Правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну, и правовые формы ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание

Любая компания имеет свой секрет достижения успешности и процветания. У одних это оригинальные разработки по организации структуры бизнеса, у других – эксклюзивные методики производства продукции, у третьих – специфические маркетинговые мероприятия.
Естественно, что компания - обладатель такой информации старается не допускать к ней посторонних лиц. Часто такие сведения являются объектом пристального внимания конкурентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 5
ГЛАВА 2 СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 12
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Работа состоит из  1 файл

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ1.doc

— 600.50 Кб (Скачать документ)


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ,

И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЕЕ ЗАЩИТЫ

 

 

 

 

 

 

Студентка группы 723-3

специальности                                                                                                                О. А. Ананич

правоведение

 

Научный руководитель

Старший преподаватель                                                                                    А. В. Жук

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                          3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ                            5

ГЛАВА 2 СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ   КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ                                                                                        12

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ           

БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ                                                        17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                                                          25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                        27

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                                                          29

 

 

 

 


Кто владеет информацией, тот владеет миром.

У. Черчилль

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая компания имеет свой секрет достижения успешности и процветания. У одних это оригинальные разработки по организации структуры бизнеса, у других – эксклюзивные методики производства продукции, у третьих – специфические маркетинговые мероприятия.

Естественно, что компания - обладатель такой информации старается не допускать к ней посторонних лиц. Часто такие сведения являются объектом пристального внимания конкурентов. Так же встречается ситуация когда конкурентом становится бывший работник, использующий сведения, полученные у нанимателя. Он вырос в компании, набрался опыта, знаний и теперь уходит к работать к главному конкуренту. Работая на конкурента, работник обратит против бывшего работодателя свои знания. Ведь он в курсе внутренних секретов, слабых сторон и даже планов на будущее.

В новых рыночно - конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и коммерческой тайны, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:

a)       предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель)

b)       правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур)

c)       специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

Разумеется потеря конфиденциальной информации наносит огромный вред и убытки, размер которых трудно сосчитать, поэтому для защиты коммерческой тайны нужно разрабатывать специальную правовую базу как на государственном уровне так и на уровне отдельного предприятия.

              Данная курсовая работа посвящена разъяснению понятия «коммерческая тайна», проблемам законодательства Республики Беларусь в данной сфере и способы ее защиты.

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

Коммерческая тайна – преднамеренное скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами безопасности субъекта хозяйствования.

Работая в коммерческих организациях, многие сталкиваются с понятием «коммерческая тайна». Любая коммерческая организация, реально осуществляющая предпринимательскую деятельность, так или иначе вступает в правоотношения в области коммерческой тайны.

Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами. Содержание и объем этой информации, а также порядок ее защиты определяется руководителями субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.

В сведениях, составляющих коммерческую тайну организации, часто заинтересованы третьи лица, например, ее конкуренты. Все это и приводит к тому, что коммерческая организация вынуждена предпринимать активные действия для защиты своих интересов. И если защита от сторонних лиц осуществляется классическими способами, то защититься от работников часто просто невозможно, т.к. они и есть организация. В последнем случае необходимо создавать такие условия, при которых работники будут воздерживаться от разглашения информации, составляющей коммерческую тайну.

В Рисунке 1 приведена классификация сведений. Составляющих коммерческую тайну предприятия.

В первую очередь необходимо установить, что представляет собой коммерческая тайна и информация, ее составляющая. Как это ни странно, но довольно часто руководители и иные должностные лица организаций не представляют, что относится к коммерческой тайне.

Понятие «коммерческая тайна» в законодательстве Республики Беларусь существует уже довольно давно, хотя и нельзя сказать, что правовое регулирование данной сферы правоотношений осуществляется на должном уровне.

Так, еще в 1992 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 было утверждено Положение о коммерческой тайне (далее — Положение). В соответствии с ним коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Рисунок 1- Классификация сведений, составляющих коммерческую тайну

 

Пунктом 3 Положения определено, что информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:

иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;

не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;

обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;

не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;

не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.

Определены в Положении также документы и сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну субъекта хозяйствования:

учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;

сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

документы о платежеспособности;

сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.

После утверждения Положения в него не вносились какие-либо изменения и дополнения, что косвенно может свидетельствовать о том, что правовое регулирование в данной области правоотношений не развивалось. Принятый в 1998 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) содержал только общие положения о коммерческой тайне.

Согласно статье 140 ГК, коммерческая тайна - это информация, которая обладает тремя следующими признаками:

a)     имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

b)    к ней нет свободного доступа на законном;

c)     обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Теперь поговорим подробнее о признаках, которые превращают обычную информацию в коммерческую тайну.

Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, не будет коммерческой тайной юридический адрес компании или марка автомобиля ее торгового представителя. С другой стороны, коммерческой тайной может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, поскольку если она станет известной третьим лицам, то ее могут «взять на вооружение» конкуренты. Это приведет к потере клиентов, снижению эффективности рекламы и объема продаж, другим негативным для фирмы последствиям.

При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности компании. Однако чрезмерное засекречивание деятельности компании способно вызвать потерю клиентов, а следовательно, и прибылей, так как условия рынка требуют постоянных контактов, широкой информации о деятельности компании. В то же время пренебрежительное отношение к коммерческой тайне может привести к тому, что ею воспользуется конкурирующая фирма. Поэтому руководителю необходимо четко определить предел и границы коммерческой тайны.

Второй признак коммерческой тайны тесно связан с первым и заключается в том, что к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. То есть к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, общедоступные из открытых источников или на основании закона. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре.

Это вовсе не означает, что компании и предприниматели обязаны сделать всю перечисленную информацию общедоступной. Речь здесь идет о том, что такие сведения в обязательном порядке должны предоставляться по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, сотрудников только в случаях и порядке, предусмотренных законом. Например, информация о количестве работников, их заработной плате и условиях труда должна предоставляться по требованию органов статистики, а представителю конкурирующей компании в предоставлении подобных сведений может быть отказано.

Замечу, что информация теряет статус коммерческой тайны, если она становится общедоступной. Например, если какие-либо сведения опубликованы в печати или в Интернете, то с этого момента они могут свободно разглашаться всеми лицами, которые их знают, включая тех, кто давал обязательство о неразглашении.

Третий признак коммерческой тайны – организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений. А начать нужно с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну, так как впоследствии бывает достаточно сложно доказать что определенная информация была отнесена к коммерческой тайне.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что коммерческая тайна представляет собой информацию определенного рода об интересах и деятельности коммерческой организации, завладение которой третьими лицами может нанести вред такой организации. В то же время коммерческая организация — это не закрытое государственное учреждение, ей необходимо распространять информацию о себе и своих товарах (работах, услугах), их свойствах, качестве и т.п., т.е. осуществлять рекламу.

 

ГЛАВА 2 СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

В каждом конкретном случае для оценки целесообразности отнесения той или иной информации предприятия к категории коммерческой тайны требуется создание специальной комиссии из числа наиболее квалифицированных специалистов. Для всей документации, содержащей тайну, необходимо выработать оригинальную систему обозначений, распределяющую информацию по степени секретности, а затем организовать четкий порядок допуска работников к этой документации.

Информация о работе Правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну, и правовые формы ее защиты