Тематические разработки в Mathcad

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание

Компьютерное моделирование, проведение вычислительного эксперимента является одним из современных методов исследования физических явлений. Он имеет свои особенности, преимущества и недостатки по сравнению с другими методами изучения физических систем. Совершенно очевидно, что студенты высших учебных заведений должны иметь представления о компьютерных моделях, численных методах изучения различных объектов познания, достаточно свободно ориентироваться в современных программных продуктах. Современный персональный компьютер позволяет за несколько секунд решить сложную систему уравнений, построить график изучаемой зависимости, промоделировать трудновоспроизводимый эксперимент.

Работа состоит из  1 файл

Создание дидактических материалов средствами Mathcad.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)
  • Самоконтроль и самокоррекция.
  • Тренировка в процессе усвоения учебного материала.

• Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ.

• Усиление мотивации обучения.

• Развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, 
теоретического, логического).

  • Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества.
  • Активизация взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач.

1.4 Виды дидактического материала

  • Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
  • Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.

 

  • Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
  • Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
  • Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
  • Задания с проблемными вопросами.
  • Задания на развитие воображения и творчества.
  • Экспериментальные задания.

• Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы 
экспериментального исследования, планированию эксперимента; способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.

• Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы.

• Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.

  • Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
  • Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.

• Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.

• Алгоритм выполнения задания.

  • Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
  • Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
  • Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
  • Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
  • Тесты с возможностью самоконтроля.

Дидактические материалы  нацелены на помощь в решении Ваших  профессиональных педагогических задач, которые могут быть:

образовательными:

  • расширять понятийный аппарат;
  • формировать знания;
  • формировать умения;

воспитательными;  

 

развивающими:

  • развивать навыки самостоятельной, познавательной, исследовательской деятельности;
  • развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • формировать навыки коллективной работы;
  • развивать логическое мышление, формировать умения обобщать и делать выводы.

Для чего предназначается  ДМ?

Разрабатываемые ДМ могут  стать:

  • стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме;
  • средствами протоколирования результатов на каждом шаге обучения и контроля успеваемости учащихся;
  • средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся;
  • помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков;
  • средством проведения исследований;
  • ресурсом для создания новых творческих работ учащихся.

1.5 Средства для создания дидактического материала

Создаваемые дидактические материалы могут быть выполнены с использованием различных средств: текстовых редакторов, электронных таблиц, графических редакторов, учебных программных сред. Могут быть использованы различные обучающие программы и системы, а также Интернет.

Текстовые редакторы

Использование дидактических  материалов, созданных в текстовом  редакторе позволит Вам формировать, разрабатывать и без труда  совершенствовать комплект дидактических  материалов, в зависимости от уровня подготовленности аудитории, расширить  возможности учебного процесса, сделать этот процесс не только более эффективным и разнообразным, но так же повысить интерес к обучению.

Комплект разрабатываемых  материалов может включать в себя проверочные тесты, контрольные  задания, карточки, анкеты, плакаты, стенды, карты, таблицы и т.д., которые можно использовать

  1. на экране компьютера
    • создание (ввод символа или текста);
    • редактирование текста (удаление, копирование, перемещение, вырезание, вставка);
    • форматирование символов (подчеркивание, изменение цвета, гарнитуры или размера шрифта);
  2. на бумаге в виде распечатки (текстовый редактор играет «пассивную» роль и не требует его изучения самими учащимися).

Первый вариант требует  определенных навыков работы, как  у учителя, так и ученика, а  также необходимость проведения уроков с использованием ЭВМ. Второй же вариант облегчат учителю подготовку к уроку и полностью зависит от мастерства исполнителя этих материалов. Ниже мы приводим примеры, как можно использовать текстовые и графические редакторы.

Табличные редакторы

Создавая дидактические  материалы в электронных таблицах можно использовать их свойства: вычисление значений, использование различных  формул, пересчет формул при изменении  данных, построение графиков и др. Также  Вы сможете использовать различные  способы заполнения столбцов в таблице, написания и копирования формул. Возможны варианты, когда ученики сами составляет электронную таблицу, занося данные получившиеся у них в ходе выполнения лабораторной работы, производят обработку этих данных или учитель заранее может подготовить электронные шаблоны таблиц для заполнения их учащимися. Даже если пока вычисления не сложны и могут быть сделаны без применения компьютера, учащиеся привыкают к компьютерным технологиям как удобному инструменту для работы.

Задача по экономике

Посмотрите также примеры  на диске, прилагаемом к учебному пособию

Графические редакторы

Графические редакторы  предполагают:

    • работу с объектами, изображением (построением) объекта;
    • редактирование объекта (перемещение, заливка, удаление, копирование вырезание, разрезание, вставка, поворот и др.);
    • редактирование группы объектов (группировка, послойное перемещение и др.).

Интернет

Все мы прекрасно знаем, что такое Интернет, и какие  возможности он предоставляет:

    • свободный доступ к самой разнообразной информации;
    • возможность быстрого поиска нужной информации и иллюстраций по определенной теме;
    • использование выставленных в Интернете существующих методических разработок по различным разделам образовательных дисциплин;
    • возможность тестирования для определения уровня своих знаний;
    • дистанционное обучение;
    • участие в телекоммуникационных олимпиадах и викторинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Электронные  дидактические материалы 

2.1 Что такое электронные ДМ

Такое определение ЭДМ  дают А. А. Вихтуновская и Т. С. Марченко в статье «Проектирование электронных дидактических материалов»

Под электронным дидактическим материалом мы понимаем документы, целенаправленно разработанные для использования в учебном процессе с помощью прикладных программ общего назначения (или учебных программных сред) и построенные в соответствии с содержанием учебной темы и методикой преподавания учебного предмета. ЭДМ может содержать систему компьютерных заданий, справочную информацию, изучаемое содержание (с использованием текста, графики, анимационных сюжетов и др.), контрольные материалы. В электронный дидактический материал целесообразно иногда включать программные модули, обеспечивающие обратную связь с учащимися.

2.2 Какие возможности учителю дают электронные ДМ?

Использование различных  подходов к изучаемой теме;

  • личностно-ориентированный подход (индивидуализация и дифференциация процесса обучения);
  • усиление мотивации обучения за счет использования различных видов деятельности и источников информации;
  • активизация деятельности учащихся;
  • вырабатывание и развитие логического, аналитического, пространственного, наглядно-образного, теоретического, творческого мышления;
  • формирование умения ориентироваться в проблеме и искать пути ее решения;
  • изменение характера познавательной деятельности;
  • модульность;
  • относительная простота разработки и доступность ее освоения;
  • возможность использования различных программных средств как отдельно, так и в сочетании их друг с другом;
  • автоматизация результатов деятельности с диагностикой ошибок и оценкой результатов;
  • осуществление контроля с обратной связью, по результатам деятельности;
  • автоматизация трудоемких вычислительных работ с высвобождением времени;
  • визуализация учебной информации;
  • моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, показать с оптимальной для усвоения скоростью;
  • обеспечение доступа к сети информации;
  • формирование культуры учебной деятельности;
  • информационной культуры общества.

2.3 Особенности проектирования электронных ДМ

Необходимо исходить из потребностей обучения конкретному  предмету (или теме), чтобы ЭДМ  мог отразить его содержание.

2.4 Технология создания и применения ЭДМ  

  1. Определение целей обучения;
  2. отбор содержания учебного материала:
    • анализ содержания учебной темы (или конкретного раздела) и методики ее преподавания;
    • определение области и цели использования ЭДМ в системе уроков;
  3. разработка системы компьютерных уроков:
    • проектирование компьютерных заданий для отобранных компьютерных уроков;
    • выбор адекватного способа представления учебного материала;
    • выбор программных средств;
    • программная разработка компьютерных заданий;
  4. формирование методического аппарата;
    • разработка методических рекомендаций
    • экспертная оценка группой компетентных лиц, апробация и редактирование КЗ;
    • выработка критерия оценки результатов обучения;
  5. разработка средств контроля знаний и способов их применения;
    • выявление изменений уровня знаний под влиянием внедрения электронных учебных материалов
  6. включение ЭДМ в качестве дидактического средства в образовательный процесс;
  7. интерпретация полученных результатов.

Заключение

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность.

Компьютеры  предоставляют уникальные возможности для использования их в учебном процессе. Использование компьютеров должно начинаться с подбора обучающих программ и продумывания организационных форм их применения, с разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении.

В курсовой работе мы рассмотрели:

    • Общее понятие о дидактике
    • Принципы обучения
    • Роль дидактических материалов в процессе обучения
    • Виды дидактического материала
    • Для чего предназначается ДМ
    • Средства для создания дидактического материала
    • Что такое электронные ДМ
    • Какие возможности учителю дают электронные ДМ
    • Особенности проектирования электронных ДМ
    • Технология создания и применения ЭДМ.

Информация о работе Тематические разработки в Mathcad