- Самоконтроль и самокоррекция.
- Тренировка в процессе усвоения учебного материала.
• Высвобождение учебного времени
за счет выполнения на компьютере трудоемких
вычислительных работ.
• Усиление мотивации обучения.
• Развитие определенного вида
мышления (наглядно-образного,
теоретического, логического).
- Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества.
- Активизация взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.
1.4 Виды дидактического
материала
- Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
- Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
- Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
- Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
- Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
- Задания с проблемными вопросами.
- Задания на развитие воображения и творчества.
- Экспериментальные задания.
• Обобщенная деятельностная
модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного
исследования, включающая в себя рекомендации
по формулировке цели эксперимента,
выдвижению и обоснованию гипотезы
экспериментального исследования,
планированию эксперимента; способы записи
результатов наблюдений и измерений; правила
измерения, оценку точности измерения;
графическую интерпретацию результатов
эксперимента; правила приближенных вычислений;
формулировку вывода по результатам эксперимента;
правила оформления отчета.
• Инструктивные карточки,
отражающие логическую схему изучения
нового материала и необходимые способы
учебной работы.
• Карточки-консультации, дидактические
материалы с поясняющими рисунками, планом
выполнения заданий, с указанием типа
задач и пр.
- Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
- Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
• Справочные материалы:
«Лабораторное оборудование: приборы,
их назначение и технические характеристики,
правила пользования»; «Измерительные приборы.
Правила пользования и особенности техники
измерения»; таблицы физических величин
и т.д.
• Алгоритм выполнения задания.
- Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
- Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
- Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
- Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
- Тесты с возможностью самоконтроля.
Дидактические материалы
нацелены на помощь в решении Ваших
профессиональных педагогических задач, которые могут
быть:
образовательными:
- расширять понятийный аппарат;
- формировать знания;
- формировать умения;
воспитательными;
развивающими:
- развивать навыки самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- формировать навыки коллективной работы;
- развивать логическое мышление, формировать умения обобщать и делать выводы.
Для чего предназначается
ДМ?
Разрабатываемые ДМ могут
стать:
- стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме;
- средствами протоколирования результатов на каждом шаге обучения и контроля успеваемости учащихся;
- средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся;
- помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков;
- средством проведения исследований;
- ресурсом для создания новых творческих работ учащихся.
1.5 Средства для создания дидактического
материала
Создаваемые дидактические материалы могут быть выполнены с
использованием различных средств: текстовых
редакторов, электронных таблиц, графических
редакторов, учебных программных сред.
Могут быть использованы различные обучающие
программы и системы, а также Интернет.
Текстовые редакторы
Использование дидактических
материалов, созданных в текстовом
редакторе позволит Вам формировать,
разрабатывать и без труда
совершенствовать комплект дидактических
материалов, в зависимости от уровня
подготовленности аудитории, расширить
возможности учебного процесса, сделать этот
процесс не только более эффективным и
разнообразным, но так же повысить интерес
к обучению.
Комплект разрабатываемых
материалов может включать в себя
проверочные тесты, контрольные
задания, карточки, анкеты, плакаты, стенды, карты, таблицы и т.д., которые можно
использовать
- на экране компьютера
- создание (ввод символа или текста);
- редактирование текста (удаление, копирование, перемещение, вырезание, вставка);
- форматирование символов (подчеркивание, изменение цвета, гарнитуры или размера шрифта);
- на бумаге в виде распечатки (текстовый редактор играет «пассивную» роль и не требует его изучения самими учащимися).
Первый вариант требует
определенных навыков работы, как
у учителя, так и ученика, а
также необходимость проведения уроков с использованием ЭВМ. Второй
же вариант облегчат учителю подготовку
к уроку и полностью зависит от мастерства
исполнителя этих материалов. Ниже мы
приводим примеры, как можно использовать
текстовые и графические редакторы.
Табличные редакторы
Создавая дидактические
материалы в электронных таблицах
можно использовать их свойства: вычисление
значений, использование различных
формул, пересчет формул при изменении
данных, построение графиков и др. Также
Вы сможете использовать различные
способы заполнения столбцов в таблице, написания
и копирования формул. Возможны варианты,
когда ученики сами составляет электронную
таблицу, занося данные получившиеся у
них в ходе выполнения лабораторной работы,
производят обработку этих данных или
учитель заранее может подготовить электронные
шаблоны таблиц для заполнения их учащимися.
Даже если пока вычисления не сложны и
могут быть сделаны без применения компьютера,
учащиеся привыкают к компьютерным технологиям
как удобному инструменту для работы.
Задача по экономике
Посмотрите также примеры
на диске, прилагаемом к учебному
пособию
Графические редакторы
Графические редакторы
предполагают:
- работу с объектами, изображением (построением) объекта;
- редактирование объекта (перемещение, заливка, удаление, копирование вырезание, разрезание, вставка, поворот и др.);
- редактирование группы объектов (группировка, послойное перемещение и др.).
Интернет
Все мы прекрасно знаем,
что такое Интернет, и какие
возможности он предоставляет:
- свободный доступ к самой разнообразной информации;
- возможность быстрого поиска нужной информации и иллюстраций по определенной теме;
- использование выставленных в Интернете существующих методических разработок по различным разделам образовательных дисциплин;
- возможность тестирования для определения уровня своих знаний;
- дистанционное обучение;
- участие в телекоммуникационных олимпиадах и викторинах.
Глава 2 Электронные
дидактические материалы
2.1 Что такое электронные ДМ
Такое определение ЭДМ
дают А. А. Вихтуновская и Т. С. Марченко в
статье «Проектирование электронных дидактических
материалов»
Под электронным дидактическим
материалом мы понимаем документы, целенаправленно
разработанные для использования в учебном
процессе с помощью прикладных программ
общего назначения (или учебных программных
сред) и построенные в соответствии с содержанием
учебной темы и методикой преподавания
учебного предмета. ЭДМ может содержать
систему компьютерных заданий, справочную
информацию, изучаемое содержание (с использованием
текста, графики, анимационных сюжетов
и др.), контрольные материалы. В электронный
дидактический материал целесообразно
иногда включать программные модули, обеспечивающие
обратную связь с учащимися.
2.2 Какие возможности учителю дают
электронные ДМ?
Использование различных
подходов к изучаемой теме;
- личностно-ориентированный подход (индивидуализация и дифференциация процесса обучения);
- усиление мотивации обучения за счет использования различных видов деятельности и источников информации;
- активизация деятельности учащихся;
- вырабатывание и развитие логического, аналитического, пространственного, наглядно-образного, теоретического, творческого мышления;
- формирование умения ориентироваться в проблеме и искать пути ее решения;
- изменение характера познавательной деятельности;
- модульность;
- относительная простота разработки и доступность ее освоения;
- возможность использования различных программных средств как отдельно, так и в сочетании их друг с другом;
- автоматизация результатов деятельности с диагностикой ошибок и оценкой результатов;
- осуществление контроля с обратной связью, по результатам деятельности;
- автоматизация трудоемких вычислительных работ с высвобождением времени;
- визуализация учебной информации;
- моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, показать с оптимальной для усвоения скоростью;
- обеспечение доступа к сети информации;
- формирование культуры учебной деятельности;
- информационной культуры общества.
2.3 Особенности проектирования электронных ДМ
Необходимо исходить
из потребностей обучения конкретному
предмету (или теме), чтобы ЭДМ
мог отразить его содержание.
2.4 Технология создания и применения ЭДМ
- Определение целей обучения;
- отбор содержания учебного материала:
- анализ содержания учебной темы (или конкретного раздела) и методики ее преподавания;
- определение области и цели использования ЭДМ в системе уроков;
- разработка системы компьютерных уроков:
- проектирование компьютерных заданий для отобранных компьютерных уроков;
- выбор адекватного способа представления учебного материала;
- выбор программных средств;
- программная разработка компьютерных заданий;
- формирование методического аппарата;
- разработка методических рекомендаций
- экспертная оценка группой компетентных лиц, апробация и редактирование КЗ;
- выработка критерия оценки результатов обучения;
- разработка средств контроля знаний и способов их применения;
- выявление изменений уровня знаний под влиянием внедрения электронных учебных материалов
- включение ЭДМ в качестве дидактического средства в образовательный процесс;
- интерпретация полученных результатов.
Заключение
В информационном
обществе главным ресурсом является
информация, именно на основе владения
информацией о самых различных процессах
и явлениях можно эффективно
и оптимально строить любую деятельность.
Компьютеры
предоставляют уникальные возможности для использования их в учебном
процессе. Использование компьютеров
должно начинаться с подбора обучающих
программ и продумывания организационных
форм их применения, с разработки методик,
использующих возможности компьютера
в обучении.
В курсовой работе мы рассмотрели:
- Общее понятие о дидактике
- Принципы обучения
- Роль дидактических материалов в процессе обучения
- Виды дидактического материала
- Для чего предназначается ДМ
- Средства для создания дидактического материала
- Что такое электронные ДМ
- Какие возможности учителю дают электронные ДМ
- Особенности проектирования электронных ДМ
- Технология создания и применения ЭДМ.