Внедрение и эффективность научных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:01, контрольная работа

Описание

Перед контрольной работой были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть процесс внедрения научных исследований;
- дать определение понятию эффективности научных исследований;
- рассмотреть методы оценки эффективности научных исследований;
- сделать краткие выводы по работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3
Внедрение научных исследований……………………………… 4
Эффективность научных исследований………………………… 5
Заключение…………………………………………………………… 15
Задачи………………………………………………………………… 16
Список используемой литературы………………………………….. 17

Работа состоит из  1 файл

Вариант 3.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

   Современные научные приборы морально изнашиваются столь быстро, что за 4—5 лет, как правило, безнадежно устаревают. При нынешних темпах НТП абсурдной выглядит так называемая бережная (по нескольку часов в неделю) эксплуатация прибора[2,86].

   Рационально приобретать приборов меньше, но самых совершенных, и загружать их максимально, не боясь износа, а через 2—3 года интенсивной эксплуатации заменять новыми, более современными.

   Министерство  промышленности, обновляя свою продукцию  примерно каждые пять и более лет, лишь 10—13% ее выпускает на уровне мировых  показателей. Среди причин этого явления важное место занимает распыленность и слабость научного потенциал?, соответствующих предприятий, делающие их не подготовленными к восприятию существенно нового, а тем более к разработке его силами своих ученых и инженеров.

   В современной науке вопросом вопросов являются кадры. Из заводской науки  вышла целая плеяда выдающихся ученых, в том числе, например, металлург академик И. П. Бардин и значительная часть творцов современной новейшей техники.

   Многие  заводские коллективы исследований превратились в подлинные научные  школы. Так, осуществленная за последние годы на одном из крупнейших заводов г. Запорожья широкая программа исследований позволила не только преобразить целую отрасль производства, но и вырастить из числа заводских специалистов около 30 кандидатов и 5 докторов наук. Большим признанием пользуются научные школы специалистов киевского з-да "Арсенал" и Харьковского турбинного завода[4,116].

   Вместе  с тем следует признать, что  в целом индустриальный сектор науки  еще очень слабо обеспечен высококвалифицированными кадрами исследователей. На каждую сотню центральных заводских лабораторий приходится лишь один кандидат наук. Большинство заводских научных подразделений, по масштабам работ сравнимых с обычными НИИ, имеют в несколько раз меньшее число докторов и кандидатов наук.

   Особого внимания заслуживает проблема целевой подготовки кадров для индустриального сектора науки.

   Для оценки эффективности исследований применяют разные критерии, характеризующие  степень их результативности

   Фундаментальные исследования начинают отдавать капиталовложения лишь спустя значительный период после начала разработки. Результаты их обычно широко применяют в различных отраслях, иногда в тех, где их совсем не ожидали. Поэтому подчас нелегко планировать результаты таких исследований.

   Фундаментальные теоретические исследования трудно, оценить количественными критериями эффективности. Обычно можно установить только качественные критерии: возможность широкого применения результатов исследований в различных отраслях народного хозяйства страны; новизна явлений, дающая большой толчок для принципиального развития наиболее актуальных исследований; существенный вклад в обороноспособность страны; приоритет отечественной науки; отрасль, где могут быть начаты прикладные исследования; широкое международное признание работ; фундаментальные монографии по теме и цитируемость их учеными различных стран.

   Эффективность прикладных исследований оценить значительно  проще. В этом случае применяют различные  количественные критерии.

   Об  эффективности любых исследований можно судить лишь после их завершения и внедрения, т. е. тогда, когда они начинают давать отдачу для народного хозяйства. Большое значение приобретает фактор времени. Поэтому продолжительность разработки прикладных тем по возможности должна быть короче. Лучшим является такой вариант, когда продолжительность их разработки до трех лет. Для большинства прикладных исследований вероятность получения эффекта в народном хозяйстве в настоящее время превышает 80%.

   Как оценить эффективность исследования коллектива (отдела, кафедры, лаборатории и т. д.) и одного научного работника?

   Эффективность работы научного работника оценивают  различными критериями: публикационным, экономическим, новизной разработок, цитируемостью  работ и др.

   Публикационным  критерием характеризуют общую деятельность — суммарное количество печатных работ, общий объем их в печатных листах, количество монографий, учебников, учебных пособий. Этот критерий не всегда объективно характеризует эффективность научного работника. Могут быть случаи, когда при меньшем количестве печатных работ отдача значительно больше, чем от большего количества мелких печатных работ. Экономическую оценку работы отдельного научного работника применяют редко. Чаще в качестве экономического критерия используют показатель производительности труда научного работника (выработку в тыс. грн. сметной стоимости НИР). Критерий новизны НИР — это количество авторских свидетельств и патентов. Критерий цитируемости работ ученого представляет собой число ссылок на его печатные работы. Это второстепенный критерий.

   Эффективность работы научно-исследовательской группы или организации оценивают несколькими критериями: среднегодовой выработкой НИР, количеством внедренных тем, экономической эффективностью от внедрения НИР и ОКР, общим экономическим эффектом, количеством полученных авторских свидетельств и патентов, количеством проданных лицензий или валютной выручкой.

   Среднегодовую выработку НИР, ОКР определяют по формуле[2,95]:

   

   где Со — общая сметная стоимость НИР и ОКР, тыс. грн;

   P — среднесписочное число работников основного и подсобного персонала отдела, кафедры, лаборатории, НИИ.

   Обычно  Кп рассчитывают за год, поскольку установить сметные расходы НИР за месяц или квартал можно лишь ориентировочно. Среднегодовая выработка НИР и ОКР на одного работника колеблется от 3 до 7 тыс. грн.

   Критерий  внедрения Kв законченных тем устанавливают в конце календарного года суммированием законченных, работ тв. Внедрение темы оценивается  завершения тематического плана[2,95].

   

   где т — общее количество разработанных тем.

   Критерий  экономической эффективности[2,95]

   

   где Э, 3 — соответственно эффект от внедрения темы и затраты на ее выполнение и внедрение, тыс. грн. Экономический эффект от внедрения — основной показатель эффективности научных исследований — зависит от затрат на внедрение, объема внедрения, сроков освоения новой техники и многих других факторов.

   Эффект  от внедрения рассчитывают за весь период, начиная от времени разработки темы до получения отдачи. Обычно продолжительность такого периода прикладных исследований составляет несколько лет. Однако в конце его можно получить полный народнохозяйственный эффект.

   Уровень новизны прикладных исследований и  разработок коллектива характеризуют  критерием Ка, т. е. числом завершенных работ, по которым получены авторские свидетельства и патенты. Критерий К характеризует абсолютное количество свидетельств и патентов. Более объективными являются относительные показатели, например количество свидетельств и патентов, отнесенных к определенному количеству работников Р данного коллектива (Р = 100, 1000) или к числу тем, разрабатываемых коллективом, которые подлежат оформлению свидетельствами и патентами.

   Если  коллектив НИИ выполнил разработки и осуществлена продажа их за границей, то эффективность этих разработок оценивают относительным показателем[2,96]:

   

   где Д — валютный доход государства, тыс. грн;

     — суммарные затраты на проведение НИР и ОКР, на оформление и продажу лицензий, на выполнение лицензионных межгосударственных отношений и др.

   Чем выше показатели Кп, Kв, Кз, Ка, Кл, тем эффективнее НИР коллектива.

   Экономический эффект от внедрения научных исследований определяют по известной методике из курса "Экономика транспорта". Различают три вида экономического эффекта: предварительный, ожидаемый и фактический.

   Предварительный экономический эффект устанавливается  при обосновании темы научного исследования и включении ее план работ. Рассчитывают его по ориентировочным, укрупненным  показателям с учетом прогнозируемого объема внедрения результатов исследований в группу предприятий данной отрасли.

     Ожидаемый экономический эффект  вычисляют в процессе выполнения  НИР. Его условно относят (прогнозируют) к определенному периоду (году) внедрения продукции в производство. Ожидаемая экономия — более точный экономический критерий по сравнению с предварительной экономией, хотя в некоторых случаях она является также ориентировочным показателем, поскольку объем внедрения можно определить лишь .ориентировочно. Ожидаемый эффект вычисляют не только на один год, но и на более длительный период (интегральный результат). Ориентировочна такой период составляет до 10 лет от начала внедрения для новых материалов и до 5 лет для  конструкций,  приборов, технологических процессов [3,115].

   Фактический экономический эффект определяется после внедрения научных разработок в производство, но не ранее, чем  через год. Расчет его производят по фактическим затратам на научные исследования и внедрение с учетом конкретных стоимостных показателей данной отрасли (предприятия), где внедрены научные разработки. Фактическая экономия почти всегда несколько ниже ожидаемой: ожидаемую определяют НИИ ориентировочно (иногда с завышением), фактическую — предприятия, на которых осуществляется внедрение.

   Наиболее  достоверным критерием экономической  эффективности научных исследований является фактическая, экономия от внедрения.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Таким образом, можно сделать следующие  выводы.

   Внедрение завершенных научных исследований в производство заключительный этап научно-исследовательских разработок. Внедрение — это передача производству научной продукции (отчеты, инструкции, временные указания, технические условия, технический проект и т. д.) в удобной для реализации форме, обеспечивающей технико-экономический эффект.

   Процесс внедрения состоит из двух этапов: опытно-производственного внедрения и серийного внедрения (внедрение достижений науки, новой техники, новой технологии. После опытно-производственного испытания новые материалы, конструкции, технологии, рекомендации, методики внедряют в серийное производство как элементы новой техники

   После внедрения достижений науки в  производство составляют пояснительную  записку, к которой прилагают  акты внедрения и эксплуатационных испытаний, расчет экономической эффективности, справки о годовом объеме внедрения по включении получаемой экономии в план снижения себестоимости, протокол долевого участия организаций в разработке и внедрении, расчет фонда заработной платы и другие документы.

   Под экономической эффективностью научных исследований в целом понимают снижение затрат общественного и живого труда на производство продукции в той отрасли, где внедряют законченные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки.

   Основные  виды эффективности научных исследований:  экономическая эффективность — рост национального дохода, повышение производительности труда, качества продукции, снижение затрат на научные исследования; укрепление обороноспособности страны; социально-экономическая эффективность — ликвидация тяжелого, труда, улучшение санитарно- гигиенических условий труда, очистка окружающей среды и т. д; престиж отечественной науки.

 

    ЗАДАЧИ 

   Задача 1

   Составить план экспериментов по методу латинского квадрата для следующих условий:

   Время, мин – 10; 20; 30

   Температура, 0С - 60; 70; 80

   Концентрация  реагента, % - 0,5;  1,0;  1,5

Решение

№ опыта Время, мин. Температура, 0С Концентрация  реагента, %
1опыт 10 мин. 600С 0,5%
2опыт 10 мин. 700С 1,5%
3опыт 10 мин. 800С 1,0%
4опыт 20 мин. 600С 1,0%
5опыт 20 мин. 700С 0,5%
6опыт 20 мин. 800С 1,5%
7опыт 30 мин. 600С 1,5%
8опыт 30 мин. 700С 1,0%
9опыт 30 мин. 800С 0,5%

Информация о работе Внедрение и эффективность научных исследований