Основные тенденции развития связей с общественностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 10:32, курсовая работа

Описание

Основная цель РR – своевременно и качественно удовлетворить запросы общества с учетом корпоративной ответственности перед ним за результаты маркетинговой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
I глава. Теоретические основы проблемы развития PR в России…………………...…4
1.1 История возникновения и развития PR……………………………………………...4
1.2 Предпосылки появления PR в России и его особенности………………………….7
1.3 Тенденции развития Российского рынка PR услуг………………………………..10
II глава. Исследования по выявлению этапов развития PR в России………………...14
2.1 Характеристика этапов развития PR в России……………………………………..14
2.2 Современный этап эволюционного развития PR в России……………………….24
2.2.1 Пиарщики как социальная группа………………………………………………..25
2.2.2 Перспективы развития PR в России……………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………………29
Список используемой литературы……………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Связи с общественностью (курсовая).doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

     Итак, эффективные методы пропаганды и PR во многом способствовали успеху октябрьского переворота 1917 г. и последующему укреплению власти большевиков. О том, насколько большое значение большевики придавали СМИ, красноречиво говорит такой факт: в первые же дни после захвата власти они закрыли всю не принадлежавшую им прессу.

     В дальнейшем элементы PR активно использовались в СССР в период «борьбы с контрреволюцией», индустриализации, коллективизации  страны, Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления народного  хозяйства и контрпропаганды в ходе «холодной войны».

     На  мой взгляд, одним из важных этапов становления PR в России является ситуация в указанной сфере накануне и  после распада СССР. Именно в этот период происходит формирование российского Public Relations.

     1985 - 1991 гг. «PR в период перестройки и гласности»

     Основы  трансформации взаимоотношений  системы власти и общества при  помощи профессиональных инструментов PR были заложены именно в этот период. Чему во многом способствовала потребность  новой властной формации в демонтаже прежних идеологических стереотипов. Процесс трансформации сопровождался значительным ослаблением цензуры в СМИ, форсированным изучением и простым копированием зарубежного опыта PR, наряду с попытками определенной деидеологизации внешнеполитической пропаганды и значительной корректировкой внешнеполитического курса в целом.

     Центральными  государственными площадками по реализации PR -проектов и информационных кампаний тогда являлись Пресс-центр МИД СССР, государственные информационные агентства ТАСС и АПН, государственное телевидение и радио. Аналитическим обеспечением PR - активности госструктур наряду с Идеологическим отделом, Отделом пропаганды ЦК КПСС и другими ключевыми властными структурами, занимались профильные научные и научно-исследовательские институты, на базе которых впоследствии были сформированы некоторые ныне действующие частные PR -агентства и центры политического консультирования.

     Роль партийного и государственного аппарата в формировании государственных PR-структур «нового поколения» можно назвать определяющей.

     Аппарат играет важную роль не только в подготовке текстов решений, заявлений и  речей, но и в формировании мыслей руководства номенклатуры, ведущих к этим текстам. В распоряжении номенклатурной верхушки - море информации. Это море создают министерства и ведомства. Госкомитет по статистике, корреспонденты ТАСС, спутники-шпионы, осведомители КГБ, посольства и торгпредства, агенты и радиоперехватчики, зарубежные компартии и иностранные дипломаты - словом, источников много. Но все кажется недостаточным: пожалуй, ни в одной стране правящая верхушка не изыскивает с таким остервенением все новые возможности получения информации, как в Советском Союзе.

     Реформирование  аппарата ЦК КПСС было осуществлено в  октябре 1988 года. До этого момента  в его структуре было 20 отделов (включая Отдел пропаганды). В 1999 году осталось всего 10 отделов. Из интересующих нас - Идеологический отдел и Отдел  для связей с общественно-политическими организациями. Аппарат активно боролся за выживание и гибко реагировал как на изменения, происходящие в обществе и за рубежом, так и на динамику взглядов в партийной верхушке. Центр тяжести в идеологической работе явно и стремительно перемещался с внешнеполитического на внутриполитическое информационное поле.

     В секретариате Генерального секретаря  ЦК КПСС, Президента СССР появились  должности пресс-секретарей, был  значительно усилен и «омоложен» журналистский пул Министерства иностранных дел СССР.

     Тогда же были сформированы базовые пресс-центры и пресс-службы высших органов законодательной  и исполнительной власти (как на уровне СССР, так и РСФСР). Основными  функциями этих структур являлись организация  информационно-издательской деятельности органов власти, информационное обеспечение государственных СМИ, аккредитация журналистов и работа с обращениями граждан. В то же время начиналось подключение к участию в масштабных информационных и PR-кампаниях.

     В 1991 году после отмены руководящей роли КПСС (март 1990), и изменения общего информационного фона в сторону одноуровнего противопоставления «коммунизм - антикоммунизм (демократия + рынок)», появились первые официально зарегистрированные, альтернативные политические партии: Либерально-демократическая партия СССР и Демократическая партия России (в 1992 году Минюст РФ зарегистрировал уже 20 политических партий). Их появление, выход на рынок альтернативной партийной периодики и пропаганды, наряду с фракционным и идеологическим противоборством внутри союзного и российского парламентов (и между ними) также оказали определенное влияние на активизацию процессов в сфере идеологии и Public Relations.

     Среди значимых информационных кампаний, проведенных  с разным успехом частично реформированными госструктурами, можно выделить следующие, связанные с:

     - Выборами делегатов Съезда народных депутатов СССР (март 1989 г.).

     - Референдумом «о сохранении обновленного Союза» 17 марта 1991 года. Референдум бойкотировали 6 республик из 15 (Армения, Эстония, Грузия, Литва, Латвия и Молдавия). При высокой активности голосующих (80%), 76% проголосовали за сохранение Союза - это главным образом жители сельских районов и республик Средней Азии.

     - Российским референдумом «о проведении всеобщих выборов Президента России». 70% его участников проголосовали за всеобщие выборы Президента.

     - Выборами всеобщим голосованием Президента РСФСР. При участии в целом 75% избирателей Борис Ельцин избран в первом туре, получив 57,3% голосов.

     Среди самых мощных «провалов» пропагандистской государственной машины СССР можно назвать информационный вакуум вокруг взрыва на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года и информационное «освещение» трагических событий в бывших союзных республиках (Армения, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Литва и др.), связанных с неэффективными методами решения национальных вопросов.

     Сложные процессы, ускоренные глубокими переменами в гражданском обществе, с каждым днем делали все более иллюзорной надежду контролировать их устаревшими  методами, особенно учитывая новые возможности независимых средств массовой информации и крепнущую самостоятельность республик - в первую очередь России во главе с Борисом Ельциным, но и других республик и регионов, охваченных лихорадкой независимости.

     Половинчатость  и противоречивость решений власти, наряду с ее явными ошибками, наиболее остро проявились именно на информационном поле. Неспособность, а зачастую и нежелание власти постоянно поддерживать честный, открытый и конструктивный диалог с обществом, привела к искажению восприятия декларируемых целей и задач, к нарастанию социального напряжения и в итоге - к скоропалительному и болезненному глобальному демонтажу огромной социальной системы, с тяжкими последствиями для «обманутого» населения.

     Тем не менее технологические наработки в сфере государственного PR, приобретенные в этот период, после окончательного распада СССР, ухудшения экономической ситуации и изменения международной обстановки перешли в наследство новой российской власти со всеми их плюсами и минусами.

     Сфера культуры советского времени также была широко втянута в PR. Прежде всего, это касается чрезвычайно разветвленной сети клубных учреждений (домов и дворцов культуры, сельских, городских и районных клубов). Наиболее мощную материально-техническую базу среди них имели так называемые профсоюзные учреждения культуры, главной фактической функцией которых было представительство соответствующих предприятий, их партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, проведение их мероприятий. Фактически этим же занимались и государственные учреждения культуры, только с большей ориентацией на местные государственные и партийные власти. Деятельность всех этих учреждений не могла осуществляться без своеобразного спонсорства и благотворительности со стороны промышленных предприятий, общественных организаций. Зачастую такая поддержка осуществлялась по разнарядке, а то и под прямым давлением со стороны партийных органов. Все это, т. е. практика широкомасштабного осуществления своеобразных PR в сфере культуры сказалось на содержании культурно-просветительной деятельности, нашло воплощение в архитектуре, планировке, интерьерах учреждений культуры. Залы для массовых собраний и заседаний с жестко закрепленными сидениями, обязательные доски почета, ленинские уголки и т. п. делали и отчасти до сих пор делают эти учреждения неуютными, официозными, мало приспособленными для живого творчества, отдыха, проведения полноценного досуга. Однако, все это было ярким проявлением и воплощением определенного типа культуры, определенного типа общественных отношений (именно в смысле PR) и определенной социальной технологии.

     1991 - 1996 гг. «Государственный PR в условиях формирования новой российской системы власти».

     Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве.

     В рамках этого периода, за 5 лет в  целом была сформирована существующая до сих пор система власти, заменившая собой советскую.

     Основными центрами информационной и PR-активности стали соответствующие подразделения  администрации Президента РФ (информационное управление, пресс-служба), аппарата Правительства  РФ (пресс-центр, управление правительственной информации) и обеих палат Федерального Собрания РФ (пресс-служба Государственной Думы РФ и пресс-служба Совета Федерации РФ).

     Одновременно  создавались пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах  исполнительной и законодательной власти российских регионов.

     При этом практически у каждого руководителя законодательной и исполнительной власти в регионе, а также главы  администрации столичного города есть свой личный пресс-секретарь или  советник по связям с общественностью.

     Мощным  толчком к формированию такой  разветвленной сети информационных и PR-структур российской государственной  власти послужили парламентские  выборы 1993 - 1995 гг. Это были первые широкомасштабные избирательные кампании, проходившие  в новой системе координат.

     В это время на рынке PR начали появляться новые активные игроки - российские частные PR-компании и представители  зарубежных политических фондов и PR-компаний, профессиональные услуги которых оказались  востребованными основными российскими  участниками политической жизни в рамках предвыборной борьбы.

     Несмотря  на то, что новый механизм системы  власти в этот период прошел серьезнейшую проверку временем, прежние ошибки госсистемы сохранились практически  в полном объеме. Представителям власти казалось обременительным доступно и четко объяснять обществу реальные промежуточные и окончательные цели и задачи реформ, комментировать причины неудач и ухудшения социально-экономической ситуации. Причем все это последовательное безразличие к нуждам и интересам населения сопровождалось длительным процессом бессистемного передела собственности, резким социальным расслоением общества и непрерывной борьбой за власть (включая жестокое, упорное и иррациональное противостояние ветвей власти) и ресурсы. Некоторое время выручали масштабные внешние заимствования, выделявшиеся Западом в основном для локализации и тушения социальных пожаров.

     Не  случайно, одним из ключевых направлений  государственного PR на данном этапе  и стала демонстрация жизнеспособности самой системы власти и ее представителей, демонстрация нелимитированного кредита доверия (и кредита финансового) Запада российским реформам и прочие демагогические приемы, будто бы напрямую позаимствованные из недавнего советского прошлого.

     Наиболее  яркой информационной и PR-кампанией данного этапа несомненно является всероссийская ваучерная приватизация, принципы которой вызвали острейшую дискуссию как в обществе, так и среди специалистов.

     1996 - 2000 гг. «Государственный PR в условиях номенклатурного реванша» 

     К 1996 году российское общество раскололось на два непримиримых лагеря. Ностальгия по недавнему советскому прошлому оказалась настолько сильной, что в первом туре выборов Президента чуть было не прошел кандидат от КПРФ, которому для этого потребовалось приложить на порядок меньше усилий в сфере PR, нежели действующему Президенту РФ, располагавшему неограниченной полнотой власти и всеми информационными и пропагандистскими ресурсами, но практически полностью утратившему доверие населения.

     При помощи консолидации усилий профессионального PR-сообщества и привлечения колоссальных финансовых средств, Президенту РФ Б.Ельцину удалось добиться небольшого перевеса над Г.Зюгановым во втором туре и сохранить статус-кво во власти и в стране.

     После думских выборов 1995 г. и президентских  выборов 1996 г. наметился определенный процесс роста эффективности структур государственного PR за счет привлечения опыта и кадровых ресурсов частных российских PR-компаний. Пик влияния этих специалистов и структур пришелся на конец президентства Б.Ельцина, когда в администрации Президента РФ, по мнению специалистов, практически было введено внешнее управление - «власть в стране окончательно перешла в руки номенклатуры».

     В то же время, ресурсы государственного PR активно и бесцеремонно использовались олигархическими группировками в рамках непрекращающихся информационных войн, в результате которых чаще всего происходило очередное перераспределение властных полномочий в интересах той или иной группы.

     «Власть кремлевской номенклатуры простиралась до самых до окраин. Такое положение вещей продолжалось вплоть до выборов 2000 года, на которых победил человек если и не семи пядей во лбу, то, по крайней мере, адекватно воспринимающий действительность.

Информация о работе Основные тенденции развития связей с общественностью в России