Создание простого приложения в интегрированной среде разработки (ИСР) Delphi

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 03:01, лабораторная работа

Описание

Цель работы: Изучить интерфейс ИСР Delphi, этапы работы при создании приложения в ИСР; научиться создавать интерфейс простого приложения и процедуры обработки событий, выводить тексты процедур (или весь модуль) и формы с результатами работы на принтер; получить навыки тестирования программ.





Если какого-то окна нет на экране, то его можно вывести на экран с помощью соответствующих команд меню View:
окно инспектора объектов: View – Object Inspector (F11);
окно браузера кода: View – Code Explorer;
окно формы: View – Forms…(Shift+F12);
окно кода другого модуля: View – Units…(Ctrl+F12);
окно дерева объектов: View – ObjectTreeView.
Переключение между формой и соответствующим ей модулем выполняется командой View – Toggle Form/Unit (F12).
Файл формы можно просмотреть с помощью команды View as Text контекстного меню формы в режиме проектирования. Возврат к форме команда View as Form контекстного меню текстового файла формы.
Окно проекта при необходимости можно вывести на экран с помощью команды Project – View Source.
Закрытие окна редактора кода вызывает закрытие файла проекта, приводит к окончанию работы с ним. Для работы с данным проектом его необходимо снова открыть (см. п.2.).
Закрытие главного окна приводит к окончанию работы в ИСР Delphi.
2. Открытие существующего проекта или создание нового.
При запуске Delphi обычно уже создан проект Project1, содержащий одну главную форму Form1 и соответствующий ей модуль Unit1. Для создания нового проекта необходимо выполнить команду File – New Application, для открытия существующего использовать команду File – Open Project… или кнопку на Панели Инструментов (ПИ) Open Project.
3. Создание интерфейса приложения.
Разместить на каждой форме визуальные компоненты в соответствии с разработанным интерфейсом проекта.
Для размещения каждого визуального компонента необходимо:
• щелкнуть мышью по визуальному компоненту на палитре компонентов, а затем щелкнуть мышью в месте его расположения на форме;
• на вкладке Properties инспектора объектов найти свойства, которые нужно изменить, и установить для них необходимые значения.
Выделенный (щелчком мыши) визуальный компонент можно удалить (клавишей Delete), с помощью мыши переместить в другое место на форме, изменить размер компонента или копировать его, используя команды работы с Буфером Обмена меню Edit.

4. Сохранение проекта.
Рекомендуется сохранять файлы в личных папках на диске Z; для сохранения каждого проекта необходимо создавать отдельную папку и сохранять проект каждые 10 минут во время разработки интерфейса и записи алгоритмов (п.3, 5).
Если проект ни разу не сохранялся и имеет имя Project1, для его сохранения используется команда Save Project As…; в появившемся диалоговом окне необходимо указать имя проекта, используя только латинские буквы, и папку для его сохранения. Для сохранения модуля и соответствующей ему формы используется команда File – Save as…. В появившемся диалоговом окне необходимо указать имя модуля (только латинские буквы), отличное от имени проекта, и папку для сохранения. Проект вместе с его модулем и формой можно сохранить с помощью команды File – Save All. Все имена должны быть информативными.
При повторном сохранении проекта с модулем без изменения имен и папки, где находятся файлы, используется команда File – Save All или кнопка на ПИ Save All, для сохранения модуля и формы команда File – Save или кнопка на ПИ Save.
5. Создание процедур - обработчиков событий.
Ввести текст всех процедур для обработки событий в соответствии с разработанными алгоритмами решения задачи. Для создания и изменения процедур обработки каждого события необходимо:
• выделить компонент, для которого создается событие;
• найти на вкладке Events инспектора объектов нужное событие;
• выполнить двойной щелчок по полю, находящемуся справа от названия события (если процедура только создается, то поле пустое, если процедура изменяется, то поле содержит имя процедуры);
• ввести текст процедуры или изменить ее в окне редактора кода.
Для создания процедуры обработки события по нажатию кнопки (OnClick) можно выполнить двойной щелчок по этой кнопке.
При вводе кода процедуры после набора имени компонента редактор выводит список свойств и методов для этого компонента, а для формы и список всех расположенных на ней компонентов. Можно не набирать свойство или метод на клавиатуре, а выделить его в списке и нажать клавишу Enter.
6. Сохранение проекта.
Сохранить созданный проект, используя команду File – Save All или кнопку на ПИ Save All.
7. Выполнение (запуск) проекта.
Выполнить команду Run – Run (F9) или использовать кнопку Run на ПИ. Нельзя запустить вторую копию приложения во время работы первой.
При выполнении приложения Delphi сначала выполняет компиляцию программы, выявляет ошибки и, если они есть, выводит их в специальном окне, появляющемся обычно под окном модуля. При наличии ошибок выполнение программы прекращается. Строка в модуле, в которой найдена ошибка, выделяется красным цветом. Можно выполнить только компиляцию приложения с помощью команды Project – Compile (Ctrl+F9).
Если ошибок компиляции не найдено, программа из режима проектирования переходит в режим выполнения. Выводится окно приложения, соответствующее окну

Работа состоит из  1 файл

Lab1_sreda_Delphi(1).doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)


Лабораторная работа 1. Создание простого приложения в  интегрированной среде разработки (ИСР) Delphi.

 

Цель работы: Изучить интерфейс ИСР Delphi, этапы работы при создании приложения в ИСР; научиться создавать интерфейс простого приложения и процедуры обработки событий, выводить тексты процедур (или весь модуль) и формы с результатами работы на принтер; получить навыки тестирования программ.

 

Краткие теоретические сведения.

Порядок выполнения работы:

 

1. Запуск системы программирования Delphi.

Запуск Delphi выполняется с помощью ярлыка на Рабочем столе или через Стартовое меню. После загрузки на экране обычно находятся 6 окон: главное окно (содержит заголовок окна, строку меню, панель инструментов и палитры компонентов), окно инспектора объектов, окно формы, окно редактора кода, включающее окно браузера кода, окно дерева объектов (в версии 5 отсутствует).

 

 

         

 

 

 

 

Если какого-то окна нет на экране, то его можно вывести на экран с помощью соответствующих команд меню View:

окно инспектора объектов:    View – Object Inspector (F11);

окно браузера кода:                View – Code Explorer;

окно формы:                            View – Forms…(Shift+F12);

окно кода другого модуля:    View – Units…(Ctrl+F12);

окно дерева объектов:            View – ObjectTreeView.

 

Переключение между формой и соответствующим ей модулем выполняется командой View – Toggle Form/Unit (F12).

Файл формы можно просмотреть с помощью команды View as Text контекстного меню формы в режиме проектирования. Возврат к форме команда View as Form контекстного меню текстового файла формы.

Окно проекта при необходимости можно вывести на экран с помощью команды                Project – View Source.

Закрытие окна редактора кода вызывает закрытие файла проекта, приводит к окончанию работы с ним. Для работы с данным проектом его необходимо снова открыть (см. п.2.).

Закрытие главного окна приводит к окончанию работы в ИСР Delphi.

 

2. Открытие существующего проекта или создание нового.

При запуске Delphi обычно уже создан проект Project1, содержащий одну главную форму Form1 и соответствующий ей модуль Unit1. Для создания нового проекта необходимо выполнить команду File – New Application, для открытия существующего использовать команду File – Open Project… или кнопку на Панели Инструментов (ПИ) Open Project.

 

3. Создание интерфейса приложения.

Разместить на каждой форме визуальные компоненты в соответствии с разработанным интерфейсом проекта.

Для размещения каждого визуального компонента необходимо:

          щелкнуть мышью по визуальному компоненту на палитре компонентов, а затем щелкнуть мышью в месте его расположения на форме;

          на вкладке Properties инспектора объектов найти свойства, которые нужно изменить, и установить для них необходимые значения.

Выделенный (щелчком мыши) визуальный компонент можно удалить (клавишей Delete),  с помощью мыши переместить в другое место на форме, изменить размер компонента или копировать его, используя команды работы с Буфером Обмена меню Edit.

 

4. Сохранение проекта.

Рекомендуется сохранять файлы в личных папках на диске Z; для сохранения каждого проекта необходимо создавать отдельную папку и сохранять проект каждые 10 минут во время разработки интерфейса и записи алгоритмов (п.3, 5).

Если проект ни разу не сохранялся и имеет имя Project1, для его сохранения используется команда Save Project As…; в появившемся диалоговом окне необходимо указать имя проекта, используя только латинские буквы, и папку для его сохранения. Для сохранения  модуля и соответствующей ему формы используется команда   File – Save as…. В появившемся диалоговом окне необходимо указать имя модуля (только латинские буквы), отличное от имени проекта, и папку для сохранения. Проект вместе с его модулем и формой можно сохранить с помощью команды File – Save All. Все имена должны быть информативными.

При повторном сохранении проекта с модулем без изменения имен и папки, где находятся файлы, используется команда File – Save All или кнопка на ПИ Save All, для сохранения модуля и формы команда  File – Save или кнопка на ПИ Save.

 

5. Создание процедур - обработчиков событий.

Ввести текст всех процедур для обработки событий в соответствии с разработанными алгоритмами решения задачи. Для создания и изменения процедур обработки каждого события необходимо:

       выделить  компонент, для которого создается событие;

       найти на  вкладке Events инспектора объектов  нужное событие;

       выполнить двойной щелчок по полю, находящемуся справа от названия события (если процедура только создается, то поле пустое, если процедура изменяется, то поле содержит имя процедуры);

       ввести текст процедуры или изменить ее в окне редактора кода.

Для создания процедуры обработки события по нажатию кнопки (OnClick) можно выполнить двойной щелчок по этой кнопке.

При вводе кода процедуры после набора имени компонента редактор выводит список свойств и методов для этого компонента, а для формы и список всех расположенных на ней компонентов. Можно не набирать свойство или метод на клавиатуре, а выделить его в списке и нажать клавишу Enter.

6. Сохранение проекта.

Сохранить созданный проект, используя команду File – Save All или кнопку на ПИ Save All.

 

7. Выполнение (запуск)  проекта.

Выполнить команду Run – Run (F9) или использовать кнопку Run на ПИ. Нельзя запустить вторую копию приложения во время работы первой.

При выполнении приложения Delphi сначала выполняет компиляцию программы, выявляет ошибки и, если они есть, выводит их в специальном окне, появляющемся обычно под окном модуля. При наличии ошибок выполнение программы прекращается. Строка в модуле, в которой найдена ошибка,  выделяется красным цветом. Можно выполнить только компиляцию приложения с помощью команды Project – Compile (Ctrl+F9).

Если ошибок компиляции не найдено, программа из режима проектирования переходит в режим выполнения. Выводится окно приложения, соответствующее окну главной формы.  Вводятся исходные данные, запускаются события, реакция на которые запрограммирована в модуле формы, выводятся результаты. На этом этапе тоже могут быть найдены ошибки, например данные не введены или введены данные несоответствующих типов. В этом случае выводится сообщение об ошибке в окне сообщений, а затем (после нажатия кнопки ОК в окне сообщения) окно проекта. В этом случае для завершения этапа выполнения программы и перехода в режим проектирования (как и для выхода из зацикливающейся программы) нужно использовать команду Run – Program Reset или комбинацию клавиш Ctrl+F2.

 

Для завершения выполнения программы и перехода в режим проектирования необходимо закрыть окно главной формы.

Если никаких ошибок обнаружено не было, введены исходные данные, получены ожидаемые результаты, перейти к п. 9. Если Delphi обнаружил любые ошибки, нужно изменить интерфейс приложения или полученные результаты не совпадают с подготовленными тестами, то перейти к п.8.

8. Внесение изменений в проект.

Если необходимо внести изменения в интерфейс приложения, то см. п.3, если изменяются или создаются новые процедуры обработки событий, то см. п.5.

При редактировании программного кода модулей или проекта используются методы работы с текстом в любых текстовых редакторах в OC Windows. Для работы с  Буфером Обмена можно использовать команды меню Edit. 

Пункты 8, 6, 7 повторяются до тех пор,  пока на экране не будут получены результаты, совпадающие с подготовленными тестами, а интерфейс и функционирование проекта не будут соответствовать поставленной задаче.

 

9. Вывод программ и форм на принтер.

В ИСР Delphi можно распечатать вид формы на этапе проектирования, текст всего модуля  или выделенной его части. Для этого необходимо:

      сделать активным модуль или форму;

      выполнить команду File – Print…. Появится диалоговое окно Print  Selection для модуля или Print Form для формы.

      щелкнуть по кнопке Setup, выбрать принтер; при необходимости установить альбомную ориентацию и щелкнуть по кнопке ОК;

      щелкнуть по кнопке ОК.

 

Для того, чтобы вывести на принтер окно формы в режиме выполнения:

      перейти в режим выполнения (п.7);

      сделать активной форму с исходными данными и/или результатами, которую нужно распечатать;

      нажать комбинацию клавиш Alt+PrtScr, окно с формой помещается в Буфер Обмена;

      загрузить текстовый редактор, например Word, или перейти в него;

      вставить данные из Буфера Обмена в документ Word (например, с помощью команды Правка - Вставить);

      вывести документ Word на принтер с помощью команды  Файл – Печать…. Предварительно может быть выполнен просмотр документа и изменение параметров страницы.

 

10. Завершение работы Delphi. Закрыть главное окно Delphi.

 

Пример1.  Ввести имя и группу пользователя и после щелчка мышью по кнопке Привет вывести приветствие, включающее введенные фамилию и группу. Интерфейс программы представлен на рисунке:

 

 

Таблица используемых компонентов и их свойств, которые устанавливаются на вкладке Properties инспектора объектов (Object Inspector).

 

Элемент интерфейса

Визуальный компонент

Свойство компонента

Значение свойства

Заголовок окна

Form1

Caption

Первая форма

Введи имя

Label1

Caption

Введи имя

Поле ввода имени

Edit1

Text

 

Введи группу

Label2

Caption

Введи группу

Поле ввода группы

Edit2

Text

 

Нажми

Label3

Caption

Нажми

Кнопка Привет

Button1

Caption

Привет

<Выводимое приветствие>

Label4

Caption

 

Для всех компонентов можно изменить шрифт с помощью свойства Font.

 

Процедура обработки события OnClick для кнопки Привет (записывается в модуле после двойного щелчка мышью по  кнопке Привет или на вкладке Events события  OnClick):

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

    im:string;

    gr:string;

begin

   im:=edit1.Text;

   gr:=edit2.Text;

   Label4.Caption:= 'Привет  '+im+'  из группы  '+gr+' !'

end;

 

Последовательность выполнения задания.

 

1.         Создайте в Вашей папке новую папку "Privet" для нового проекта. Запустите СП Delphi и сохраните файлы проекта со стандартными именами.

2.         Запустите программу на выполнение с помощью команды Run / Run главного меню или щелкните по кнопке Run панели инструментов (ПИ) или нажмите функциональную клавишу F9. На экране появится окно приложения. Вид этого окна в данном случае практически совпадает с окном формы, т. к. оно пока пустое. Единственное отличие – вид ярлыка в левом верхнем углу окна. В окне приложения ярлык имеет вид горящего факела, а в ярлыке окна формы факел погашен.

3.         Поупражняйтесь с окном приложения (формы) и убедитесь в том, что оно обладает всеми свойствами стандартного окна операционной системы Windows. Закройте окно приложения.

4.         Ознакомьтесь со свойствами формы Left, Top, Width, Height (координаты левого верхнего угла, ширина и высота). Для этого перемещайте окно формы с помощью мыши по экрану и следите за изменением значений свойств Left и Top в окне Object Inspector, изменяйте размеры формы и следите за значениями свойств Width и Height в окне Object Inspector. Затем изменяйте значения свойств Left, Top, Width, Height в окне Object Inspector и следите за положением формы на экране и ее размерами.

5.         Измените цвет фона формы. Для этого в окне свойств формы Object Inspector в строке Color выберите значение цвета фона.

6.         Выполните программу еще раз. Появится пустая форма другого цвета. Закройте ее.

7.         Откройте окно модуля Unit1.pas и просмотрите его текст. Текст модуля имеет вид шаблона.

8.         Вставьте в окно формы текстовое поле (объект типа Label) с текстом "Приветствие студента". Для этого активизируйте окно формы и выполните следующие действия:

         перейдите на вкладку Standard палитры компонентов и дважды щелкните мышью на кнопке Label;

         появившийся объект с текстом "Label1"перетяните мышью к верхней границы окна формы;

         в окне Object Inspector измените значение свойства Caption c Label1 на текст "Приветствие студента";

Информация о работе Создание простого приложения в интегрированной среде разработки (ИСР) Delphi