Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2011 в 23:57, реферат
Коммуникацией традиционно принято называть обмен информацией между живыми организмами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. Эта сфера знаний, как и многие другие, начала формироваться еще в древние времена, поэтому определений у коммуникации приблизительно столько же, сколько и авторов работ о ней.
Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК, но также и механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств. Существуют общие условия необходимые для функционирования средств массовой коммуникации К ним можно отнести условия:
а)
Аудитория является необходимым
условием для функционирования средств
массовой коммуникации, без нее само
существование СМК теряет всякий
смысл. Под аудиторией понимается совокупность
индивидов, характеризующаяся
б) Социальная значимость передаваемой информации, т.е. содержание информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в самых разнообразных формах. " Надо отметить, что теперь средства массовой информации сами способны формировать и культивировать социальные запросы аудитории"Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно ожидает оценочную информацию, которая во многом способствует формированию общественного мнения.
в) Наличие технических средств, которые должны обеспечивать регулярность и тиражированность массовой коммуникации. У аудитории есть возможность заполнить окружающий мир информацией, поступающей из средств массовой коммуникации, в этом, прежде всего заслуга технических возможностей средств массовой коммуникации.
Телевидение - наиболее популярный источник информации для аудитории. Именно телевидение является основным инструментом политического влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств.
Эстетика
телевидения воплощает в себя
два принципа: мозаичность и резонанс.
"Человек может контролировать,
"фильтровать" сообщения, которые
он получает по одному каналу, например,
через слово и через зрительные
образы. Когда эти каналы соединяются,
эффективность внедрения в
Свой манипулятивный потенциал телевидение развивает именно за счет того, что оно искусно скрывает различие между фикцией и реальностью. И именно поэтому информация, преподнесенная из телевизора оказывается куда более убедительной для публики, чем аргументы теоретического или идеологического свойства.
Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику (изменение смысла слов и понятий), упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).
Давно было сформулировано такое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение». Под ним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.
Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в форме утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.
Повторение
придает утверждениям вес дополнительного
убеждения и превращает их в навязчивые
идеи. Слыша их вновь и вновь, в
различных версиях и по самому
разному поводу, в конце концов,
начинаешь проникаться ими. Оно
сводит к минимуму рассуждения и
быстро превращает мысль в действие,
на которое у массы уже
Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Г. Шиллер пишет: «Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается».
Обеспечивать
фрагментацию проблем и дробить
информацию так, чтобы человек никогда
не получал полного, завершающего знания,
позволяет использование
Воздействия
массовой коммуникации
на сознание и поведение
аудитории.
К негативным последствиям можно отнести формирование у аудитории потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала.
Массивное
воздействие массовой коммуникации
может отрицательно влиять на качество
межличностного общения. Мультфильмы,
с их быстрой сменой визуальных и
аудиальных стимулов, особенно привлекают
внимание детей и способны существенно
уменьшить межличностные
Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).
Массовая
коммуникация оказывает не только негативное
влияние на массовое и индивидуальное
сознание. Она может противодействовать
этническим и половым стереотипам.
К ее позитивным результатам относятся
и повышение осведомленности, любознательности,
улучшение речевых навыков. Массовая
коммуникация способствует возрастанию
великодушия, дружелюбия, кооперации и
сдержанности, строгому соблюдению социальных
норм, а также уменьшению тревоги
и страхов. После просмотра гуманистически
ориентированных фильмов у
Заключение
Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации. Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.
Функционирование
СМК немыслимо без
-
Массовая коммуникация - процесс
распространения информации с
помощью технических средств
(пресса, радио, телевидение и
др.) на численно большие,
-
Структура массовой
- Социальная сущность массовой коммуникации, находящая выражение в функциях и характеристиках, состоит в том, что это -мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.
-
Эффективность СМК есть
-
Теории массовой коммуникации
при всей их вариативности
главным образом ориентированы
на исследование социальной