Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:22, реферат
Толпа - объединенная общей идеей группа людей, которая находится в состоянии эмоционального возбуждения. Она имеет мистическую способность втягивать в себя людей - каждый в толпе чувствует силу из-за их многочисленности, ощущение безнаказанности. Исчезает личность, чувства и мысли нивелируются, возникает своеобразная единая душа толпы. Толпа заставляет думать и действовать как все. Но вместе с тем, она очень легко переходит от одного состояния к другому: люди в толпе способны на любые поступки - им свойственны как буйство, энтузиазм, жестокость так и героизм, самопожертвование, хотя наедине каждый из них, четко осознавая реальность, сознательно такого бы не сделал.
Введение
1. Понятие толпы
2. Общая классификация и типы толпы
3. Основные характеристики толпы
4. Механизм формирования и состав толпы
5. Лидеры толпы и механизмы влияния
Заключение
Список литературы
Лебон трактует толпу как группу
людей, охваченных общими настроениями,
стремлениями и чувствами и выделяет следующие
характерные черты толпы:
• зараженность общей идеей;
• ощущение непобедимости собственной
силы и всемогущества;
• потеря чувства ответственности;
• нетерпимость, догматизм, склонность
к внушению;
• готовность к импульсивным действиям
и бездумного следования за лидерами,
и тому подобное.
В толпах действует закон "духовного единства", что влечет превращения индивида, попавшего в толпу, на безвольный автомат подавлены рациональными началами, на иррациональную существо, стремится к немедленной некритической реализации навеянных ей извне идей. Следствием пребывания человека в толпе есть потеря ею индивидуальности, интеллекта, умственных задатков, - то есть ее деперсонификация, обезличивания.
Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу.
Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.
Толпе присущи:
А) Импульсивность. Толпа не в состоянии сдерживать
свои влечения.
Они настолько сильны, что их не может
подавить даже инстинкт самосохранения.
Но влечения толпы и возбудители, действующие
на нее, весьма разнородны, поэтому толпе
свойственно непостоянство, изменчивость.
Внезапно она может переходить от кровожадности
к великодушию и наоборот.
Однако существует все
же и естественный регулятор желаний
массы: обыденные нужды, несколько
стабилизирующие этот кипящий котел.
Поскольку толпа не может сдерживать
свои инстинкты и численность
индивидов рождают в них
Степень импульсивности толпы, зависит от расы.
Б) Внушаемость. Толпа чаще всего находится в состоянии выжидательного внимания, что делает ее подверженной внушению. С помощью психического заражения внушенные конструкции передаются всем индивидам.
Поскольку толпа лишена критического мышления, она чрезвычайно легковерна,"невероятное для нее не существует". Самое обычное явление принимает для толпы гипертрофированный размер, поскольку она "мыслит" образами, а не понятиями.[3] Не различает толпа объективное и субъективное, часто принимая собственные образы за реальность.
Приведя ряд примеров, Лебон делает практический вывод для судопроизводства и исторической науки: "Коллективные наблюдения - самые ошибочные из всех и чаще всего представляют не что иное, как иллюзию одного индивида, распространившуюся путем заразы и вызвавшую внушение". Поэтому совершенно неправильно поступают те, кто полагает, что массовое присутствие свидетелей полностью удостоверяет некоторый факт. "Самые сомнительные события - это именно те, которые наблюдались наибольшим числом людей".
В) Максимализм. Толпа не знает оттенков, видит все преимущественно в черно-белом изображении. Подозрение сразу же приобретает качество очевидности, антипатия - ненависти. К сожалению, преувеличение чаще всего обнаруживается в отрицательных чувствах толпы, это можно связать с атавизмами первобытного человека, которые подавляются у изолированного индивида страхом наказания. Отсюда агрессивность толпы, выливающаяся в насилие.
Г) Авторитарность и консерватизм. Поскольку толпа постоянно впадает в крайности, она может либо принять идею целиком и относиться к ней как к абсолютной истине, либо полностью ее отвергнуть, т.е. толпа не анализирует, но верует, ее не свойственны сомнения. Поэтому толпа авторитарна и нетерпима, она не переносит какого-либо прекословия.
Толпа восстает только против слабой власти. Если же сила власти меняется, как это часто происходит, то толпа переходит от рабства к анархии и наоборот.
Однако, поскольку в толпе господствует бессознательное, она по природе консервативна, ведь бессознательное выражает "наследственные потребности расы". На самом деле толпа испытывает священный ужас к перемене традиций. Поэтому, техническое развитие в условиях полновластия толпы невозможно. Но анархия скоро утомляет массы, и толпа начинает инстинктивно стремиться к рабству.
Д) Нравственная спонтанность. Толпа безответственна и ветрена, поэтому если с нравственностью связывать постоянное следование соответствующим нормам, то толпу, скорее, надо назвать морально индифферентной - она способна и на высокий героизм, и на низкое злодейство. Но если последняя характеристика толпы отмечалась и до Лебона (например, Г. Тардом), то его заслугой можно считать подчеркивание способностей толпы к нравственным порывам. "Только толпа способна к проявлению величайшего бескорыстия и величайшей преданности. Как много раз толпа героически умирала за какое-нибудь верование, слова или идеи, которые она сама едва понимала". [2]
Е) Образность и алогичность "мышления".
Идеи становятся доступными толпе только в том случае, если они представлены в форме ярких образов, т.е. толпа оперирует не с идеями, но с идеями-образами, поэтому чтобы какая-нибудь сложная идея достигла толпы, ее необходима существенно видоизменить. Толпе не свойственна формальная логика, поэтому в ней могут уживаться самые противоречивые представления.
Кроме того, ей неочевидны любые доказательства, вместо них применяются ассоциации, причем зачастую ассоциации поверхностные, ассоциации разнородного. Для толпы характерна логическая ошибка "поспешного обобщения". Речи, произносимые перед толпой, совершенно нечитабельны, нелогичны, но именно такие речи и действуют на нее.
Следовательно, не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются в толпе.
Ж) Религиозность. Толпа нуждается в религии. Вот формы в которые отливаются убеждения толпы. Его характеристики следующие: обожание, боязнь, подчинение в отношении верховного существа, непоколебимая уверенность в его идеях и желание эти идеи распространять, ненависть и нетерпимость к его врагам.
Неважно, относится ли это чувство к Богу и политической идее - сами эти черты позволяют характеризовать чувства толпы как религиозные.[3]
Основным механизмом развития толпы является массовое общение, которое психологически влияет на поведение и поступки людей. Это свойство сознательно используют организаторы политических акций, массовых гуляний, зрелищ. При чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, эпидемии) массовое общение разворачивается стихийно, самопроизвольно.
Основные механизмы формирования толпы и развития его специфических качеств - цепная реакция (нарастающее взаимонаправленных эмоциональное заражение), а также слухи.
Определены
также основные этапы формирования
толпы:
- Образование ядра толпы
- Цепная реакция;
- Процесс кружения;
- Появление нового общего объекта внимания;
- Активизация индивидов через возбуждение.
Таким образом, четко определяется состав толпы.
Ядро толпы, или зачинщик, - субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать его разрушительную энергию в поставленных целях.
Участники толпы - субъекты, которые присоединились к нему вследствие идентификации своих ценностных ориентаций с направлением действий толпы. Особую опасность несут агрессивные личности, которые присоединяются к толпе исключительно из-за возникновения случаю даты разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.
В среду участников толпы попадают и те, кто ошибается - эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки. К толпе присоединяются рядовые граждане - их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное существование. Также в толпе находят себе место люди, которые склонны к внушению, которые подвергаются общем заражая настроения, они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений. Участниками толпы оказываются и просто заинтересованные, которые наблюдают со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение его участников.
Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.
Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.
Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.
В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.
Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.
Класс
вожаков подразделяется на две категории:
- люди энергичные, с сильной, но появляющейся
у них лишь на короткое время волей;
- люди, обладающие сильной и в то же время
стойкой волей (встречаются гораздо реже).
Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное. Личное обаяние отличается от искусственного или приобретенного и не зависит ни от титула, ни от власти. Оно основывается на личном превосходстве, на военной славе, на религиозном страхе, но не только на этом. В природе обаяния участвует множество различных факторов, но одним из самых главных всегда был и остается успех.
Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.
Возможности управления толпой
существенно различаются в
Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.
Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.
Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.
Эффективными средствами могут считаться следующие:
- переориентирование внимания индивидов, составляющих толпу. Как только внимание людей в толпе оказывается распределенным между несколькими объектами, сразу же образуются отдельные группы, и толпа, только что объединенная «образом врага» или готовностью к совместным действиям, тут же распадается. Подавленные влиянием толпы черты личностной структуры индивидов оживают — каждый человек в отдельности начинает регулировать свое поведение. Толпа перестает быть активной, функционирующей и постепенно рассеивается;