Создание простого приложения в интегрированной среде разработки (ИСР) Delphi

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 03:01, лабораторная работа

Описание

Цель работы: Изучить интерфейс ИСР Delphi, этапы работы при создании приложения в ИСР; научиться создавать интерфейс простого приложения и процедуры обработки событий, выводить тексты процедур (или весь модуль) и формы с результатами работы на принтер; получить навыки тестирования программ.





Если какого-то окна нет на экране, то его можно вывести на экран с помощью соответствующих команд меню View:
окно инспектора объектов: View – Object Inspector (F11);
окно браузера кода: View – Code Explorer;
окно формы: View – Forms…(Shift+F12);
окно кода другого модуля: View – Units…(Ctrl+F12);
окно дерева объектов: View – ObjectTreeView.
Переключение между формой и соответствующим ей модулем выполняется командой View – Toggle Form/Unit (F12).
Файл формы можно просмотреть с помощью команды View as Text контекстного меню формы в режиме проектирования. Возврат к форме команда View as Form контекстного меню текстового файла формы.
Окно проекта при необходимости можно вывести на экран с помощью команды Project – View Source.
Закрытие окна редактора кода вызывает закрытие файла проекта, приводит к окончанию работы с ним. Для работы с данным проектом его необходимо снова открыть (см. п.2.).
Закрытие главного окна приводит к окончанию работы в ИСР Delphi.
2. Открытие существующего проекта или создание нового.
При запуске Delphi обычно уже создан проект Project1, содержащий одну главную форму Form1 и соответствующий ей модуль Unit1. Для создания нового проекта необходимо выполнить команду File – New Application, для открытия существующего использовать команду File – Open Project… или кнопку на Панели Инструментов (ПИ) Open Project.
3. Создание интерфейса приложения.
Разместить на каждой форме визуальные компоненты в соответствии с разработанным интерфейсом проекта.
Для размещения каждого визуального компонента необходимо:
• щелкнуть мышью по визуальному компоненту на палитре компонентов, а затем щелкнуть мышью в месте его расположения на форме;
• на вкладке Properties инспектора объектов найти свойства, которые нужно изменить, и установить для них необходимые значения.
Выделенный (щелчком мыши) визуальный компонент можно удалить (клавишей Delete), с помощью мыши переместить в другое место на форме, изменить размер компонента или копировать его, используя команды работы с Буфером Обмена меню Edit.

4. Сохранение проекта.
Рекомендуется сохранять файлы в личных папках на диске Z; для сохранения каждого проекта необходимо создавать отдельную папку и сохранять проект каждые 10 минут во время разработки интерфейса и записи алгоритмов (п.3, 5).
Если проект ни разу не сохранялся и имеет имя Project1, для его сохранения используется команда Save Project As…; в появившемся диалоговом окне необходимо указать имя проекта, используя только латинские буквы, и папку для его сохранения. Для сохранения модуля и соответствующей ему формы используется команда File – Save as…. В появившемся диалоговом окне необходимо указать имя модуля (только латинские буквы), отличное от имени проекта, и папку для сохранения. Проект вместе с его модулем и формой можно сохранить с помощью команды File – Save All. Все имена должны быть информативными.
При повторном сохранении проекта с модулем без изменения имен и папки, где находятся файлы, используется команда File – Save All или кнопка на ПИ Save All, для сохранения модуля и формы команда File – Save или кнопка на ПИ Save.
5. Создание процедур - обработчиков событий.
Ввести текст всех процедур для обработки событий в соответствии с разработанными алгоритмами решения задачи. Для создания и изменения процедур обработки каждого события необходимо:
• выделить компонент, для которого создается событие;
• найти на вкладке Events инспектора объектов нужное событие;
• выполнить двойной щелчок по полю, находящемуся справа от названия события (если процедура только создается, то поле пустое, если процедура изменяется, то поле содержит имя процедуры);
• ввести текст процедуры или изменить ее в окне редактора кода.
Для создания процедуры обработки события по нажатию кнопки (OnClick) можно выполнить двойной щелчок по этой кнопке.
При вводе кода процедуры после набора имени компонента редактор выводит список свойств и методов для этого компонента, а для формы и список всех расположенных на ней компонентов. Можно не набирать свойство или метод на клавиатуре, а выделить его в списке и нажать клавишу Enter.
6. Сохранение проекта.
Сохранить созданный проект, используя команду File – Save All или кнопку на ПИ Save All.
7. Выполнение (запуск) проекта.
Выполнить команду Run – Run (F9) или использовать кнопку Run на ПИ. Нельзя запустить вторую копию приложения во время работы первой.
При выполнении приложения Delphi сначала выполняет компиляцию программы, выявляет ошибки и, если они есть, выводит их в специальном окне, появляющемся обычно под окном модуля. При наличии ошибок выполнение программы прекращается. Строка в модуле, в которой найдена ошибка, выделяется красным цветом. Можно выполнить только компиляцию приложения с помощью команды Project – Compile (Ctrl+F9).
Если ошибок компиляции не найдено, программа из режима проектирования переходит в режим выполнения. Выводится окно приложения, соответствующее окну

Работа состоит из  1 файл

Lab1_sreda_Delphi(1).doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)
le="text-align:justify">         установите следующие значения свойства Font (шрифт) текстового поля Label1: Times New Roman, полужирный, размер 16, цвет пурпурный.

9.         Аналогично вставьте в форму еще три текстовых поля Label2, Label3 и Label4. Замените значения, установленные по умолчанию, свойства Caption первых двух полей следующими: "Введи имя", "Введи группу", соответственно. Расположите их на форме по своему усмотрению. Значения свойства Font (шрифт) этих полей установите также по своему усмотрению. В качестве значения свойства Caption объекта Label4 установите пустую строку, т. е. сотрите установленное по умолчанию значение Label4.

10.     Запустите программу на выполнение. Что Вы видите на экране? Обратите внимание: на форме ничего нельзя изменить. Изменить можно только положение ее на экране и размеры. Закройте форму.

11.     Сделайте активным окно модуля Unit1.pas. Какие строки автоматически добавились в текст модуля?

12.     Вставьте в форму два поля редактирования – объекты Edit1 и Edit2. Для этого перейдите на вкладку Standard палитры компонентов и щелкните мышью на кнопке Edit, а затем щелкните в нужном месте формы. Вставьте второй объект Edit2 в форму. Для каждого из этих объектов в качестве значения свойства Text задайте пустую строку, т. е. сотрите значения по умолчанию. Запустите программу и поупражняйтесь со вставленными объектами: щелкните в поле редактирования, введите текст, удалите его. Закройте окно программы.

13.     Сделайте активным окно модуля Unit1.pas. Какие еще строки автоматически добавились в текст модуля?

14.     Создайте на форме кнопку для вывода приветствия – объект Button1. Для этого перейдите на вкладку Standard палитры компонентов и щелкните мышью на кнопке Button, а затем щелкните в нужном месте формы. Поменяйте надпись на кнопке Button1 на "Нажми" (свойство Caption). Запустите программу и щелкните на кнопке. Почему нет никакой реакции? Чтобы выполнились какие-то действия, надо написать процедуру обработки события OnClick (щелчок по кнопке). Закройте окно программы.

15.     Для создания процедуры обработки события OnClick надо выполнить двойной щелчок мышью по кнопке "Нажми" или справа от события OnClick на вкладке Events инспектора объектов. Итак, выполните двойной щелчок одним из указанных способов. На экране появится окно редактора модуля с видимым шаблоном процедуры TForm1.Button1Click:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject):

begin

end;

После первой строки этого шаблона вставьте три следующие строки:

var

    im:string;

    gr:string;

Этими строками в процедуре создается раздел (начинается словом var) описания переменных. В данном случае описываются две переменные im и gr строкового типа (string) для сохранения в памяти ПК вводимых пользователем с клавиатуры во время выполнения программы имени и группы.

После слова begin вставьте следующие три строки:

   im:=edit1.Text;

   gr:=edit2.Text;

   Label4.Caption:= 'Привет  '+im+'  из группы  '+gr+' !';

В этих строках записаны операторы присваивания. После выполнения первого оператора   im:=edit1.Text; переменная im примет значение текста, введенного в поле объекта Edit1. После выполнения второго оператора gr:=edit2.Text; переменная gr примет значение текста, введенного в поле объекта Edit2. После выполнения третьего оператора  Label4.Caption:= 'Привет  '+im+'  из группы  '+gr+' !'; изменится значение свойства Caption  объекта Label4. При выполнении программы на форму будет выведен текст, составленный из слов Привет, введенных ранее имени и фамилии (значения переменной im), слов из группы  , и введенного ранее названия группы (gr). Обратите внимание: после каждого оператора записывается символ ";"

Итак, получим текст процедуры в виде:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject):

var

im:string;

gr:string;

begin

im:=edit1.Text;

gr:=edit2.Text;

Label4.Caption:= 'Привет '+im+' из группы '+gr+' !'

end;

16.     Сохраните созданную на данный момент форму и программу в папке "Privet" с помощью команды File / Save All. В дальнейшем периодически, в частности, перед очередными запусками проекта на выполнение, сохраняйте файлы проекта (File / Save All, вводить новые имена файлов не нужно).

17.     Запустите проект на выполнение. Введите имя и фамилию в первое поле, название группы во второе поле и нажмите кнопку. Что вы видите на экране?

18.     Закройте СП Delphi.

 

Пример2. Ввести два вещественных числа x и y и вычислить их сумму z. Интерфейс приложения представлен на рисунке:

 

 

 

Таблица используемых компонентов и их свойств, которые устанавливаются на вкладке Properties инспектора объектов (Object Inspector).

 

Элемент интерфейса

Визуальный компонент

Свойство компонента

Значение свойства

Заголовок окна

Form1

Caption

Линейные алгоритмы

Введите x

Label1

Caption

Введите x

Поле ввода x

Edit1

Text

 

Введите y

Label2

Caption

Введите y

Поле ввода y

Edit2

Text

 

Нажмите

Label3

Caption

Нажмите

Кнопка ОК

Button1

Caption

ОК

<Вывод x, y>

Label4

Caption

 

И получили z=

Label5

Caption

И получили z=

Поле вывода z

Edit3

Text

 

Поле вывода z

Edit3

ReadOnly

True

Для всех компонентов можно изменить шрифт с помощью свойства Font.

 

Процедура обработки события OnClick для кнопки ОК (записывается в модуле после двойного щелчка мышью по  кнопке ОК или на вкладке Events события  OnClick):

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

    x,y,z:real;

begin

   x:=StrToFloat(Edit1.Text);

   y:=StrToFloat(Edit2.Text);

   Label4.Caption:='Вы ввели х='+FloatToStr(x)+'  y='+FloatToStr(y);

   z:=x+y;

   Edit3.Text:=FloatToStr(z);

end;

 

При выполнении задания придерживаться той же последовательности, что и при в задании1.

 

Продемонстрировать преподавателю формы с результатами работы и папки с сохраненными файлами для каждого примера из задания.

 

 

Структура отчета:

 

1.       Титульный лист.

2.       Цель работы.

3.       Содержание отчета:

      этапы работы в ИСР для создания приложения (перечислить коротко по пунктам, с указанием необходимых команд);

      распечатка текста модуля примера 2;

      распечатка формы с результатами работы примера 2;

4.       Выводы по работе.

 

Контрольные вопросы.

1.       Какие окна содержаться в главном окне ИСР Delphi.

2.       Каково назначение отдельных окон ИСР Delphi.

3.       Что такое проект. Как создать новый проект и сохранить его.

4.       Как открыть существующий проект.

5.       Для чего нужна форма.

6.       Какие визуальные компоненты могут быть размещены на форме, и как это делается.

7.       Что такое процедуры для обработки событий.

8.       Как выполнить проект.

9.       Как распечатать тексты программ и форму на принтере.



Информация о работе Создание простого приложения в интегрированной среде разработки (ИСР) Delphi