Соотношение культуры и вербального компонента коммуникативного акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является выявление основных факторов общения, их классификация, оценка их влияния на успех коммуникации в условиях культурных различий и на сам процесс вербального общения.
Для достижения данной цели в работе был поставлен ряд основных задач:
- выявить главные факторы общения, влияющие на успех коммуникации;
- изучить главные факторы общения в синхроническом и диахроническом планах;
- рассмотреть проблему соотношения ценностей и норм общения в процессе межкультурной коммуникации;
- выявить преимущества и недостатки вербального общения;
- определить значимость факторов общения при формировании национальных особенностей процесса коммуникации;
- соотнести культурный и вербальный компонент коммуникативного акта.

Работа состоит из  1 файл

готовый вариант.docx

— 108.22 Кб (Скачать документ)

                                                                                  Введение

     Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение,  передача) представляет собой общение, обмен мыслями, сведениями, идеями — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности [Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., 1976: 375]. Коммуникация есть сложный, символьный, личностный и часто не осознаваемый процесс. Именно коммуникация позволяет её участникам выражать «некоторую внешнюю по отношению к ним самим информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают относительно друг друга» [Локосова А.С., 2007: 8].

     В отличие от коммуникации, осуществляемой животными, человеческая коммуникация осуществляется, главным образом, по средствам языка как «важнейшего средства человеческого общения» (по мнению В.И. Ленина) и главного элемента вербальной коммуникации. При этом на успешность коммуникации  оказывает влияние  широкий ряд факторов. Во-первых, это знание собственной символьной системы, в терминах которой происходит коммуникация, во-вторых, базовые (фундаментальные) знания об окружающем мире. Но особое место среди факторов, влияющих на процесс коммуникации, занимают факторы общения: нормы, ценности, правила коммуникации, напрямую связанные с культурным уровнем и коммуникативной компетенцией участников общения. 

     Целью данной курсовой работы является выявление  основных факторов общения, их классификация, оценка их влияния на успех коммуникации в условиях культурных различий и на сам процесс вербального общения.

     Для достижения данной цели в работе был  поставлен ряд основных задач:

     - выявить главные факторы общения,  влияющие на успех коммуникации;

     - изучить главные факторы общения в  синхроническом и диахроническом планах;

     - рассмотреть проблему соотношения  ценностей  и норм общения   в процессе межкультурной   коммуникации;

     - выявить преимущества и недостатки  вербального общения;

     - определить значимость факторов общения при формировании национальных особенностей процесса коммуникации;

     - соотнести культурный и вербальный  компонент коммуникативного акта.

     Коммуникация  является важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок данного общества, который формирует индивидуальные и групповые ценности.  Совпадение факторов общения, присущих всем участникам коммуникативного акта, идентичность понимания сложившейся ситуации общения - залог успешной деятельности и её дальнейшей правильной оценки. Именно факторы общения определяют коммуникативное поведение индивида, группы, лингвокультурной общности. В связи с этим актуальность данной проблемы сохраняется на протяжении всего существования человеческого общества. Ведь основой социального начала человека выступает процесс общения во всей совокупности его норм и ценностей. А процесс социализации и формирования устоев личности происходит при непосредственном влиянии факторов общения, присущих той или иной группе, общности, нации.

     Над данной проблемой работали такие  ученые-лингвисты как И.А.Стернин, Г. Хофстед, Т. Накаяма, Ф.де Соссюр, Ф. Штродтбе,    Г.П. Грайс.

     Структурно  курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, включающих в себя подразделы и параграфы, заключение и список используемой литературы. 
 
 

 

                  Глава 1. Факторы общения: ценности, нормы, правила

            1.1 Факторы общения как основа коммуникативного акта

     Каждый  индивид является частью той или  иной социальной группы, общности,  в которой  происходит процесс  социализации личности, формирование нравственных устоев и ценностей, а  также реализуется одна из важнейших  потребностей человека – потребность  в общении, обмене информацией и  идеями.  Данная коммуникативная  потребность выражается в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а также к самопознанию и самооценке.

      Одна из исходных функций общения  состоит в организации совместной  деятельности индивидов для активного  приспособления к окружающему миру, включающему и его преобразование. Следовательно, для эффективного совместного  действия важно, чтобы участники  группы хорошо знали и правильно  оценивали и себя, и других коммуникантов. Результатом эффективной коммуникации является действие, осуществляемое посредством правильного понимания и верной эмпирической оценке того или иного факта. Схематически данный процесс можно изобразить следующим образом [Полина Роусон,  статья по лингвистике «Техника общения»]:

     Однако  для правильного взаимодействия этих «механизмов» необходимо наличие  единых норм и правил коммуникации. Именно поэтому возникает потребность  в выработке факторов коммуникации.

     К основным функциям факторов общения  можно отнести:

     - обеспечение взаимного информирования (ориентация на мотивы, цели,

     установки партнера общения);

     -обеспечение  единых систем кодификация и  декодификации информации;

     - совместное постижение предмета  разговора;

     - идентичное понимание ситуации  общения;

     - отражение смыслов, известных  всех участникам коммуникативного  акта;

     - объединение партнеров е единое  информационное поле;

     - установка закрепленных значений  понятий (обобщенных сторон предметов  и явлений, субъективных смыслов).

     Становление факторов общения происходит при  формировании любой социальной группы – от малой группы (семьи) до нации  и человечества в целом, формируя при этом определенное коммуникативное  поведение - совокупность норм, традиций и образцов общения. Коммуникативное поведение описывает не только вежливое, эталонное общение, но и реальную коммуникативную практику. А составной часть коммуникативного поведения является речевой этикет как  определенный набор формул, используемых  в стандартных коммуникативных ситуациях и отражающих категорию вежливости. При этом стоит упомянуть о существовании особых коммуникативных табу (жестких и мягких) – коммуникативных традициях избегать определенных языковых выражений или затрагивания определенных тем общения в тех или иных коммуникативных ситуациях [О.А.Кострова, 2003: 13]. Соответственно, табу могут быть речевыми (при женщинах не использовать нецензурных слов) и тематическими (обсуждение возраста женщины в её присутствии).

     Исследователи табу утверждают, что «табу выступает  одной из важнейших коммуникативных  норм» [Вагнер Г., 1991:16]. Тем не менее культурные табу изучены совершенно недостаточно и ограничиваются сферами, выявленными, как правило, в ходе социологических опросов.

     Специфика табу проявляется в том, что многие из них имеют характер «неписаных законов», известных в определенном коммуникативном коллективе, но говорить о которых представляется неудобным  по тем или иным причинам. Нарушение коммуникативных табу является одной из главных причин многих коммуникативных неудач, в ходе которых страдают обе стороны. Также нарушения коммуникативных табу может привести к возникновению социального конфликта - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая укрепляется или разрушается под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов. 

                          1.2 Историческое становление факторов общения

     Коммуникация, во всей совокупности её норм, ценностей  и правил, представляет собой одну из главных потребностей человека, проявившуюся ещё в эпоху существования  первобытного стада. Подобно животным, люди объединялись в группы для лучшей защиты (так как в одиночку человек  быстро становился добычей хищников), для процесса охоты, который был  более эффективен при участии целой группы, чем единичного представителя Homo Sapiens. Но при этом действия такой группы должны быть скоординированы, необходимо «налаживание связи» между её участниками, появление норм и правил функционирования общности, а следовательно, жизненно важным становится процесс коммуникации и появления факторов общения.

        Прежде чем говорить о становлении норм и ценностей коммуникации, следует обратиться к гипотезам происхождения самого общения. Существует несколько теорий происхождения языка: звукоподражательная, междометная, теория трудовых выкриков, социального договора и д. т. В своей работе «Проблема происхождения человеческого языка. Основы языкознания» Б.Ю. Норман дает краткую характеристику данных гипотез [Б.Ю. Норман, 2004: 147]:

     - звукоподражательная теория появилась одной из первых. Её высказывали такие древнегреческие философы, как Демокрит и Платон. В той или иной форме она содержится и в бытовых представлениях о языке и в некоторых концепциях более поздних эпох. В соответствии с гипотезой о звукоподражательном характере первых слов человеческого языка, человек в ранние периоды своего развития подражал звукам окружающего мира: крикам птиц, зверей, шуму воды, грома и т.п.

     -междометная  теория – вторая и наиболее близкая к звукоподражательной теории языка. Сторонниками этой гипотезы были древнегреческий философ Эпикур и биолог Чарльз Дарвин, языковеды Вильгельм фон Гумбольдт и А.А.Потебня. Первотолчком к созданию слов в данном случае считался не внешний мир, а внутренние эмоциональные состояния человека, породившие изначально междометия, а затем уже и слова.

     - теория инстинктивных  трудовых выкриков добавила, с одной стороны, деятельностный аспект (мышление и действие были первоначально неразрывны), а с другой – аспект социальный (трудовые выкрики во время совместной работы становились символами трудовых процессов, протоязык был набором глагольных корней).

     - теория социального  договора, в которой социальный аспект преобладал и даже перевешивал. Эта гипотеза  рассматривала язык как сознательное изобретение и творение людей, утверждаемое договором между ними.

     Существует  ещё множество теорий, но все ученые-лингвисты  сходятся на том, что язык - это явление  биосоциальное, призванное удовлетворить важнейшую потребность человека в общении,  скоординировать действия группы, произвести процесс социализации личности и получения основных навыков.

     Позднее, с развитием человеческого общества, происходит становление общностей, объединенных уже единой территорией, а не племенем,  формируются народы, и происходит формирование государств, что обуславливает появление различных языков, диалектов, а вместе с ними и факторов общения.

        На каждом этапе развития общества можно выделить  определенные нормы и правила коммуникации, способствующие осуществлению совместной деятельности людей, процессу социализации личности и выработке общих для представителей той или иной группы норм и ценностей. Так, в эпоху первобытного общества, простой член стада не обращался напрямую к главе племени, что дает возможность говорить ещё и о начале социальной стратификации общества. Процесс коммуникации вожака племени и шамана также представлял собой особый ритуал, в состав которого входили свои нормы и правила.

     Дальнейшее  развитие общества, появление каст, социальных слоев подчиняет себе ещё большую долю внимания, уделяемого факторам общения. Так, например, появление  рыцарства, как особого привилегированного слоя, способствуют появлению кодекса  рыцарей, также появляется особая клятва, произносимая рыцарями в процессе посвящения, что можно рассматривать как, своего рода, правило  коммуникации. Также  рыцари имели нормы общения, не допускающие грубость и ненормированную лексику, в то время как простолюдины могли не соблюдать данный фактор общения. Рыцари имели свои правила ведения переговоров и обращения друг к другу, обусловленные заслугами члена рыцарского ордена [Кардини Ф., 1987:67]. А появление во второй половине 20 века  жесткой цензуры на территории СССР, тоталитарный режим государства, не допускающий свободы слова граждан, также способствовали появлению особых коммуникативных норм, которые не допускали, например, критику политического режима или политики государства.

     Факторы общения национально специфичны, так как их формирование у различных народов происходило в условиях неодинаковых территориальных, климатических, исторических и социальных факторов. Именно это является основанием различий культур и возникновения непонимания в процессе межкультурной коммуникации.    

Информация о работе Соотношение культуры и вербального компонента коммуникативного акта