Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 03:23, реферат
Музей это научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Введение 3
Реальный или Виртуальный музей 4
Отличительные черты виртуального музея 4
Сетевая монография 5
Новые возможности 6
Основные аспекты существования виртуальных институций 6
Информационные аспекты 6
Социальные аспекты 7
Технические аспекты 7
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Содержание
Введение
Музей это научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Еще пять лет назад музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Единственным способом выжить виделось выбивание денег из властей, иностранных благотворителей или меценатство.
Но постепенно культура стала востребованной, более того - модной и престижной, сегодня за "культурный досуг" люди готовы платить, и платить немало. Ну и, конечно, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют в компьютер и смотрят боевики, надо бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функция музейного дела - культурное просветительство и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности, познавательности, то есть того же культурного просветительства. Так появились виртуальные музеи.
Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым расширяет круг посетителей.
Использование современных технологий для удобства посетителей музеев: гиды на кассетах, электронные каталоги и т.п. - весьма разнообразили посещение музеев. Открытый для каждого пользователя компьютера виртуальный музей, и не один, а десятки и сотни - сегодняшняя реальность.
Определение и функции реально существующих музеев присущи в той или иной степени и виртуальным музеям, существующим в сети Интернет. В чем же их разница, какие особенности, отличия в принципе организации и общие черты имеются у реальных и виртуальных музеев?
По
ключевым словам "виртуальный музей"
любая поисковая система в
Интернете выдаст множество сайтов,
где эти слова задействованы.
В современном Интернете
1) представительства реально существующих музеев;
2) собственно виртуальные музеи.
Но называются все они пока одинаково - виртуальные музеи.
Сайты на музейную тематику реальных музеев весьма многочисленны и популярны и обеспечивают Интернет-пространство информацией о многих музеях мира, их экспозициях, выставках, каталогах, месте расположения, времени работы и разных мероприятиях, т.е. традиционный сайт реального музея есть лишь техническое средство для распространения музейной информации и в некотором роде реклама.
Собственно Виртуальные музеи встречаются в Интернете реже, их куда меньше, чем представительств реально существующих музеев, но они набирают силу и их становится в последнее время все больше и больше.
Общим для реальных и виртуальных музеев является то, что любой музей – это место, где история продолжается, они не являются хранилищем древностей. История здесь встречается с современностью, так как экспонаты музеев пополняются отражениями событий текущего момента (книги и биографии, документы и вещи, проекты и фотоматериалы и т.д.).
Особенность виртуального музея заключается в том, что такого музея (в отличие от реального) физически не существует (вернее сказать – организационно), но все же это музей, т.к. соответствует данному выше определению. Он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах и имеет свою собственную структуру. Причем каждый организатор виртуального музея выбирает ту структуру и организацию, которая кажется ему наиболее удобной и наглядной. В чем-то прообразом для виртуального музея служит реальный музей и его структурная организация (экспонаты, выставки, экспозиции, запасники, каталоги и т.д.), а что-то каждый привносит свое, создавая свой особый виртуальный музей. Надо отметить, что идея создания виртуального музея столь же проста, сколь сложна ее техническая реализация.
При кажущейся аналогии с обычным реальным музеем, виртуальный музей – это все-таки новая реальность, которая выходит за рамки традиционного представления о реальном музее с его постоянной экспозицией и временными выставками, в то время как экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии, а время работы выставок виртуального музея может длиться годами, и их количество связано лишь с новыми идеями, интересными проектами, а ограничено только тематикой данного музея. Экспонаты реального музея со временем приходят в негодность, коллекция же виртуального музея снимает вопрос о сохранении своих образцов.
Особенностью виртуального музея является также и то, что зритель (он же пользователь) "посещает виртуальный музей на своем компьютере, общается с ним один на один и сам устанавливает с ним личные отношения, погружается в новую реальность, которую он сам воссоздает в своем сознании.
Именно в "новой реальности" виртуального музея человек из зрителя превращается в участника этой "новой реальности", здесь ему никто не мешает: ни другие посетители, ни служители музея" [2]. Кроме того, посещать виртуальный музей можно в любое время дня и ночи, нет никаких очередей за билетами и ограничений на время пребывания в музее для просмотра экспонатов.
Виртуальный музей будет работать долгие годы, не прерываясь ни на минуту, даже в праздники и выходные, днем и ночью, попасть в него можно из любого уголка мира, и число посетителей виртуального музея гораздо больше, чем у реального. Конечно, у виртуального музея, как у любого сайта, тоже есть свой "сценарий": это его структура, план, карта, но инициатива при посещении виртуального музея принадлежит все-таки самому человеку.
Таким образом, виртуальный музей – это созданный в сети оригинальный сайт, не имеющий своего аналога в реальности и представляющий любую тематику, если по ней находятся реальные материалы, имеющие свое физическое или идейное воплощение в реальном мире.
Каждой “виртуальной” выставке сопутствует не только концепция выставки как таковой, но целый пласт материалов (статьи, интервью, воспоминания, документы и т.п.), которые готовит куратор. Всё это - оригинальные материалы, которые, как правило, впервые публикуются в Интернет, поступая, таким образом, в широкий художественный оборот. Они становятся первоисточниками для зрителя, арт-критика, музейного работника, как вышедшая в свет монография о художнике. Сравнение с монографией (“сетевой монографией”) представляется здесь наиболее адекватным, поскольку “виртуальная” выставка в меньшей степени ограничена временем и пространством по сравнению с “реальной” выставкой (например, выставка “ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ ЮЛИЯ ИВАНОВА” была открыта в сети одновременно с ее реальным открытием в Музее Н.Некрасова в феврале с.г. и “работает” до сих пор, хотя ее “реальный” прообраз уже стал историей) и в большей степени насыщена текстовой составляющей, доступной всякому посетителю сети, а не только тем счастливчикам, которым на открытии выставки достался каталог. [3]
Виртуальный музей - идеальная площадка для куратора, который теперь не связан ни помещением, ни физическим местонахождением работ (и необходимостью их транспортировки), ни отсутствием средств для издания каталога. Его идея найдет в виртуальной среде адекватное воплощение, а статья к выставке и каталог “выйдут” в том “тираже”, который будет востребован зрителем. При этом возрастает креативная составляющая деятельности куратора.
Виртуальный музей открывает новые возможности и для художника, выставку которого теперь увидят не только друзья и знакомые в ближайшей галерее или городском музее в течение месяца, а “широкая мировая общественность”, до которой, конечно, нужно еще достучаться, но это проблема уже куратора. Вернее, это “новая” проблема “нового” куратора. Вообще, роль куратора в виртуальном мире не просто вырастает, она трансформируется в новое качество. Кроме того, что куратор организует выставку, он должен четко представлять что, кому и как он доставит с помощью мировой сети. И с какой целью.
Арт-рынок тоже не может оставаться безучастным к появлению новых конкурентов - виртуальных музеев и галерей, которые “доставляют” свои предложения прямо в дома коллекционеров и любителей искусства. Они предлагают убедительную информацию (хорошие изображения, мнения арт-критиков, архивные документы и прайс-листы аукционов), гарантируют доставку и проведение безналичных расчетов через банк.
Всё принадлежит всем. Это главный феномен Интернет, пробудивший какие-то тайные струны человеческой души. Здесь всеобщая “халява” соседствует со всеобщим альтруизмом. Виртуальный музей не просто открыт для всех, он принадлежит всем! Каждый практически свободно может использовать любую информацию виртуального музея (картинки, статьи, документы и т.п.) и совершенно бесплатно.
Актуальность. Это важнейший аспект, включающий обновляемость информации и своевременность ее появления в сети. Если в виртуальном музее за месяц-другой не открылось ни одной выставки, то это не будет способствовать посещаемости сайта. Напротив, если в виртуальном музее регулярно появляются новости культурной жизни города, анонсы будущих выставок и обсуждается интересная проблематика, то “к нему не зарастет народная тропа”. Очень важно, чтобы эта информация появлялась своевременно и обновлялась 2-4 раза в месяц.
Свобода. Виртуальный музей - самая свободная из художественных институций. У виртуального музея нет нужды в помещении, финансировании, штате сотрудников; достаточно оригинальной идеи и желания реализовать ее не на словах, а в реальности, пусть даже и виртуальной. Дистанция от идеи до реализации сокращается. Виртуальный музей становится методом организации музея современного искусства.
Равенство. В сети все художественные институции равны. Как и в реальной жизни здесь важна “различимость”, то есть оригинальность сайта и его “жизненность” (обновляемость), а не его размер и количество вложенных денег. Диапазон интернет-институций простирается от домашних страничек художников и кураторов до мощных сайтов музеев и виртуальных галерей. Зрителя это абсолютно не интересует. Важно, чтобы было интересно, ново и в хорошей компании.
Братство. Виртуальный музей - является частью художественных ресурсов сети, которые, в свою очередь, дробятся на более специализированные сообщества (представительства реальных музеев и галерей, виртуальные галереи, выставки и музеи, интернет-журналы и центры искусств, сетевые проекты и кураторы, художники и дилеры и т.д.). Все эти сообщества организуются стихийно, этому способствуют страницы ссылок (которые организует всякая виртуальная институция, так как именно страница ссылок определяет тот контекст, в котором она себя позиционирует), мэйлинг-листы (которые определяют аудиторию институции), а также участие в электронных конференциях и сетевых проектах.
Демократия. Сетевая жизнь более непосредственная и дружественная, чем реальная. Виртуальный музей инициирует связи с близкими ему институциями и получает письма от самых разнообразных корреспондентов, которые тоже рассчитывают на ответную реакцию.
Независимость. Виртуальный музей не зависит от традиционных художественных институций и чиновников. Над ним нет ни управления культуры, ни вышестоящей организации, потому что ему не надо “выбивать” финансирование. Независимость виртуального музея - это независимость от денег. Правда, и деньги в этом случае будут независимы от вас.
Время. У виртуального музея особые отношения со временем: выставки могут жить и развиваться многие годы, а могут быть “закрыты” в один момент, как, впрочем, и сам Виртуальный музей, если кончились деньги или что-то сломалось в сети. Для этого часто используют “свободные” (т.е. бесплатные) ресурсы и организуют там “зеркала” на случай технических неполадок и финансовых сбоев.