 4
3. Классификация СППР ……………………..…………………………... 5
4. Эволюция СППР………………………………………………………… 7
5. Классификация задач…………………………...….….……….……….. 8
6. Структурирование множества альтернатив ……………….…………. 9
7. Области применения …………………………………………………... 11
8. Рынок СППР……………………………………………………………. 13
9. Заключение ……………………………………………………………... 14
Список литературы ………………………………………
****************** Государственный Технический Университет
Кафедра
******************************
Курсовая работа
по дисциплине:
«Теория принятия решений»
на тему:
«Системы поддержки принятия решений».
Работу
проверил:
Профессор, д. т. н. ******** *.*. Оценка: __________________ Подпись: _________________ Дата: ____________________ |
Работу выполнил:
студент гр. 88-88 88888888 8.8. Подпись: _________________ Дата: ____________________ |
Калининград
2011
Оглавление
1. Введение…………………………………………………………
2. Системы поддержки принятия решений …………………….……….. 4
3. Классификация СППР ……………………..…………………………... 5
4. Эволюция СППР………………………………………………………… 7
5. Классификация
задач…………………………...….….……….……….
6. Структурирование множества альтернатив ……………….…………. 9
7. Области применения …………………………………………………... 11
8. Рынок СППР…………………………………………………………….
9. Заключение ……………………………………………………………... 14
Список литературы ……………………………………………………….. 15
Информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации.
С позиции делового видения информационная система представляет собой организационные и управленческие решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой.
Понимать информационные системы - это не означает быть грамотным в использовании компьютеров, менеджер должен более широко понимать сущность организации, управления и технологий информационных систем и их возможность обеспечить решение проблем в деловой окружающей среде.
Деятельность менеджеров связана с необходимостью ежедневно принимать решения различной сложности. Существенную помощь в этом оказывают информационные системы, в основном автоматизированные информационные системы.
В
первую очередь эта помощь связана
с необходимостью сбора требуемой
для принятия решения информации.
Однако обладание информацией - необходимое,
но недостаточное условие для
принятия правильного решения. Необходимо
еще хорошо знать предметную область,
обладать навыками принятия решений, владеть
целым набором средств и
Главной задачей при принятии решения является выбор варианта, наилучшего для достижения некоторой цели, или ранжирование множества возможных вариантов по степени их влияния на достижение этой цели.
Применительно к задаче выбора варианта информатизации в качестве главной цели фирмы может быть повышение рентабельности фирмы, а критериями оценки вариантов могут выступать затраты на информатизацию, способность поддерживать решения, возможность адаптации к другим видам деятельности фирмы, возможность защиты информации, время реакции на запрос, надежность оборудования и пр.
Примерами могут служить: выбор направления развития фирмы, варианта автоматизации деятельности компании, определение варианта размещения филиала, типа выпускаемого или закупаемого товара, выбор помещения под офис, типа оборудования, кредитора, соисполнителя работы, назначение на вакантную должность одного из многих кандидатов и т.д.
Следующие задачи принятия решений - поиск критериев оценки альтернатив и преодоление многокритериальности. Наконец - сама задача выбора, а затем и реализации решений. Существует много методов решения проблем, возникающих на стадиях и этапах процесса принятия решений. Все эти методы в виде соответствующего математического аппарата реализованы в специальных информационных системах - системах поддержки принятия решений (СППР).
Системы поддержки принятия решений уже достаточно давно используются в развитых странах, но пока еще не получили широкого распространения в нашей стране.
Системы поддержки принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь принимающему решения решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы.
Несмотря на то, что история исследований задач и процессов принятия решений восходит к 1738г., когда Бернулли и Ла Плас установили логарифмическую форму нелинейной функции полезности денег, актуальность они не потеряли.
Применение СППР основано на экономической целесообразности и определяется сложностью задач, которые решают с их помощью.
Итак,
система поддержки принятия решений
- диалоговая автоматизированная информационная
система, использующая правила принятия
решений и соответствующие
В последнее время СППР начинают применяться и в интересах малого и среднего бизнеса (например, выбор варианта размещения торговых точек, выбор кандидатуры на замещение вакантной должности, выбор варианта информатизации и т. д.). В общем, они способны поддержать индивидуальный стиль и соответствовать персональным потребностям менеджера.
Для СППР отсутствует не только единое общепринятое определение, но и исчерпывающая классификация. Разные авторы предлагают разные классификации.
На уровне пользователя Haettenschwiler (1999) делит СППР на пассивные, активные и кооперативные СППР.
Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять.
Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать.
Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.
На концептуальном уровне Power (2003) отличает СППР,
Управляемые моделями, характеризуются в основном доступ и манипуляции с математическими моделями (статистическими, финансовыми, оптимизационными, имитационными). Отметим, что некоторые OLAP-системы, позволяющие осуществлять сложный анализ данных, могут быть отнесены к гибридным СППР, которые обеспечивают моделирование, поиск и обработку данных.
Управляемая сообщениями (Communication-Driven DSS) (ранее групповая СППР - GDSS) СППР поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.
СППР, управляемые данными (Data-Driven DSS) или СППР, ориентированные на работу с данными (Data-oriented DSS) в основном ориентируются на доступ и манипуляции с данными. СППР
Управляемые документами (Document-Driven DSS), управляют, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах. Наконец, СППР.
Управляемые знаниями (Knowledge-Driven DSS) обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур.
На техническом уровне Power (1997) различает СППР всего предприятия и настольную СППР. СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР – это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя. Существуют и другие классификации (Alter , Holsapple и Whinston, Golden, Hevner и Power). Отметим лишь, что превосходная для своего времени классификация Alter‘a, которая разбивала все СППР на 7 классов, в настоящее время несколько устарела.
В
зависимости от данных, с которыми
эти системы работают, СППР условно
можно разделить на оперативные
и стратегические. Оперативные СППР
предназначены для немедленного
реагирования на изменения текущей
ситуации в управлении финансово-хозяйственными
процессами компании. Стратегические
СППР ориентированы на анализ значительных
объемов разнородной
• отчеты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико;
• ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. п.;
• как правило, ИСР ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами.
СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. СППР второго типа в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).
При создании СППР можно использовать Web-технологии. В настоящее время СППР на основе Web-технологий для ряда компаний являются синонимами СППР предприятия.
Архитектура СППР представляется разными авторами по-разному. Приведем пример. Marakas (1999) предложил обобщенную архитектуру, состоящую из 5 различных частей: (a) система управления данными (the data management system - DBMS), (b) система управления моделями (the model management system – MBMS), (c) машина знаний (the knowledge engine (KE)), (d) интерфейс пользователя (the user interface) и (e) пользователи (the user(s)).
В процессе своего развития системы поддержки принятия решений прошли следующий эволюционный путь
Первые системы - системы обработки транзакций (TSP)-это компьютерные системы, предназначенные для выполнения рутинных операций регистрации, накопления, хранения и выдачи информации в заранее заданной форме. Как видим, в рамках таких систем принятие решений обеспечивалось только информацией.
Следующим
этапом развития информационных систем
было появление концепции