Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 23:57, реферат
Коммуникацией традиционно принято называть обмен информацией между живыми организмами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.
Теория
коммуникации
Введение
Коммуникацией
традиционно принято называть обмен информацией
между живыми организмами через посредство
общей системы символов (знаков), языковых
знаков, в частности. Эта сфера знаний,
как и многие другие, начала формироваться
еще в древние времена, поэтому определений
у коммуникации приблизительно столько
же, сколько и авторов работ о ней. В современных
условиях резко изменилось отношение
к коммуникации. В обществе жесткой иерархии,
каковым являлся Советский Союз, главенствовала
только монологическая коммуникация и
не было нужды в риторических навыках.
В этой новой ситуации коммуникация становится
объектом исследования, поскольку от уровня
нашего знания этих процессов зависят
наши результаты. Перед обществом возникает
новая задача — как объединить в единые
типы поведения социальные группы с автономным
поведением, как достичь консенсуса (ведь
не случайно данный термин стал излюбленным
в речи политиков постсоветского времени).
Система иерархической коммуникации,
где главным компонентом был приказ, стала
меняться на систему демократической
коммуникации, где основой становится
убеждение.
Теория
массовой коммуникации
Массовая
коммуникация - исторически сложившийся
и развивающийся во времени технически
опосредованный процесс создания, хранения,
распределения, распространения, восприятия
информации и обмена его между
социальным субъектом (коммуникатором)
и объектом (коммуникантом). Понятия
«массовая коммуникация», «массовая информация»
активно вошли в язык в конце XX столетия.
Что связано с осмыслением социологами
особенностей поведения в рамках специфического
вида социальной общности «масса», «толпа»,
«публика», и с техногенным фактором: появлением
принципиально новых средств передачи
информации. Средства коммуникации выступают
вещественным, материальным компонентом
коммуникативного процесса и всегда выражают
собой способ передачи, сохранения, производства
и распространения культурных ценностей
в обществе.
Средства массовой коммуникации, их воздействие, роль в социализации.
Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Если СМК рассматривать как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа
Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Она реализуется по отношению ко всем людям так, как отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной связана релаксационная роль СМК. Для большой части людей смотрение телевизора, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества. Большую роль играют СМК в развитии человека. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывает споры о благе или вреде для человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.
Особую роль в социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к "синдрому зависимости" от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам (Ю. О. Бабаева, А. Е. Войскунский)
СМК,
будучи одним из социальных институтов,
в той или иной мере выполняют
заказ общества и отдельных социальных
групп на определенное влияние на
население в целом и на отдельные
социальные слои. Это и позволяет
считать, что СМК оказывают относительно
направляемое влияние на социализацию.
Отметим лишь два аспекта этого
влияния. Во-первых, СМК существенно
влияют на усвоение людьми широкого спектра
социальных норм и на формирование
у них ценностных ориентации в
сфере политики, экономики, идеологии,
права и пр. Во-вторых, средства массовой
коммуникации фактически представляют
собой систему неформального
образования, просвещения различных
слоев населения. Как источник информации
и просвещения СМК наиболее интенсивно
используют люди более старших возрастов.
Но все пользователи СМК приобретают весьма
разнообразные, противоречивые, несистематизированные
сведения по самым разнообразным вопросам
общественной и политической жизни.
Результаты воздействия
массовых коммуникаций
По мнению С. Болл – Рокич и М. ДеФлюер, можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание: поведенческий эффект, активация (провоцирование тех или иных действий), деактивация (прекращение некоторых действий), эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, познавательный (когнитивный) эффект, включающий разрешение неопределенности (посредством массовой коммуникации поставляется дополнительная информация, позволяющая составить представление о новых, неоднозначных явлениях и процессах); формирование установок, т.е. системы когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций в отношении объектов внешней среды (физических, социальных, политических и др.); задание набора обсуждаемых людьми тем; распространение новых систем мнений (идеологических, религиозных, экономических); уточнение ценностных ориентаций населения
Социальные институты и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них.
Формы и средства повышения эффективности средств массовой информации.
Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
В
средствах массовой информации, а
особенно на телевидении вопросы
повышения эффективности
Важное
место в арсенале средств, активно
содействующих росту
Одним из наиболее важных путей повышения действенности СМИ является вовлечение в творческую работу аудитории. Её участие в формировании информационного пространства – это высокая степень обоснованности, реальности и правдивости продукции СМИ, это глубина и эмоциональность, острота и неординарность мышления, изложения материала.
В
результате поиска путей вовлечения
человека в формирование единого
информационного пространства рождаются
новые формы работы СМИ. Журналист,
получив отзыв, включает автора в
изучение поднятой проблемы, помогает
ему удостовериться в правоте
или ошибочности своих
Таким
образом, изучение корреспонденции, привлечение
к широкому участию в выступлениях
СМИ представителей аудитории –
надежный путь повышения действенности,
а, следовательно, и эффективности
средств массовой информации.
Манипуляция
в средствах массовой
коммуникации.
Информационная коммуникация осуществляется кем-то и для кого-то, или чего-то. Все, что происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.
1
фаза, на которой происходит контакт
с базовым фактом, появляющимся
в процессе человеческой
Характерно, что включение механизмов реализующих манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно усвоенной информации, способной влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих серий манипулятивного воздействия.
Пользуясь градацией, предложенной А. Моулз можно выделить такое понятие как эстетическая информация, которая в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам логики. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции.
Информация,
переданная таким образом, становиться
более устойчивой для аудитории.
Объектом эстетической информации являются
те ценности людей, на которых базируются
их убеждения. Эстетическая информация
в данном случае служит как бы "клеем"
между однажды выработанным коллективным
опытом и эмоциональным настроем
аудитории, способным направить
массы в нужном направлении. Эстетическая
информация при этом должна быть созвучна
эмоционально-психологическим
В практическом смысле эстетическая информация выглядит предпочтительней семантической, так как она способна подготавливать действия, противоречащие логике и реальному положению дел, но выгодные для властвующей элиты. В передаче, по преимуществу, эстетической информации и заключен смысл политизации средств массовой коммуникации, так как эстетическая информация нацелена не на понимание, а на внушение устойчивых символов посредством различных технических эффектов.