Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 00:47, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть основные элементы коммуникативного процесса, для этого выделим следующие цели:
Рассмотреть структура коммуникативного процесса
Выделить элементы и этапы процесса коммуникации
Изучить Производство, распространение и потребление информации
Проанализировать эффективный коммуникационный процесс
Введение
1. Структура коммуникативного процесса
2. Элементы и этапы процесса коммуникации
3. Производство, распространение и потребление информации
4. Эффективный коммуникационный процесс
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Структура коммуникативного процесса
2. Элементы и этапы процесса коммуникации
3. Производство, распространение и потребление информации
4. Эффективный коммуникационный процесс
Заключение
Список используемой литературы
ПопоВ
Введение
Коммуникационный
процесс – это обмен
Основная
цель коммуникационного процесса –
обеспечение понимания
Процесс коммуникации может быть разделен на отдельные фрагменты, единицы коммуникации – коммуникативные акты. Разумеется, сам по себе коммуникативный процесс представляет собой континуум, непрерывное взаимодействие участников коммуникации. Однако, в целях анализа и описания, необходимо выделять дискретные единицы – так уж устроено человеческое познание.
Цель данной работы рассмотреть основные элементы коммуникативного процесса, для этого выделим следующие цели:
Коммуникационный процесс - это обмен информацией между двумя или более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1. Отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.
2.
Сообщение - собственно информация,
закодированная с помощью
3. Канал - средство передачи информации.
4.
Получатель - лицо, которому предназначена
информация и которое
Четыре этапа коммуникаций
При
обмене информацией отправитель и получатель
проходят несколько взаимосвязанных этапов.
Их задача — составить сообщение и использовать
канал для его передачи таким образом,
чтобы обе стороны поняли и разделили
исходную идею. Это трудно, ибо каждый
этап является одновременно точкой, в
которой смысл может быть искажен или
полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные
этапы таковы:
1. Зарождение идеи
Обмен
информацией начинается с формулирования
идеи или отбора информации. Отправитель
решает, какую значимую идею или
сообщение следует сделать предметом
обмена. Многие попытки обмена информацией
обрываются на этом первом этапе, поскольку
отправитель не затрачивает достаточного
времени на обдумывание идеи. На этом этапе
необходимо осознать, какие идеи предназначены
к передаче до того, как вы отправляете
сообщение, а также оценить адекватность
и уместность ваших идей с учетом конкретной
ситуации и цели коммуникаций.
2. Кодирование и выбор канала
Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
Отправитель
должен также выбрать канал, совместимый
с типом символов, использованных
для кодирования. К некоторым
общеизвестным каналам
3. Передача
На
третьем этапе отправитель
4. Декодирование
После передачи сообщения
Однако по ряду причин, получатель может придать несколько иной, чем в голове отправителя, смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых ждал от него отправитель.
Обратная связь и шум
Обратная связь
Обратная связь - это реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; информация
информация (в вербальном или невербальном оформлении) отсылается назад отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением.
При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией для передачи своего |отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято.
Обратная
связь может способствовать значительному
повышению эффективности обмена управленческой
информацией. Согласно ряду исследований
двусторонний информацией (при наличии
возможностей для обратной связи) по сравнению
с односторонним (обратная связь отсутствует),
хотя и протекает медленнее тем не менее
эффективнее снимает напряжения, более
точен и повышает уверенность в правильности
интерпретации сообщений.
ШУМ
На языке теории передачи информации шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в организационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруднять точную передачу информации.
Определенные
шумы присутствуют всегда, поэтому
на каждом этапе процесса обмена информацией
происходит некоторое искажение
смысла. Обычно мы ухитряемся преодолеть
шум и передать наше сообщение. Однако
высокий уровень шума определенно
приведет к заметной утрате смысла и может
полностью блокировать попытку установления
информационного обмена. С позиций руководителя,
это должно обусловить снижение степени
достижения целей в соответствии с передаваемой
информацией. Обратная связь заметно повышает
шансы на эффективный обмен информацией,
позволяя обеим сторонам подавлять шум.
Модель процесса коммуникаций
В
этой обобщенной модели процесс коммуникаций
представлен как система с
обратной связью и шумом.
2. Элементы и этапы процесса коммуникаций
В коммуникационном процессе можно выделить следующие элементы:
Источник.
В организации источниками
Отправитель. Отправителем является индивид, который хотел бы донести свои идеи до окружающих. Для этого он должен найти информацию и выразить свои мысли и эмоции.
Сообщение. Это формулировка отправляемой идеи, закодированной в виде символов. Именно кодирование превращает идею в сообщение.
Канал. В коммуникационном процессе каналом называется средство, с помощью которого передается сообщение получателю. В качестве передаточного средства могут выступать устные выступления, обращения, телефонные разговоры, различные встречи и собрания, письменные отчеты, средства массовой информации.
Получатель. Получатель - лицо, которому адресовано сообщение, декодирует содержащиеся в послании символы, интерпретирует для себя их значение, используя свой опыт или предлагаемые рекомендации.
Обратная связь. В том случае, когда получатель реагирует на коммуникации отправителя обратным сообщением, возникает обратная связь.
Помехи, барьеры. Помехи и барьеры искажают смысл передаваемой информации и нарушают качество сигнала. В теории передачи информации их называют шумами. Определенные шумы существуют в коммуникационном процессе всегда. Их невысокий уровень позволяет передавать сообщения. Высокий уровень шума может полностью исказить смысл сообщения.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Указанные взаимосвязанные этапы таковы:
Зарождение идеи.
Кодирование и выбор канала.
Передача.
Декодирование.
Хотя весь процесс коммуникаций часто завершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов, проанализируем эти этапы, чтобы показать, какие проблемы могут возникнуть в разных точках.
Обмен
информацией начинается с формирования
идеи или отбора информации. Отправитель
решает, какую значимую идею или
сообщение следует сделать
Нужно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить процесс эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.