Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 01:41, курсовая работа
Информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации.
С позиции делового видения информационная система представляет собой организационные и управленческие решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой.
1. Введение…………………………………………………………………. 3
2. Системы поддержки принятия решений …………………….……….. 4
3. Классификация СППР ……………………..…………………………... 5
4. Эволюция СППР………………………………………………………… 7
5. Классификация задач…………………………...….….……….……….. 8
6. Структурирование множества альтернатив ……………….…………. 9
7. Области применения …………………………………………………... 11
8. Рынок СППР……………………………………………………………. 13
9. Заключение ……………………………………………………………... 14
Список литературы ………………………………………
Уровень
поддержки решений при
Отметим, что в существенной мере характер всех поколений систем и их концепций определялся техническими возможностями обработки информации, имеющимися на тот период.
Системы
автоматизации конторской деятельности
реализовывали распределенные базы
данных. Устранялась излишняя централизация.
Появились локальные
Следующий
этап - системы DDS. DDS - это диалоговая
компьютерная система, использующая формализованные
правила и модели объекта управления
совместно с базой данных и
личным опытом менеджера для выработки
и проверки вариантов управленческих
решений. Как видим, система этого
рода не обеспечивает информационно
процесс принятия решений, а участвует
в нем.
5. Классификация
задач
Любая задача принятия решения представляется в виде: <T, A, K, X, F, G, D>, где T – постановка задачи, A – множество допустимых альтернатив, K – множество критериев выбора (способов оценки эффективности вариантов решения), X – множество методов измерения отношения между вариантами F – отображение множества допустимых вариантов на множество критериальных оценок, G – система предпочтений экспертов, D – решающее правило, отражающее эту систему предпочтения.
Каждый
из элементов этого набора может
служить классификационным
Традиционно
рассматривается следующая
1) По виду отображения F
F: A * K
Может иметь детерминированный, вероятностный и неопределенный вид. В связи с этим выделяются следующие задачи:
2)
По мощности множества К.
3) По типу системы предпочтения экспертов (G)
6.
Структурирование множества
альтернатив
Рассмотрим
основные типы структур. Первый из них
называется КЛАССИФИКАЦИЯ.
Слева изображено неструктурированное множество альтернатив. Справа показано разбиение исходного множества на 4 класса. Можно считать, что каждый класс есть подмножество исходного множества альтернатив. Здесь важно отметить, что классы НЕУПОРЯДОЧЕНЫ друг относительно друга. Т.е. нельзя сказать, что какой-то класс "важнее (лучше, старше, дороже и п.т.)" другого. Например, людей можно классифицировать по полу или национальности. Правильная постановка диагноза - также пример классификации. Компьютерные системы, помогающие врачу ставить диагноз, существуют. И решают они именно задачу классификации, т.е. отнесения больного к нужному классу, который эквивалентен названию болезни. (А как же быть с легкими и тяжелыми заболеваниями? Ведь по определению классы НЕ упорядочены. Действительно, заболевания можно упорядочивать по тяжести, но здесь мы договоримся не принимать это в расчет.)
Второй способ структурирования называется СТРАТИФИКАЦИЯ. Это название произошло от английского термина "страта", (strata) что означает "слой", "пласт". Иными словами, стратификация есть разбиение множества на ряд уровней или слоев. В отличие от классов, страты упорядочены.
Серая и зеленая альтернативы помещены на верхнюю страту. Это означает, что они одинаковы по значимости (для ЛПР) и, одновременно, важнее (лучше) остальных альтернатив. В примере с обменом квартиры, если удалось стратифицировать варианты, то окончательный выбор, естественно, будет сделан среди вариантов, занимающих верхнюю страту. Удобно считать, что страты выражают некоторые уровни "качества". Несколько примеров классических стратификаций:
Связь страт с неким абстрактным "качеством" крайне важна для понимания идеи стратификации. Пятизвездный отель не просто лучше двухзвездного, а можно говорить на сколько он лучше.
Следующий способ структурирования называется РАНЖИРОВАНИЕ. Внешне он напоминает стратификацию (см. предыдущий рисунок), но в отличие от нее уровни НЕ выражают "качества", а трактуются просто как "номер в списке". Это различие настолько важно, что на нем стоит остановиться подробнее. Упорядочение называется ранжировкой, если указан только номер места объекта в упорядочении (и больше ничего). Если нам сообщают только места, полученные спортсменами по результатам соревнований (но не сообщают результаты), то это - типичная ранжировка. Например, объявляют, что первые 3 места распределились следующим образом:
Если указанные спортсмены - прыгуны в высоту, то, зная результаты каждого, можно было бы говорить на сколько, к примеру, Иванов прыгнул выше Петрова или Сидорова. Знание только мест (без результатов) дает нам право говорить, что Иванов лучше Петрова, но не дает нам возможности говорить "на сколько лучше". Места в ранжировке естественно называются "рангами". Ранг 1 принято присваивать наилучшему объекту. (Вспомним морское "капитан 1-го ранга"). Итак, в отличие от стратификации, здесь играет роль только номер "полочки", на которую кладут альтернативы. Один и тот же ранг может быть присвоен нескольким объектам. Тогда ранжировка называется нестрогой. Тогда как в строгой ранжировке каждому объекту присваивается уникальный номер ранга. В терминах спортивного примера, нестрогая ранжировка - это когда Петров и Сидоров делят второе место.
Телекоммуникации
Телекоммуникационные компании используют СППР для подготовки и принятия комплекса решений, направленных на сохранение своих клиентов и минимизацию их оттока в другие компании. СППР позволяют компаниям более результативно проводить свои маркетинговые программы, вести более привлекательную тарификацию своих услуг.
Анализ
записей с характеристиками вызовов
позволяет выявлять категории клиентов
с похожими стереотипами поведения,
с тем чтобы дифференцировано
подходить к привлечению
Есть
категории клиентов, которые постоянно
меняют провайдеров, реагируя на те или
иные рекламные компании. СППР позволяют
выявить наиболее характерные признаки
«стабильных» клиентов, т.е. клиентов,
длительное время остающихся верными
одной компании, давая возможность
ориентировать свою маркетинговую
политику на удержание именно этой
категории клиентов.
Банковское дело
СППР используются для более качественного мониторинга различных аспектов банковской деятельности, таких как обслуживание кредитных карт, займов, инвестиций и так далее, что позволяет значительно повысить эффективность работы.
Выявление случаев мошенничества, оценка риска кредитования, прогнозирование изменений клиентуры – области применения СППР и методов добычи данных. Классификация клиентов, выделение групп клиентов со сходными потребностями позволяет проводить целенаправленную маркетинговую политику, предоставляя более привлекательные наборы услуг той или иной категории клиентов.
Страхование
Набор
применений СППР в страховом бизнесе
можно назвать классическим - это
выявление потенциальных
Обнаружение
определенных стереотипов в заявлениях
о выплате страхового возмещения,
в случае больших сумм, позволяет
сократить число случаев
Анализируя характерные признаки случаев выплат по страховым обязательствам, страховые компании могут уменьшить свои потери. Полученные данные приведут, например, к пересмотру системы скидок для клиентов, подпадающих под выявленные признаки.
Классификация клиентов дает возможность выявить наиболее выгодные категории клиентов, чтобы точнее ориентировать существующий набор услуг и вводить новые услуги.
Розничная торговля
Торговые компании используют технологии СППР для решения таких задач, как планирование закупок и хранения, анализ совместных покупок, поиск шаблонов поведения во времени.
Анализ данных о количестве покупок и наличии товара на складе в течение некоторого периода времени позволяет планировать закупку товаров, например, в ответ на сезонные колебания спроса на товар.
Часто, покупая какой либо товар покупатель приобретает вместе с ним и другой товар. Выявление групп таких товаров позволяет, например, помещать их на соседних полках, с тем, чтобы повысить вероятность их совместной покупки.
Поиск шаблонов поведения во времени дает ответ на вопрос «Если сегодня покупатель приобрел один товар, то через какое время он купит другой товар?». Например, приобретая фотоаппарат, покупатель, вероятно, в ближайшем будущем станет приобретать пленку, пользоваться услугами по проявке и печати.
На рынке СППР компании предлагают следующие виды услуг по созданию систем поддержки принятия решений: