Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ анкетных опросов и интервью.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать методы социологических исследований.
2. Выявить разновидности опросов и их специфику.

Содержание

Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Методы социологических исследований…….5
Анкетирование в социологическом исследовании…………..5
Интервью как один из видов общения. Его применение….....8
Глава 2. Разновидности опросов и их специфика….......11
2.1 Метод опроса как основной метод получения социологической информации…………………………………………………………………..11
2.2 Виды опросов………………………………………………………13
2.3 Правила составления вопросов…………………………………16
Заключение………………………………………………………………..18
список используемой литературы…………………………....21

Работа состоит из  1 файл

курсовая 4курс-Анкетные опросы и интервью.docx

— 1.02 Мб (Скачать документ)

 

 

Глава 2. Разновидности опросов и их специфика

 

2.1 Метод опроса как основной метод получения социологической информации

Социологический опрос - это  метод получения первичной социологической  информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между  исследователем и респондентом с  целью получения от последнего необходимых  данных в форме ответов на поставленные вопросы. Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой - исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта4. Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. Социологический опрос в отличие от других методов сбора социологической информации позволяет «уловить» через систему формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований. К основным условиям опроса (что проверено практикой социологических исследований) относятся:

1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

2) создание благоприятной,  психологически комфортной обстановки  опроса, что далеко не всегда  зависит только от подготовки  и опыта лиц, его проводящих;

3) тщательная подготовка  социологов, которые должны обладать  высоким интеллектуальным быстродействием,  тактом, умением объективно оценивать  свои недостатки и привычки, что  прямо сказывается на качестве  опроса; знать типологию возможных  ситуаций, тормозящих проведение  опроса или провоцирующих респондентов  на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления  анкет по социологически корректным  методикам, позволяющим перепроверять  достоверность ответов, и т.д.

Метод опроса - это не изобретение  социологов. Во всех отраслях науки, где  для получение информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации. Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию. Всегда следует учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

 

 

 

2.2 Виды опросов

Соблюдение указанных  требований и их значимость во многом предопределяются видами социологического опроса. В социологии принято различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др. В социологии чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный5.

Анкетирование. По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование. По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.). По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Различные сочетания названных признаков образуют множество разновидностей анкетного опроса. Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается все население страны. С начала XIX в. переписи населения регулярно проводятся в европейских странах, а сегодня они используются практически повсеместно. Переписи населения дают бесценную социальную информацию, но чрезвычайно дороги - даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь один раз в 10 лет. Сплошной анкетный опрос, таким образом, охватывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Однако есть и более мелкие, например персонал фирмы, участники афганской войны, ветераны ВОВ, жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным6. Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и техники проведения. Его основа - выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью считают все население страны или ту его часть, которую социолог намеревается изучить, а выборочной - множество людей, опрашиваемых социологом непосредственно. В сплошном опросе генеральная и выборочная совокупности совпадают, а в выборочном - расходятся. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается такого правила: любой выборщик независимо от места жительства места работы, состояния здоровья, пола, возраста и других обстоятельств, затрудняющих доступ к нему, должен иметь одинаковую возможность попасть в выборочную совокупность. Социолог не имеет права опрашивать специально подобранных людей, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Правомерны вероятностный механизм отбора и специальные математические процедуры, обеспечивающие наибольшую объективность. Считается, что случайный метод - наилучший способ отбора типичных представителей генеральной совокупности. Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов. Первым к научной постановке вопросов обратился древнегреческий философ Сократ. Совершая прогулки по улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение, подчас ставя прохожих в тупик своими хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом помимо социологов пользуются журналисты, врачи, следователи, учителя. Первая отличительная особенность социологического опроса - количество опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Когда опрашивают одного человека, то узнают его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, поскольку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно погашаются. В результате социолог получает усредненную картину социальной реальности. Вторая отличительная особенность социологического опроса - достоверность и объективность получаемой информации. Эта особенность фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. А усредняя разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели журналист. Если строго соблюдены все научно-методические требования, эту информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений. Третья особенность социологического опроса заключается в самой цели опроса. Врач, журналист или следователь не стремятся к обобщенной информации, а выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они добиваются правдивой информации от опрашиваемого: следователь - в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, - в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение научной истины. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента. Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований, показывает, что почти 90% имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой - проводившиеся  издавна статистические, психологические  и тестовые исследования, что позволило  накопить огромный и уникальный опыт.

Во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой. Поэтому  именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его  часто отождествляют с социологической  наукой вообще.

В-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что  позволяет получать информацию, как  об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных  планах, интересах и т.д.

В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять при  проведении как крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так  и для получения информации в  малых социальных группах.

В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке полученной с его помощью социологической информации.

 

 

2.3 Правила составления  вопросов

Каждый вопрос должен быть составлен в виде вопроса, т.е. начинаться он должен с таких слов, как что, как, когда, где, сколько или с  фраз в каких случаях, в каком  месте, с кем из и т.д., а заканчиваться  знаком вопроса7.  Большинство всех вопросов, предложенных отечественными создателями тестов, выглядят именно не как вопросы. Вот типичные формулировки составляемых вопросов - «российское предпринимательское право - это: (и далее варианты ответов)», «юридическим лицом признается: (и далее варианты ответов)», «Участниками полного товарищества являются (и далее варианты ответов)» и т.д. Вопросы должны бы нести в себе элемент образования. Термины, понятия и цельные формулировки, используемые в вопросе, обязательно откладываются в головах тех, кто на эти вопросы отвечает. Вопросы могут быть легкие или трудные, простые и сложные, наивные и каверзные. Однако нужно понимать, что если вопрос составляется для аттестации, то вопрос не должен быть сложным, хитрым или коварным. Если мы хотим узнать, знает специалист или не знает что-то, то мы и вопрос должны создавать с учетом этого. Если же мы хотим тестируемого однозначно «завалить» своим вопросом, то в таком случае мы должны понимать, что мы его именно заваливаем, а не пытаемся узнать, что знает тестируемый, т.е. цель вопроса не аттестационная. Коварные и хитрые вопросы «завального» уровня прекрасны для различного рода конкурсов, чемпионатов и прочих состязаний, а также для выяснения отношения с подчиненными, если вы член аттестационной комиссии. Каждый вопрос должен иметь ссылку на первоисточник, но не в самом тексте вопроса, а за вопросом. Нужно это для дальнейшей работы над ошибками тестируемыми или для апелляции. Первоисточником могут быть не только нормативные документы, как это делается в наших тестах. Ссылки могут быть на учебники, статьи в газетах, даже на сообщения или сайты в Интернет - это уже не важно, главное, чтобы первоисточник соответствовал по своему авторитету затронутой теме и составленному вопросу, и был, в принципе, доступен. Наличие ссылки говорит о том, что составитель теста объективен, что он не пишет все подряд все то, что всплывает в его голове, пусть даже очень умной. Составитель вопросов с большинством тех, кто будет отвечать на его вопросы никогда не увидится, а им (тестируемым) точно захочется задать свои вопросы на ряд вопросов разработчика. Наличие ссылки это своеобразная встреча сторон, диалог, упрощающий любые возможные споры, а также демонстрация объективности. Слишком много вариантов ответов также нехорошо, потому что тогда тестируемому трудно будет ориентироваться во всем многообразии предложенных вами мыслительных лабиринтов. Тут, скорее всего, будут оцениваться уже не только и не столько знания, сколько другие качества специалиста: внимательность, зрительная память, крепкие нервы и проч. А ведь при оценке знаний нам не должны мешать посторонние факторы, иначе наши представления о знаниях специалиста будут искажены. Если вариантов ответа на тот или иной вопрос получается довольно много, лучше сделать два, а то и три одинаковых, или почти одинаковых вопроса, с различными вариантами ответов. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны. Вы можете сказать, что это само собой разумеющееся правило. Многие составители тестов, после того, как сформулировали вопрос и правильный вариант ответа, все остальное пишут «на авось». Написанные по такому принципу варианты ответов вызывают улыбку у тех, кто что-то понимает в соответствующей теме. Для начинающих такие вопросы еще сойдут, но далее наступает период, когда очевидно, что составитель тестов просто не представляет себе или не хочет показывать другим свое представление о соответствующей теме. Все это снижает авторитет самого составителя и всех его вопросов. Таким образом, социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами социологического опроса. В социологии принято различать опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Метод анкетирования - психологический  вербально - коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента  используется специально оформленный  список вопросов - анкета. Анкетирование  в психологии используется с целью  получения психологической информации, а социологические и демографические  данные играют лишь вспомогательную  роль. Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Цель фокусированного интервью - изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему  собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Стандартизованное интервью - наиболее распространенный вид и чаще проводится при переписи населения. Классифицирующим признаком всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывают место и время, стратегия и тактика его проведения, состав участников. Социологический опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В социологии чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный. По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается все население страны. Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и техники проведения. Каждый вопрос должен быть составлен в виде вопроса, т.е. начинаться он должен с таких слов, как что, как, когда, где, сколько или с фраз в каких случаях, в каком месте, с кем из и т.д., а заканчиваться знаком вопроса. Задавая вопрос в виде вопроса, разработчик вынужден составлять его максимально корректно. Вопросы могут быть легкие или трудные, простые и сложные, наивные и каверзные. Каждый вопрос должен иметь ссылку на первоисточник, но не в самом тексте вопроса, а за вопросом. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны. Для интервьюирования были разработаны 2 схемы проведения интервью, одна из которых была сориентирована на врачей и медицинских сестер, а вторая - на руководителей органов здравоохранения, медицинских учреждений, страховых компаний и фондов ОМС. При анализе материалов интервью использовался не только метод типизации позиций респондентов по повторяемости оценок, но и была сделана попытка анализировать прежде всего разнообразие высказываемых суждений. В этом смысле материалы интервью давали возможность видеть широкую палитру оценок, от вариативности которых мы стремились не избавиться, а наоборот, ее обеспечить. Конкретная подготовка интервью включает в себя принятие решений по ряду ключевых вопросов исследования. К числу таких вопросов относятся: выбор респондентов, составление вопросника, определение времени и места интервью, определение способа записи. При обследовании методом глубокого интервью однородной и не образующей социальной структуры совокупности индивидов могут использоваться различные принципы отбора респондентов: простой случайный отбор, метод формирования равных по численности квот, метод «снежного кома», метод фильтрующего опроса. Специальные респонденты - это люди, которые предоставляют информацию, непосредственно касающуюся проблемы исследования. Типичные представители - это представители социальных групп или демографических популяций. Противостоящие или конфликтующие ролевые позиции. Активный и пассивный типы респондентов. Чтобы добиться правильного и всестороннего понимания обеими сторонами друг друга, имеет смысл взять за основу определенную структуру, весьма напоминающую структуру коммерческих переговоров. Первая часть - установление контакта. Второй значимый этап - это краткий (от 5 до 20 минут в зависимости от значимости и сложности позиции) рассказ о компании, о бизнесе и его специфике, о вакансии, причине ее появления и основных задачах. Третий этап - это собственно интервью в традиционном понимании этого слова, т.е. предложение кандидату ряда вопросов, ситуационных задач и т.д. На четвертом этапе интервью стоит учитывать несколько моментов: методики должны быть разнообразными, каждое предположение стоит проверять 3-4 раза, используя различные методики. Пятый этап интервью предполагает возможность оговорить алгоритм продолжения взаимодействия. При этом интервьюеру стоит взять инициативу на себя и оговорить, будут ли еще встречи, их примерные сроки и цель встреч. Структура интервью, построенная таким образом, позволяет добиться нескольких целей: получить максимально достоверную информацию, пользуясь теми методиками, которые будут рассмотрены далее, оставить у кандидата хорошее впечатление о себе и компании и грамотно договориться о дальнейшем взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

список используемой литературы

 

Специальная литература

1. Анурин, В.Ф. Эмпирическая социология: уч. пособие для вузов / В.Ф. Анурин. - М.: Наука, 2005. - 225 с.

2. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурье. - М.:Социо-Логос, 2005. - 253 с.

3. Волков, Ю.Г. Социология  учебник для вузов / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2005. - 432 с.

4. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования: Учебник / И.Ф. Девятко. - М.: Урал. ун-та, 2006. - 176 с.

5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник / Г.Е. Зборовский. - М.: Наука, 2004. - 231 с.

6. Кравченко, А.И. Социология: учебное пособие для вузов  / А.И. Кравчеко. - М.: Логос, 2005. - 560 с.

7. Лавриненко, В.Н. Исследование  социально-экономических и политических  процессов / В.Н. Лавриненко. - М.: Наука, 2007. - 324 с.

8. Мирошниченко, И.В. Социология / И.В. Мирошниченко. - М.: А-Приор, 2009. - 128 с.

9. Маслова, О.М. Познавательные  возможности метода опроса / О.М.  Маслова. - М.: Наука, 2006. - 187 с.

10. Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике / И.Н. Носс. - М.: Издательство Института психологии, 2005. - 256 с.

11. Петрова, З.А. Методология  и методика социологических исследований /З.А. Петрова. - М.: Наука, 2007. - 312 с.

12. Рой, О.М. Исследования  социально-экономических и политических  процессов. Практикум / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2006. - 345 с.

13. Ядов, В.А. Стратегия  социологического исследования / В.А.  Ядов. - М.: Добросвет, 2008. - 312 с.

 

Периодическая печать

1. Веселкова, Н.В. Полуформализованное  интервью / Н.В. Веселкова // Социологический  журнал. - 2004. - №3. - С. 43 - 46.

2. Ньюман, Л. Неопросные методы исследования / Л. Ньюман // Социс. - 2005. - №6. - С. 15 - 21.

3. Романович, Н.А. Ситуация  опроса глазами респондента / Н.А. Романович // Социологические  исследования. - 2005. - №2. - С. 34 - 36.

Электронные ресурсы

1. Социология от А до Я. - Режим доступа: [http://www.glasnet.ru].

1 П. Бурдье,  Социология политики / П. Бурье. - М.:Социо-Логос, 2005. - С. 156 - 157.

2Ю.Г. Волков, Социология учебник для вузов / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2005. - С. 234 - 236.

3Г. Е. Зборовский, Общая социология: Учебник / Г.Е. Зборовский. - М.: Наука, 2004. - С. 98 - 101.

4О.М. Маслова, Познавательные возможности метода опроса / О.М.Маслова. - М.: Наука, 2006. - С. 56 - 58.

5 О.М. Рой, Исследования социально-экономических и политических процессов. Практикум / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2006. - С. 112 - 114.

Информация о работе Анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика