Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:30, реферат
Проблема общения изучается многими науками: социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими. И это вполне объяснимо, поскольку общение пронизывает практически и все сферы жизнедеятельности человека. Другими словами, вне общения с окружающими людьми деятельность современного человека представить практически невозможно. Вот почему данная категория в психологической науке является основной не только с точки зрения академической науки, сколько с позиции практической психологии.
Введение
1 Понятие и сущность общения
1.1 Особенности общения
1.2 Виды общения
1.3 Средства общения
2 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
2.1 Вербальные и невербальные компоненты коммуникации
2.2 Обмен невербальной информацией
3 Общение как взаимодействие (интерактивная и перцептивная сторона общения)
4 Роль общения в психическом развитии человека
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1 Понятие и сущность общения
1.1 Особенности общения
1.2 Виды общения
1.3 Средства общения
2 Общение как обмен
информацией (коммуникативная
2.1 Вербальные и невербальные компоненты коммуникации
2.2 Обмен невербальной информацией
3 Общение как взаимодействие (интерактивная и перцептивная сторона общения)
4 Роль общения в психическом развитии человека
Заключение
Список используемой литературы
Введение
“Единственно настоящая роскошь - это роскошь
человеческого общения”.
А. Экзюпери
Проблема общения изучается
многими науками: социальными, гуманитарными,
техническими, естественными и другими.
И это вполне объяснимо, поскольку
общение пронизывает
Искусство общения, знание психологических
особенностей и применение психологических
методов крайне необходимы специалистам,
работа которых предполагает постоянные
контакты типа "человек-человек"
- политикам, бизнесменам, менеджерам,
юристам, переводчикам и многим другим.
Таким образом, умение строить отношения
с людьми, находить подход к ним,
расположить их к себе нужно каждому.
Это умение лежит в основе жизненного
и профессионального успеха. Необаятельный,
угрюмый человек будет
Общение с людьми - это
наука и искусство. Здесь важны
и природные способности, и образование.
Именно поэтому тот, кто хочет
достичь успеха во взаимодействии с
другими людьми, должен учиться этому.
В зарубежных странах учебных
заведениях проблеме общения уделяется
огромное внимание. В обучающие программы
обязательно включаются этика и психология
делового общения, большим успехом пользуются
социально-психологические трен
1 Понятие и сущность общения
Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны; контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы называем деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель, средства.
Содержание - это информация, которая в меж индивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
У человека содержание общения
значительно шире, чем у животных.
Люди обмениваются друг с другом информацией,
представляющей знания о мире, богатый,
прижизненно приобретенный
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности: одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.
У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включается передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Не менее существенны отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки, расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Кодирование информации - это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых ими сигналов).
У человека кроме всех этих
данных от природы способов передачи
информации, есть немало таких, которые
изобретены и усовершенствованы
им самим. Это - язык и другие знаковые
системы, письменность в ее разнообразных
видах и формах (тексты, схемы, рисунки,
чертежи), технические средства записи,
передачи и хранения информации (радио
и видеотехника; механическая, магнитная,
лазерная и иные формы записей). По
своей изобретательности в
Общение -- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями. совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек
учится общению с детства и
овладевает разными его видами в
зависимости от среды, в которой
живет, от людей, с которыми взаимодействует,
причем происходит это стихийно, в
житейском опыте. В большинстве
случаев этого опыта бывает недостаточно,
например, для овладения особыми
профессиями (педагога, актера, диктора,
следователя), а иногда и просто для
продуктивного и
По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.
Каждая общность людей
располагает своими средствами воздействия,
которые используются в разнообразных
формах коллективной жизни. В них
концентрируется социально-
Проблема человека находится
в центре внимания всех аспектов общения.
Увлечение лишь инструментальной стороной
общения может нивелировать его
духовную (человеческую) сущность и
привести к упрощенной трактовке
общения как информационно-
Общение по своему содержанию -- сложнейшая психологическая деятельность партнеров.
1.1 Особенности общения
Общение обычно проявляется в единстве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и конативной.
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров.
Конативная (поведенческая) сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.
Общение выполняет определенные функции. Их шесть:
1. Прагматическая функция
общения отражает его
2. Функция формирования
и развития отражает
3. Функция подтверждения
обеспечивает людям
4. Функция объединения--
5. Функция организации
и поддержания отношений
6. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
1.2 Виды общения
Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.
Различают межличностное
и массовое общение. Межличностное
общение связано с
Массовое общение -- это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.
В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть также
доверительным и конфликтным.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение -- это обмен неофициальной информацией.
Деловое общение -- процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
Опосредованное общение -- это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видеотехники).
Некоторые виды общения, имеющиеся на схеме, не комментируются, и значение понятно без разъяснения.
1.3 Средства общения
Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (когда используется речь) и невербальные средства общения, когда применяются неречевые средства общения.