Толпа и ее типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:22, реферат

Описание

Толпа - объединенная общей идеей группа людей, которая находится в состоянии эмоционального возбуждения. Она имеет мистическую способность втягивать в себя людей - каждый в толпе чувствует силу из-за их многочисленности, ощущение безнаказанности. Исчезает личность, чувства и мысли нивелируются, возникает своеобразная единая душа толпы. Толпа заставляет думать и действовать как все. Но вместе с тем, она очень легко переходит от одного состояния к другому: люди в толпе способны на любые поступки - им свойственны как буйство, энтузиазм, жестокость так и героизм, самопожертвование, хотя наедине каждый из них, четко осознавая реальность, сознательно такого бы не сделал.

Содержание

Введение
1. Понятие толпы
2. Общая классификация и типы толпы
3. Основные характеристики толпы
4. Механизм формирования и состав толпы
5. Лидеры толпы и механизмы влияния
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат 2.docx

— 46.73 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.ДАЛЯ

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

 

 

 

 

 

 

 

Толпа и ее типы

/реферат/

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка IVкурса

группы CТ – 191

Чумейка Дарья 

 

Проверил:

Гвоздев Владимир Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

Луганск, 2012 

Введение

1. Понятие толпы

2. Общая классификация  и типы толпы

3. Основные характеристики  толпы

4. Механизм формирования и состав толпы

5. Лидеры толпы и механизмы влияния

Заключение

Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Большая часть нашей жизни  проходит в общении и сосуществовании  с себе подобными. Мы всегда хотим видеть рядом кого-нибудь, кто бы разделил с нами радость побед и горечь поражений. Без этого наши жизненные достижения теряют всякий смысл и мало чего стоят, поэтому неудивительно, что время от времени мы подвергаемся влиянию социальных инстинктов, благодаря которым незаметно для себя оказываемся в толпе.

Толпа - объединенная общей  идеей группа людей, которая находится  в состоянии эмоционального возбуждения. Она имеет мистическую способность втягивать в себя людей - каждый в толпе чувствует силу из-за их многочисленности, ощущение безнаказанности. Исчезает личность, чувства и мысли нивелируются, возникает своеобразная единая душа толпы. Толпа заставляет думать и действовать как все. Но вместе с тем, она очень легко переходит от одного состояния к другому: люди в толпе способны на любые поступки - им свойственны как буйство, энтузиазм, жестокость так и героизм, самопожертвование, хотя наедине каждый из них, четко осознавая реальность, сознательно такого бы не сделал. Толпа часто спонтанная, легковерная - ей присущ более высокий героизм, так и низкое воровство, поэтому им одновременно и легко, и трудно управлять.

С психологической точки  зрения слово «толпа» получает совершенно другое значение. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают  одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный  характер, но и очень определенные черты. Собрание в таких случаях  становится организованной толпой или  толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняется закону духовного единства толпы.

Одного факта случайного нахождения вместе многих индивидов  недостаточно для того, чтобы они  приобрели характер организованной толпы.

Большие социальные группы формируются на основе осознания  людьми объективных условий своего бытия, питает и актуализирует их фундаментальный интерес. Их справедливо  считают основными субъектами общественного  развития. 

 

  1. Понятие толпы

 «Толпа есть собрание  людей, живущих по преданию

 и рассуждающих по авторитету».

В. Г. Белинский

«С самого момента, когда  люди оказываются в толпе, невежда  и ученый становятся одинаково неспособными соображать».

Литвак М.Е.

Представление о толпе обычно рождается  из личного опыта людей. Практически  каждый либо бывал в толпе, либо видел  ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей  и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь  общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Так что же такое толпа?

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

По мнению исследователей Р. Мокшанцева, А. Мокшанцевой: «Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания». [7]

По определению Ю. Шерковина, толпа - это прежде всего «контактная, внешне не организованная община, отличается высокой степенью конформизма индивидов, составляющих ее и действующие чрезвычайно эмоционально и единодушно».[6]. Контактность членов массы, непосредственная активное участие людей в массовых акциях - обязательное требование к толпе.

Я. Щепанский, акцентируя прежде всего социологические признаки, полагал, что толпа в первую очередь представляет собой «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом».[5]

Б. Ф. Поршнев писал: «Толпа — это иногда совершенно случайное множество людей. Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она "против", что она против "них"»[4]

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю». [2]

Формулировка термина "толпа" по Лебону, не носит оценочных характеристик - это название человеческого коллектива, имеющего особые черты, не сводящиеся к совокупности черт составляющих его индивидов, социальная система, если использовать современный термин.

В толпе исчезает личность, чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой (этот принцип выражается в "законе духовного единства толпы").

Индивиды  толпы не обязательно должны присутствовать в одном месте. Достаточно, чтобы они обладали единообразием мыслей и чувств. Например, толпу может составлять, целый народ. Образование толпы не зависит от количества составляющих элементов - толпу могут составить и несколько человек, а с другой стороны, если нет необходимых условий, и сто человек не превращаются в толпу.

Жизнь толпы также весьма различна по продолжительности. Коллективная душа толпы бессознательна, это слово у Лебона достаточно неопределенно (в отличие, скажем, от Фрейда), однако ясно, что в бессознательном главную роль играют расовые наследственные компоненты. Именно благодаря им индивиды и могут объединяться в толпу, сознательное же их разъединяет.

Поскольку в толпе доминируют бессознательные  составляющие, толпа заурядна, попросту говоря, глупа, хотя может состоять из умных и образованных людей. "В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. "Весь мир", как это часто принято говорить, никак не может быть умнее Вольтера, а наоборот, - Вольтер умнее, нежели "весь мир", если под этим словом надо понимать толпу".

В толпе индивид, с одной  стороны, вследствие численности массы, приобретает "сознание непреодолимой силы", а с другой - поскольку толпа анонимна - теряет чувство ответственности.

В толпе индивиды "заражают" друг друга своими чувствами, мыслями и действиями. Восприимчивость к внушению в толпе приводит к тому, что у индивидов как бы исчезает, "засыпает" сознательная личность и они становятся автоматами, готовыми на любые действия, в том числе на самопожертвование. Индивиды в толпе напоминают первобытных людей - им свойственны буйство, свирепость, энтузиазм, героизм, хотя в изолированном состоянии каждый индивид и может быть вполне разумным. [1]

Например, присяжные иной раз выносят приговоры, противоречащие здравому смыслу, в отдельности же каждый из них не принял бы абсурдного решения. Впрочем, толпа способна не только на злые поступки, она способна и на героизм - все зависит от того, какое внушение ее было сделано.

Таковы общие характеристики толпы. Лебон сознает, что созданная им схема толпы - идеальна, это абстракция, и в абсолютной полноте данные свойства не проявляются. Однако в качестве абстрактного объекта данная схема вполне пригодна.

  1. Общая классификация и типы толпы.

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности:[2]

1. Разнородная  толпа.

1) Анонимная толпа (например, уличная);

2) Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.п.).

2. Однородная  толпа.

1) Секты (политические, религиозные  и пр.).

2) Касты (военные, духовенство,  рабочие и т.д.).

3) Классы (буржуазия, крестьянство  и т.п.).

Разнородная толпа собирается из индивидов, имеющих разные профессии, образование, интеллект и пр. Поскольку главный фактор, влияющий на характеристики толпы - раса, то существенно отличается разнородная толпа одной расы и толпа той же разновидности, но состоящая из представителей разных рас. Например, касательно политических вопросов, латинская толпа обнаруживает стремление к централизации и "цезаризму", тогда как английская или американская толпа предпочитает деятельности государства частную инициативу. Французы больше ориентированы на ценности равенства, англичане - свободы.

Анонимная толпа отличается от не анонимной чувством ответственности, совершенно отсутствующем в первом случае, и несколько развитом во втором (хотя мы помним, что ответственное отношение к делу для толпы, в целом, нехарактерно).

Однородная  толпа по степени организации подразделяется на секты и касты. Секта объединяет индивидов различных профессий, воспитания, социального положения на основе общности верований. Например, религиозных и политических верований. Каста - высшая степень организации, доступная толпе. В состав касты входят индивиды одной профессии, которая и определяет характер воспитания и общественного положения. Что касается класса, то он возникает в силу общности социального положения, образа жизни, воспитания и интересов. К классу могут относиться люди разных профессий и верований. Примеры классов: буржуазный, земледельческий.

Современные представления  на типологию толпы несколько  отличаются от взглядов Г. Лебона.[3] Об организованной толпе уже шла речь выше. Так же сложно рассматривать в качестве толпы персонифицированное собрание людей типа производственного совещания, парламентского собрания, присяжных суда (Г. Лебон относит эти образования к категории «толпа») , которые лишь в потенции могут превратиться в толпу, но изначально таковой не являются. Классы тоже трудно отнести к разряду толп — о них речь уже шла. Все-таки основной системообразующий признак толпы — ее стихийность.

Если за основу классификации  толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

Окказиональная  толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная  толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная толпа. Объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая толпа. Стихийно спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан или покушающимися на них (взятие штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов в предприятиях торговли, разгром продовольственных складов, осаждение финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется в местах крупных катастроф со значительными человеческими жертвами и т.п.).

4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы.

Если за основу классификации  взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная  толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

Информация о работе Толпа и ее типы