Теория коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 23:57, реферат

Описание

Коммуникацией традиционно принято называть обмен информацией между живыми организмами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.

Работа состоит из  1 файл

Абишин Рафаэль Теория ком.docx

— 30.77 Кб (Скачать документ)

  Теория  коммуникации 

  Введение

Коммуникацией традиционно принято называть обмен информацией между живыми организмами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней. В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. В обществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только монологическая коммуникация и не было нужды в риторических навыках. В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты. Перед обществом возникает новая задача — как объединить в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, как достичь консенсуса (ведь не случайно данный термин стал излюбленным в речи политиков постсоветского времени). Система иерархической коммуникации, где главным компонентом был приказ, стала меняться на систему демократической коммуникации, где основой становится убеждение.  
 

  Теория  массовой коммуникации 

  Массовая  коммуникация - исторически сложившийся  и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между  социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе.  

  Средства  массовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.

  Средства  массовой коммуникации (СМК) — технические  средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с  помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.

  Если  СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия  потока сообщений является сознание и поведение больших групп  людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей  одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех  или иных компьютерных сетей. В связи  с этим вопрос о том, к какой  группе факторов социализации относятся  СМК, не имеет однозначного ответа

  Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК  выполняют в первую очередь  рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Она реализуется по отношению ко всем людям так, как отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

  С рекреативной связана релаксационная роль СМК. Для большой части людей смотрение телевизора, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Большую роль играют СМК в развитии человека. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывает споры о благе или вреде для человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

  Особую  роль в социализации подрастающих поколений  играют компьютерные сети. Работа с  компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов  воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к "синдрому зависимости" от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности  компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций  и другим негативным эффектам (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский)

  СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют  заказ общества и отдельных социальных групп на определенное влияние на население в целом и на отдельные  социальные слои. Это и позволяет  считать, что СМК оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого  влияния. Во-первых, СМК существенно  влияют на усвоение людьми широкого спектра  социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в  сфере политики, экономики, идеологии, права и пр. Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального  образования, просвещения различных  слоев населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни. 

    Результаты воздействия  массовых коммуникаций 

  По  мнению С. Болл – Рокич и М. ДеФлюер, можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание: поведенческий эффект, активация (провоцирование тех или иных действий), деактивация (прекращение некоторых действий), эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, познавательный (когнитивный) эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентаций населения

  Социальные  институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей  разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек  может в дальнейшем оказаться  в определенной зависимости от них.

  Формы и средства повышения эффективности  средств массовой информации.

  Средства  массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное  средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим  образом. Особенно четко это проявляется  в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

  В средствах массовой информации, а  особенно на телевидении вопросы  повышения эффективности выступлений  тесно связаны с уровнем организации  творческого процесса, форм и средств  социально-политического воспитания журналистского, художественного и  технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых  может быть поддержано и подсказано аудиторией, и создание перспективных  планов работы СМИ, их включающих.

  Важное  место в арсенале средств, активно  содействующих росту эффективности  выступлений СМИ, занимают вопросы  подбора и расстановки кадров. Хорошо подготовленные и профессиональные выступления СМИ, несомненно, более  действенны и эффективны, нежели материалы  с низким профессиональным уровнем  подготовки.

  Одним из наиболее важных путей повышения  действенности СМИ является вовлечение в творческую работу аудитории. Её участие  в формировании информационного  пространства – это высокая степень  обоснованности, реальности и правдивости  продукции СМИ, это глубина и  эмоциональность, острота и неординарность мышления, изложения материала.

  В результате поиска путей вовлечения человека в формирование единого  информационного пространства рождаются  новые формы работы СМИ. Журналист, получив отзыв, включает автора в  изучение поднятой проблемы, помогает ему удостовериться в правоте  или ошибочности своих заключений. Общение в рамках информационного  пространства журналиста и аудитории  позволяет вскрыть всю глубину  и сложность проблемы, не обходя при этом «острых углов». Подобного  рода сотрудничество тонко и ненавязчиво  воздействует на решение важнейших  социальных, экономических и политических задач.

  Таким образом, изучение корреспонденции, привлечение  к широкому участию в выступлениях СМИ представителей аудитории –  надежный путь повышения действенности, а, следовательно, и эффективности  средств массовой информации. 

  Манипуляция в средствах массовой коммуникации. 

  Информационная  коммуникация осуществляется кем-то и  для кого-то, или чего-то. Все, что  происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано  с достижением некоторых целей  индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих  друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.

  1 фаза, на которой происходит контакт  с базовым фактом, появляющимся  в процессе человеческой деятельности - необходимое условие для начала  информационной коммуникации. 2 фаза (производящая), в которой производитель информации придает сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым создавая сообщение. В ней же осуществляются все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для передачи. 3 фаза (передача), здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств. 4 фаза (потребление) представляет весьма сложный процесс, характеризующийся активным включением психологических механизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок и ценностных ориентаций. 5 фаза, где воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью без осознания, данного процесс.

  Характерно, что включение механизмов реализующих  манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.

  Пользуясь градацией, предложенной А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическая информация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции.

  Информация, переданная таким образом, становиться  более устойчивой для аудитории. Объектом эстетической информации являются те ценности людей, на которых базируются их убеждения. Эстетическая информация в данном случае служит как бы "клеем" между однажды выработанным коллективным опытом и эмоциональным настроем аудитории, способным направить  массы в нужном направлении. Эстетическая информация при этом должна быть созвучна эмоционально-психологическим переживаниям реципиента.

  В практическом смысле эстетическая информация выглядит предпочтительней семантической, так как она способна подготавливать действия, противоречащие логике и  реальному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. В передаче, по преимуществу, эстетической информации и заключен смысл политизации  средств массовой коммуникации, так  как эстетическая информация нацелена не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных  технических эффектов.

Информация о работе Теория коммуникации