Внедрение и эффективность научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:01, контрольная работа

Описание

Перед контрольной работой были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть процесс внедрения научных исследований;
- дать определение понятию эффективности научных исследований;
- рассмотреть методы оценки эффективности научных исследований;
- сделать краткие выводы по работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3
Внедрение научных исследований……………………………… 4
Эффективность научных исследований………………………… 5
Заключение…………………………………………………………… 15
Задачи………………………………………………………………… 16
Список используемой литературы………………………………….. 17

Работа состоит из  1 файл

Вариант 3.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

   Вариант 3 

   Тема: «Внедрение и эффективность  научных исследований» 

   СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение…………………………………………………………….. 3

  1. Внедрение научных исследований……………………………… 4
  2. Эффективность научных исследований………………………… 5

    Заключение…………………………………………………………… 15

    Задачи………………………………………………………………… 16

    Список  используемой литературы………………………………….. 17 

 

   

   ВВЕДЕНИЕ 
 

     Темой контрольной работы является  «Внедрение и эффективность научных исследований». Актуальность данной темы заключается в том, что внедрение завершенных научных исследований является заключительным этапом научно-исследовательской разработки.

     Любое научное исследование направлено на достижение улучшения в  той сфере, в которой оно проводится. Практическая значимость исследования проявляется  в том, когда научное исследование будет применено в практике.

     Эффективность научных исследований проявляется  в снижении затрат общественного и живого труда. Поэтому предприятия проводят оценку эффективности от внедренных научных исследований. Таким образом, цель данной работы изучить сущность процесса внедрения  научных исследований и их эффективность.

     Перед контрольной работой были  поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть  процесс внедрения  научных исследований;

     - дать определение понятию эффективности научных исследований;

     - рассмотреть методы оценки эффективности научных исследований;

     - сделать краткие выводы по  работе.

     При написании контрольной работы были изучены различные учебные пособия, методические рекомендации, а также  нормативно-правовые акты Украины. Список используемых источников приведен в конце работы.  

 

    1. Внедрение научных  исследований 

   Внедрение завершенных научных исследований в производство заключительный этап научно-исследовательских разработок (НИР).

   Внедрение — это передача производству научной продукции (отчеты, инструкции, временные указания, технические условия, технический проект и т. д.) в удобной для реализации форме, обеспечивающей технико-экономический эффект. НИР превращается в продукт лишь с момента ее потребления производством[2,84].

   Заказчиками на выполнение НИР могут быть технические управления министерств, тресты, управления, предприятия, НИИ и т. д.

   Подрядчик — научно-исследовательская организация, выполняющая НИР в соответствии с подрядным двусторонним договором, обязан сформулировать предложение  для внедрения. Последнее в зависимости от условий договора должно содержать технические условия, техническое задание, проектную документацию, временную инструкцию, указание и т. д.

   Процесс внедрения состоит из двух этапов: опытно-производственного внедрения и серийного внедрения (внедрение достижений науки, новой техники, новой технологии) [2,84].

   Как бы тщательно ни проводились НИР  в научно-исследовательских организациях, все же они не могут всесторонне учесть различные, часто случайные факторы, действующие в условиях производства. Поэтому научная разработка на первом этапе внедрения требует опытной проверки в производственных условиях.

   Предложение о законченных НИР рассматривают  на научно-технических советах, а  в случаях особо ценных предложений  — на коллегиях министерства, и направляют на производство для практического применения.

   После опытно-производственного испытания  новые материалы, конструкции, технологии, рекомендации, методики внедряют в  серийное производство как элементы новой техники. На этом, втором, этапе научно-исследовательские организации не принимают участия во внедрении. Они могут по просьбе внедряющих организаций давать консультации или оказывать незначительную научно-техническую помощь.

   После внедрения достижений науки в  производство составляют пояснительную записку, к которой прилагают акты внедрения и эксплуатационных испытаний, расчет экономической эффективности, справки о годовом объеме внедрения по включении получаемой экономии в план снижения себестоимости, протокол долевого участия организаций в разработке и внедрении, расчет фонда заработной платы и другие документы.

   Внедрение достижений науки и техники финансируют  организации, которые его   осуществляют. 

   2. Эффективность научных исследовании 

   Под экономической эффективностью научных исследований в целом понимают снижение затрат общественного и живого труда на производство продукции в той отрасли, где внедряют законченные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки (НИР и ОКР). Основные виды эффективности научных исследований [4,56]:

   1) экономическая эффективность — рост национального дохода, повышение производительности труда, качества продукции, снижение затрат на научные исследования;

   2) укрепление обороноспособности страны;

  1. социально-экономическая эффективность — ликвидация тяжелого, труда, улучшение санитарно- гигиенических условий труда, очистка окружающей среды и т. д;
  2. престиж отечественной науки.

   Наука является наиболее эффективной сферой капиталовложений. В мировой практике принято считать, что прибыль от капиталовложений в нее составляет 100—200% и намного выше прибыли любых отраслей. По данным зарубежных экономистов, на один доллар затрат на науку прибыль в год доставляет 4—7 долларов и больше. В нашей стране эффективность науки также высокая. На 1 грн., затраченную на НИР и ОКР, прибыль составляет 3—8 грн [3,58].

   С каждым годом наука обходится  обществу все дороже. На нее расходуют огромные суммы. Поэтому в экономике науки возникает и вторая проблема — систематическое снижение народнохозяйственных затрат на исследования при возрастающем эффекте от их внедрения. В связи с этим под эффективностью научных исследований понимают также по возможности более экономное проведение НИР.

   Хорошо  известно, какое большое значение ныне придается вопросам ускоренного развития науки и НТП. Делается это по глубоким стратегическим причинам, которые сводятся к тому объективному факту, что наука и система ее приложений стала реальной производительной силой, наиболее мощным фактором эффективного развития общественного производства. Есть два кардинально различных пути ведения дел в экономике: экстенсивный путь развития и интенсивный. Путь экстенсивного развития — это расширение заводских площадей, увеличение числа станков и т. д. Интенсивный путь предполагает, чтобы каждый завод с каждого работающего станка, сельскохозяйственное предприятие с каждого гектара посевных площадей получали все больше и больше продукции. Это обеспечивается использованием новых научно-технических возможностей: новых средств труда, новых технологий, новых знаний. К интенсивным факторам относится и рост квалификации людей, и вся совокупность организационных и научно-технических решений, которыми вооружается современное производство.

   Сегодня, примерно, каждая гривна, вложенная  в науку, в НТП и освоение нововведений (новой техники, новых технологий) в производстве, дает в четыре раза больший эффект, чем та же гривна, вложенная в экстенсивные факторы.

   Это очень существенное обстоятельство. Из него вытекает, что и впредь наша хозяйственная политика будет направлена и то, чтобы во всех сферах общественного производства решать проблемы дальнейшего развития преимущественно за счет интенсивных факторов. При этом особая роль отводится науке, а на саму науку распространяется то же самое требование.

   За  последние 40—50 лет количество новых знаний увеличилось примерно в два-три раза, в то же время объем информации (публикаций, различной документации) увеличился в восемь-десять раз, а объем средств, отпускаемых на! науку, — более чем в 100 раз. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь рост ресурсов, затрачиваемых на науку, не самоцель. Следовательно, научную политику надо менять, необходимо решительно повысить эффективность работы научных учреждений[4,112].

   Есть еще одно важное обстоятельство. В данном случае нас интересует не сам по себе прирост новых знаний, а прирост эффекта в производстве. Мы должны проанализировать: все ли нормально с пропорциями между получением знаний и их применением на производстве. Нужно опережающе высокими темпами увеличивать вложения в мероприятия по освоению результатов НТП в производство.

   Существует  некоторая теоретическая модель, построенная из соображений наиболее полного использования новых  знаний, новых научных данных. В  соответствии с этой моделью, если ассигнования в области фундаментальных исследований принять за единицу, то соответствующие показатели составят: по прикладным исследованиям — 4, по разработкам — 16, по освоению нововведений в производство — 250. Эта модель построена академиком В.М. Глушковым исходя из того, что все разумное (из новых идей, сведений, возможностей), полученное в сфере фундаментальных исследований, будет использовано. Для этого будет достаточно наличных мощностей прикладных наук. Затем возможности практического, применения будут реализованы в виде новых технологий, новых конструкций и т. п., теми, кто проектирует, ведет разработки. И у них, в свою очередь, будет достаточно мощностей, чтобы все это принять и полностью пустить в дело. Наконец, необходимо иметь достаточно капиталовложений и свободных мощностей, предназначенных для освоения нововведений на производстве, чтобы освоить и реализовать все объективно необходимые нововведения. Если суммарные затраты на фундаментальные и прикладные исследования, а также на опытно-конструкторские разработки принять за единицу, то отношение между вложениями в производство новых знаний и вложениями в освоение этих знаний народным хозяйством составит 1:12. А в действительности такое соотношение 1:7. Это свидетельствует о том, что в народном хозяйстве зачастую нет свободных мощностей, не хватает возможностей для маневра (в США такое соотношение 1:11) [1,79].

   В современной науке каждый четвертый  — руководитель. Это действительный факт. Например, на Украине на 150 тыс. научных работников 40 тыс. руководителей (директоров, заместителей, руководителей отделов, лабораторий, кафедр, групп и пр.). Вот и получается, что каждый четвертый, занятый в науке, — руководитель. Руководителей в науке больше, чем физиков, химиков, математиков и пр., отдельно взятых. Но математиков, физиков, химиков и прочих готовят вузы (и профессиональный уровень их знаний, как правило, очень высок). Руководству же научной деятельностью их не обучали. Этому они учатся сами и самым непродуктивным способом — на своих ошибках. Решение этого вопроса тоже сможет поднять эффективность научных исследований.

   Известно, что время между вложением  в науку и отдачей от науки  в экономику измеряется в нашей  стране девятью годами. Это довольно большой срок. Каждый год сокращения этого срока означает выигрыш  в 5 млрд. грн. Только на год быстрее — и получаем 5 млрд. грн. без каких-либо дополнительных затрат. В дальнейшем этот выигрыш будет еще значительнее.

   Одним из путей повышения эффективности  научных исследований является использование так называемых попутных или промежуточных результатов, которые зачастую совсем не используются или используются поздно и недостаточно полно.

   Например, космические программы. Чем они  оправдываются экономически? Конечно, в результате их разработки была улучшена радиосвязь, появилась возможность дальних передач телевизионных программ, повышена точность предсказания погоды, получены большие научные фундаментальные результаты в познании мира и т. д. Все это имеет или будет иметь экономическое значение.

   На  эффективность исследовательского труда прямо влияет оперативность научных изданий, прежде всего периодических. Анализ сроков нахождения статей в редакциях отечественных журналов показал, что они задерживаются вдвое дольше, чем в аналогичных зарубежных изданиях. Для сокращения этих сроков, по-видимому, целесообразно в нескольких журналах экспериментально проверить новый порядок публикаций: печатать только рефераты статей объемом до 4—5 страниц, а полные тексты издавать методом безнаборной печати в виде оттисков и высылать по запросам заинтересованных лиц и организаций.

   Известно, что темпы роста инструментальной вооруженности современной науки  должны примерно в 2,5—3 раза превышать  темпы роста численности работающих в этой сфере. В целом по стране этот показатель еще недостаточно высок, а в некоторых научных организациях он заметно меньше единицы, что Приводит к фактическому снижению КПД интеллектуальных ресурсов науки.

Информация о работе Внедрение и эффективность научных исследований