Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:59, доклад
В той или иной степени Системы Поддержки Принятия Решений (СППР) присутствуют в любой информационной системе (ИС). Поэтому, осознанно или нет, к задаче создания системы поддержки принятия решений организации приступают сразу после приобретения вычислительной техники и установки программного обеспечения. По мере развития бизнеса, упорядочения структуры организации и налаживания межкорпоративных связей, проблема разработки и внедрения СППР становится особенно актуальной.
В той или иной степени Системы Поддержки Принятия Решений (СППР) присутствуют в любой информационной системе (ИС). Поэтому, осознанно или нет, к задаче создания системы поддержки принятия решений организации приступают сразу после приобретения вычислительной техники и установки программного обеспечения. По мере развития бизнеса, упорядочения структуры организации и налаживания межкорпоративных связей, проблема разработки и внедрения СППР становится особенно актуальной.
Приведем основные характеристики систем поддержки принятия решения:
Рассмотрим компоненты СППР. СППР состоят из трех основных компонент: хранилища данных, многомерная база данных и средства анализа OLAP; аналитических средств обработки, анализа и представления информации.
Хранилище данных предоставляет единую среду хранения корпоративных данных, организованных в структуры и оптимизированных для выполнения аналитических операций.
Информационные системы современных предприятий часто организованы таким образом, чтобы минимизировать время ввода и корректировки данных, т.е. организованы не оптимально с точки зрения проектирования базы данных. Такой подход усложняет доступ к архивным данным. Изменения структур в базах данных информационных систем очень трудоемки, а иногда попросту невозможны.
В то же время, для успешного ведения современного бизнеса необходима актуальная информация, предоставляемая в удобном для анализа виде и в реальном масштабе времени. Доступность такой информации позволяет как оценивать текущее положение дел, так и делать прогнозы на будущее, следовательно, принимать более взвешенные и обоснованные решения. К тому же, основой для принятия решений должны быть реальные данные.
Если
данные хранятся в базах данных различных
информационных систем предприятия, при
их анализе возникает ряд
Эта проблема решается путем создания хранилища данных. Задачей такого хранилища является интеграция, актуализация и согласование оперативных данных из разнородных источников для формирования единого непротиворечивого взгляда на объект управления в целом. На основе хранилищ данных возможно составление всевозможной отчетности, а также проведение оперативной аналитической обработки.
Хранилища данных определяют как "предметно ориентированные, интегрированные, неизменчивые, поддерживающие хронологию наборы данных, организованные с целью поддержки управления" и призванные выступать в роли "единого и единственного источника истины", который обеспечивает менеджеров и аналитиков достоверной информацией, необходимой для оперативного анализа и принятия решений.
Предметная ориентация хранилища данных означает, что данные объединены в категории и сохраняются соответственно областям, которые они описывают, а не применениям, их использующим.
Интегрированность означает, что данные удовлетворяют требованиям всего предприятия, а не одной функции бизнеса. Этим хранилище данных гарантирует, что одинаковые отчеты, сгенерированные для разных аналитиков, будут содержать одинаковые результаты.
Привязка ко времени означает, что хранилище можно рассматривать как совокупность "исторических" данных: возможно восстановление данных на любой момент времени. Атрибут времени явно присутствует в структурах хранилища данных.
Неизменность означает, что, попав один раз в хранилище, данные там сохраняются и не изменяются. Данные в хранилище могут лишь добавляться.
Цель Хранилищ Данных - обеспечить для организации "единый образ существующей реальности".
Другими словами, хранилище данных представляет собой своеобразный накопитель информации о деятельности предприятия.
Данные в хранилище представлены в виде многомерных структур под названием "звезда" или "снежинка".
Идея Витрины Данных (Data Mart) возникла несколько лет назад, когда стало очевидно, что разработка хранилища данных - долгий и дорогостоящий процесс. Это обусловлено как организационными, так и техническими причинами:
В совокупности это приводит к тому, что разработка и внедрение корпоративного хранилища требуют значительных усилий по анализу деятельности компании и переориентации ее на новые технологии. Витрины Данных возникли в результате попыток смягчить трудности разработки и внедрения Хранилищ.
Сейчас под Витриной Данных понимается специализированное Хранилище, обслуживающее одно из направлений деятельности компании, например учет запасов или маркетинг. Важно, что происходящие здесь бизнес-процессы, во-первых, относительно изучены и, во-вторых, не столь сложны, как процессы в масштабах всей компании. Количество сотрудников, вовлеченных в конкретную деятельность, также невелико (рекомендуется, чтобы Витрина обслуживала не более 10-15 человек). При этих условиях удается с использованием современных технологий развернуть Витрину подразделения за 3-4 месяца. Необходимо отметить, что успех небольшого проекта (стоимость которого невелика по сравнению со стоимостью разработки корпоративного Хранилища), во-первых, способствует продвижению новой технологии и, во-вторых, приводит к быстрой окупаемости затрат.
Анализ
данных: OLAP. Технология обработки информации,
включающая составление и динамическую
публикацию отчётов и документов. Используется
аналитиками для быстрой обработки сложных
запросов к базе данных. Служит для подготовки
бизнес-отчётов по продажам, маркетингу,
в целях управления.
Наряду
с мощными серверами
Необходимо также упомянуть о новом направлении развития архитектур систем клиент-сервер, называемом трехуровневой архитектурой клиент-агент-сервер. Применительно к СППР традиционная двухуровневая архитектура подразумевает, что Хранилище Данных или Витрина Данных размещаются на сервере, а аналитическая обработка и пользовательские интерфейсы поддерживаются клиентом. Можно привести некоторые условия, при которых двухуровневая архитектура работает эффективно:
Аналитические средства позволяют конечному пользователю, не имеющему специальных знаний в области информационных технологий, осуществлять навигацию и представление данных в терминах предметной области. Для пользователей различной квалификации DSS располагают различными типами интерфейсов доступа к своим сервисам .
Аналитические
системы позволяют решать три основных
задачи: анализ разнородной многомерной
информации разной степени формализованности
в реальном времени, последующий интеллектуальный
анализ данных с построением моделей развития
деловой ситуации и ведение отчетности.
ТЕСТ.
1. После каких процессов происходящих в организации появляется необходимость создания ИС:
а. после приобретения вычислительной техники и установки программного обеспечения
б. после проведения линий связи и установки программного обеспечения
в. после приобретения вычислительной техники
г. после
приобретения вычислительной техники
и проведения линий связи
2. Основные характеристики систем поддержки принятия решения:
а. работают только с участием профессиональных программистов
б. надежность, адаптивность, не допускают управление входом и выходом
в. гибкость использования, адаптируемость и быстрая реакция
г. нет
правильного ответа
3. СППР состоят из трех основных компонент:
а. модель данных, многомерная база данных и средства анализа OLAP; аналитических средств обработки, анализа и представления информации.
б. хранилища данных, одмомерная база данных и средства анализа OLAP; аналитических средств обработки, анализа и представления информации.
в. хранилища данных, база данных; представление информации.
г. хранилища
данных, многомерная база данных и средства
анализа (OLAP); представление информации.
4. Хранилище данных предоставляет:
а. предоставляет единственную среду хранения данных, организованных в структуры и оптимизированных для выполнения аналитических операций.
б. предоставляет единую среду хранения корпоративных данных, организованных в структуры и оптимизированных для выполнения аналитических операций
в. технология обработки информации, включающая составление и динамическую публикацию отчётов и документов.
г. нет
правильного ответа
5. Какие
проблемы решаются путем
а. длительность обработки запросов.
б. поддержка различных форматов данных.
в. невозможность анализа длительных рядов ретроспективных данных.
г. все
ответы верны
6. Основные задачи хранилища данных:
а. интеграция, актуализация и согласование оперативных данных из разнородных источников;
б. значительная модификация существующей технической базы;
в. все ответы верны
г. нет
правильного ответа
7. Какое
звено управления хранилище
(В данном случае имеется в виду на кого ориентировано, кто чаще использует информацию)
а. высшее звено управления, руководство;
б. низшее звено управления, операционисты;
в. Среднее звено управления, менеджеры;
г. исполнители.
8. Какая из особенностей хранилища данных означает, что данные объединены в категории и сохраняются соответственно областям, которые они описывают, а не применениям, их использующим
а. интегрированность;
б. предметная ориентация;
в. привязка ко времени;
г. неизменность.
9. Какая из особенностей хранилища данных означает, что данные удовлетворяют требованиям всего предприятия, а не одной функции бизнеса. Этим хранилище данных гарантирует, что одинаковые отчеты, сгенерированные для разных аналитиков, будут содержать одинаковые результаты.
а. интегрированность;
б. предметная ориентация;