Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ анкетных опросов и интервью.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать методы социологических исследований.
2. Выявить разновидности опросов и их специфику.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Методы социологических исследований…….5
Анкетирование в социологическом исследовании…………..5
Интервью как один из видов общения. Его применение….....8
Глава 2. Разновидности опросов и их специфика….......11
2.1 Метод опроса как основной метод получения социологической информации…………………………………………………………………..11
2.2 Виды опросов………………………………………………………13
2.3 Правила составления вопросов…………………………………16
Заключение………………………………………………………………..18
список используемой литературы…………………………....21
РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
ФИЛИАЛ НОУ ВПО
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ
Кафедра « Государственное и муниципальное управление »
Курсовая работа
По дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов
Тема: Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика
Выполнил студент:
Малышева И.В.
Группа 1511/4-4
Проверил:
Соколов А.С.
Рязань 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Методы социологических исследований……
Глава 2. Разновидности опросов и их специфика….......11
2.1 Метод опроса как
основной метод получения социологической
информации……………………………………………………
2.2 Виды опросов………………………………………………………13
2.3 Правила составления вопросов…………………………………16
Заключение……………………………………………………
список используемой литературы…………………………....21
Введение
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод - это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования. Методы основополагаются на теории и методологии.
Объектом исследования являются методы социологических исследований.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика.
Целью курсовой работы является анализ анкетных опросов и интервью.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать методы социологических исследований.
2. Выявить разновидности опросов и их специфику.
3. Провести анализ опроса
как метода изучения
Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды И.В Мирошниченко, З.А. Петровой. Методология данного исследования состоит в системном и функциональном подходах.
В работе использованы методы анализ и синтез. Информационную базу составили теоретические исследования ведущих политологов и социологов, материалы социологического исследования, использована научная литература по теме исследования.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что полученные знания из исследования, может использовать в своей деятельности современное поколение. В процессе дальнейшего освоения профессии это даст возможность понять, как действовать при опросах, как вести себя в тех случаях, когда респондент не хочет отвечать или просто не находит на это времени, как нужно представляться и насколько правильно доносить информацию до общества, чтобы ее содержание не вызывало двусмысленного толкования. Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Методы социологических исследований
1.1 Анкетирование в социологическом исследовании
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз1.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки. Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и «паспортички», но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т. к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. В преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
1. не только программно-
2. как прямые, предлагающие
респонденту выразить свою
3. вопросы - «крючки», ставящиеся
для того, чтобы респондент «клюнул»,
т.е. ради поддержания его
4. вопросы - «фильтры»,
позволяющие выделить часть
5. контрольные вопросы,
проверяющие устойчивость и
6. вопросы - «ловушки»,
являющиеся разновидностью
7. наводящие вопросы, помогающие
точнее понять смысл
8. дихотомические вопросы,
предполагающие два
9. вопросы - «меню», т.е.
с поливариантными ответами, когда
респондент может выбрать
10. вопросы - «диалоги»,
ответы на которые
11. шкальные вопросы, т.е.
такие, ответ на которые
12. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
13. закрытые вопросы, т.е.
сопровождаемые всеми
14. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
15. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок2. Метод анкетирования - психологический вербально - коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
Виды анкетирования:
По числу респондентов:
- индивидуальное анкетирование (один респондент);
- групповое анкетирование (несколько респондентов);
- массовое анкетирование
(от сотни до тысяч
По полноте охвата:
- сплошное (опрос всех представителей выборки);
- выборочное (опрос части выборки);
По типу контактов с респондентом:
- очное (в присутствии исследователя-анкетёра);
- заочное (анкетёр отсутствует);
С ростом популярности Интернета
всё более востребованным способом
сбора данных становится онлайн анкетирование.
Дизайн онлайн опросников часто влияет
на результат опроса. К таким факторам
дизайна относят качество руководства
опросников, доступные форматы
1.2 Интервью как один из видов общения. Его применение
Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью, которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. Интервью - целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования). Различают несколько видов интервью: «от полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса». Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные лица (интервьюеры), а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования. Цель фокусированного интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку3. При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к своим респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер. Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Задавая эти вопросы респонденту, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или стенографии. При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно называют стандартизованным, исследователь обращается к респондентам с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся в основном вопросы закрытого типа. Респондент должен выразить свое согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Стандартизованное интервью - наиболее распространенный вид и чаще проводится при переписи населения. Классифицирующим признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников. Опрос на рабочем месте для многих категорий респондентов чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает излишнюю напряженность во время интервью. Достоинство опроса по месту жительства респондента состоит в том, что человек в домашних условиях держится непринужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопросник длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил более полно и точно. Специальное место опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно перед началом интервьюирования, наиболее удобно для проведения беседы, так как оно лишено перечисленных выше недостатков. Это может быть комната отдыха, класс технической учебы и т.д. Существенное влияние на качество ответов может оказать присутствие третьих лиц. Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица нередко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и т.д. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респондента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты обращаются к присутствующим за помощью, например, если нужно что-либо вспомнить. При установлении первого контакта необходимо создать благоприятную атмосферу для предстоящего разговора. Интервьюер представляется респонденту и разъясняет задачи и цель социологического исследования. Во время первой беседы интервьюер подчеркивает, что соблюдение анонимности гарантируется, это снимет внутреннюю неуверенность респондента. Для того чтобы внести в контакт с респондентом что-то личностное, интервьюеру рекомендуется начать беседу с разговора на какие-либо отвлеченные темы: о погоде, семье, детях, спорте. При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила: не допускать своей интерпретации формулировки вопросов. Изменение формулировок разрешается лишь в исключительных случаях, и о первом же подобном факте следует ставить в известность научных руководителей опроса; не допускать своего толкования ответа на вопрос; задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой; исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, зафиксированных в анкете, кроме специально оговоренных. Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру рекомендуется еще раз медленно повторить его и дать возможность подумать респонденту. В заключение беседы интервьюер может вернуться к вопросам, на которые получены неполные ответы. Закончив беседу, интервьюер спрашивает о согласии респондента принять участие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующим оперативного решения). Затем интервьюер интересуется, сколько, по мнению респондента, продолжалась беседа. Уход из ситуации «домашнего интервью» должен быть вежливым по отношению ко всем членам семьи респондента. Таким образом, анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Цель фокусированного интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку. При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к своим респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер.
Информация о работе Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика