Управление коммуникативными процессами в государственных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:34, реферат

Описание

Коммуникативные процессы выполняют в социокультурной среде ключевую роль, так как именно в ходе коммуникативных процессов создаются разделяемые индивидами представления, символы, мнения, которые могут воплощаться в образцах поведения, ценностях, нормах. Коммуникативные процессы – это среда для передачи культурного опыта в знаках, поведении, ритуалах и т. д. Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя людьми и более.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра управления

Р Е Ф Е Р А  Т

по дисциплине «Управление коммуникативными процессами»

на тему «Управление коммуникативными процессами в государственных структурах»

 

 

Выполнил: студент 5-го курса заочной  формы обучения факультета таможенного дела, группа Т082ЗС ДС-04 И.В. Сизов

 

Проверил: ______________________________

(инициалы, фамилия преподавателя)

_______________________________________

(уч. степень, уч. звание)

 

Оценка:   

Подпись   

«    »  ____________  2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2013 
Содержание

 

Введение

Коммуникативные процессы выполняют в социокультурной  среде ключевую роль, так как именно в ходе коммуникативных процессов  создаются разделяемые индивидами представления, символы, мнения, которые  могут воплощаться в образцах поведения, ценностях, нормах. Коммуникативные процессы – это среда для передачи культурного опыта в знаках, поведении, ритуалах и т. д. Коммуникационный процесс – обмен информацией между двумя людьми и более. Цель коммуникационного процесса – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

Основным свойством  современного информационного общества является то, что информация, ее распространение  и потребление являются неотъемлемыми  компонентами развития современного общества, она лежит в основе процессов самоорганизации и организации, саморегулирования и регулирования, самоуправления и управления.

Уже не раз высказывалось  мнение о том, что управлять огромным государством можно с помощью  грамотно построенной коммуникации между властью и обществом, а  пример СССР только подтверждает эти слова. Несомненно, на современном этапе развития общественных отношений, для роста и повышения правовой грамотности заинтересованного круга лиц и всего общества в целом государственным структурам просто необходимо иметь подразделения, занимающиеся коммуникацией с обществом, или же «связями с общественностью» (PR – Public Relations, Паблик Рилейшнз). Опираясь на службы по связям с общественностью, государственная власть в более полной мере использует свои информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса.

 

1. Понятие коммуникационного процесса в государственных структурах.

Одной из главных целей  реформы государственного управления и государственной службы является принципиальное изменение характера  взаимоотношений федеральных, региональных и муниципальных органов с  населением: гражданами, специальными группами, предприятиями, фирмами. Это изменение предполагает переход от административного и силового давления к управлению на основе правовых и финансовых механизмов, принципов взаимовыгодного сотрудничества и создания условий для свободной деятельности людей.

Фактически это означает необходимость переориентации государственной  службы по следующим важнейшим критериям:

  • отношение аппарата государственной службы к гражданину как субъекту, а не как к послушному объекту управления,
  • уважение и близость аппарата к гражданам и их организациям, стремление к контактам, сотрудничеству, координации усилий, отказ (за исключением необходимых случаев) от принуждения,
  • контроль за деятельностью государственного аппарата не только со стороны вышестоящих организаций, но и «снизу» — со стороны населения.1

PR в системе государственного управления – это деятельность, характеризующаяся системным взаимодействием органов власти, частного сектора, институтов гражданского общества, многообразных социальных, профессиональных групп и слоёв, общественных объединений по поводу реализации общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с учетом волеизъявления народа или населения определенных территорий.2

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав. Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, устанавливает, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому человеку и гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов власти являются важнейшими условиями и критериями функционирования правового государства. Именно реализация права граждан на информацию обеспечивает реальное, а не только формальное участие граждан в жизни государства.

Для равноправного, партнерского сотрудничества граждан и их объединений со структурами власти, первые должны обладать реальными ресурсами власти, испытывать доверие к институтам власти, обладать желанием и умением сотрудничать в решении волнующих их проблем и вопросов с властными структурами.

Применительно к России решающим фактором становления такого типа отношений между обществом и государством является изменение природы государства, превращение его в правовое государство, в котором закон, Конституция ограничивают всевластие государства, задают строго определенные рамки его компетенции, ставят государственные структуры на службу обществу и гражданам. Такое государство не только признает права личности, объединений граждан, но и гарантирует их защиту.

Конституция, законы могут  выполняться и стать реальной силой, определяющей в равной мере поведение людей и деятельность институтов власти, только в том случае, если в их основе лежит национальное согласие об основных ценностях и путях развития страны.

Вторая характеристика государства, самым прямым и непосредственным образом определяющая характер его связи с общественностью, - это уровень демократичности.

Даже авторитарные и  тоталитарные режимы нуждаются в  легитимности, а потому занимаются налаживанием связей с общественностью. Другое дело, какого типа эти связи. Только подлинно демократические режимы нуждаются в равноправном диалоге со своими гражданами, то есть в двустороннем сбалансированном типе связей с общественностью.3

Информационно-коммуникативное  измерение системы государственного управления раскрывает его в качестве социального целого, звенья и институты которого предназначены для выработки, получения и переработки информации, способной вызывать требуемые социальные реакции со стороны разнообразных существенных субъектов, в том числе и населения в целом. Впервые в теории такой взгляд был представлен К.Дойчем в книге “Нервы управления (1965 г.). С этой точки зрения механизмы управления государством выступают как средства переработки информационных потоков, процесс принятия решения - как взаимодействие информационных подсистем, а субъекты управления предстают в качестве разнообразных носителей информации: информационных элит (дейтократии), технобюрократии, коммуникантов, реципиентов и проч. Само же государство при таком подходе превращается в субъекта информационного менеджмента, а его развитие и совершенствование управленческих функций неразрывно связывается с определенным упорядочением информации и специфической организацией социальных контактов субъектов.

При анализе информационно-коммуникативных  процессов принято различать их специфические содержательные аспекты. Так, самое информация - и ее обращение в управленческом цикле - характеризует организационно-технологические аспекты обмена сигналами и сообщениями между субъектами управления и применяемых ими средств такого взаимодействия. Отметим в связи с этим, что абсолютизация такого рода связей и компонентов порождает многообразные технократические теории к оценки деятельности государства и общества в целом, например, концепция техницистского государства Х.Шельски, идей А.Гульднера и т.д.). В то же время коммуникация представляет собой контактную форму социальной связи субъектов, которая выражает потребность последних в получении информации и возникает при ее передаче и потреблении ими. В этом смысле коммуникация раскрывается как процесс преобразования сообщений в субъективные образы и знания, их истолкования и восприятия людьми в языковом и символическом виде, как форма отношения людей к информации, включающая и другие аспекты, характеризующие собственно социальное содержание информационных связей,.

Таким образом информационно-коммуникативное  содержание государственного управления характеризует ее как сложную  социотехническую структуру, связывающую  воедино и обеспечивающую выполнение всех его основных функции: планирования организации, мотивации, контроля и др. Информационно-коммуникативные связи являют собой ту соединительную ткань, которая интегрирует в единое целое все уровни и компоненты макросоциального управления, укрепляя антиэнтропийные свойства государства придавая ему способность к самоорганизации и саморазвитию. При этом степень интенсивности информационного обмена и коммуникативных связей самым существенным образом влияют на характер деятельности и организацию государственного управления, расширение или сужение полномочий объектов, способность управленческой системы к преодолению своих критических состояний, а также и на другие его свойства и качества. Все это позволяет толковать информационно-коммуникативные связи и как важнейшую предпосылку (ресурс) функционирования системы государственного управления, и ос важнейшую функцию и одновременно - результат активности государства на информационном рынке4.

Существенны противоречия служб «паблик рилейшнз» в  органах власти и управления, где  под «связями с общественностью» подчас понимается пропаганда успехов администрации, где сама программа деятельности строится, исходя из личных пристрастий и предложений главы администрации. Таким образом, можно зафиксировать, что особенности работы служб «паблик рилейшнз» в органах власти и в политических структурах выявляются в характеристике субъекта и средств деятельности, в специфике эффектов, достигаемых в результате этой деятельности. Наконец, несколько важнейших предпосылок своеобразия «паблик рилейшнз», связанных с двуединой направленностью связей с общественностью: они равно активно действуют в сфере внутрикорпоративных отношений («фирменный менеджмент»), так и в сфере межкорпоративных отношений.

Здесь кроется разгадка многих отличительных черт «паблик  рилейшнз» в органах государственного управления: будучи чиновником, работник службы действует под одномоментным влиянием разных факторов. С одной стороны, как государственный служащий, он следует предписаниям, вытекающим из закона о государственной службе и нормативов своего учреждения. А, с другой стороны, он выступает представителем профессии, которая предполагает небанальные, подчас неожиданные приемы и формы общения, своеобразные, часто основанные на интуитивных решениях, действия. Добиться сбалансированного соотношения этих векторов поведения бывает очень непросто.

Специфика «связей с  общественностью» в органах государственного управления и в политике предопределяется также типом системного включения  «паблик рилейшнз» в экономическую, политическую, правовую деятельность. Совершенно очевидно, что работники служб по связям с общественностью модифицируют привычные, традиционные технологии в зависимости о того, кто в данный момент является их партнером: финансовая корпорация или политическая партия, профессиональный союз или конфессиональное объединение, молодежная ассоциация или союз ветеранов.

С другой стороны, системность  включения обеспечивается устойчивостью, последовательностью, непрерывностью контактов, адекватностью избранных  технологий, способностью реализовать принцип «гибкой технологии», обеспечить переналадку всего механизма связей с общественностью в процессе социально-экономических и политических изменений.

Демократические преобразования в обществе, изменение политической системы, реформирование государственной службы ставят властные структуры России перед дилеммой: либо они преобразуются под велением времени, либо отторгаются обществом. Отчуждаются от людей и потому оказываются неспособными решать чисто управленческие задачи. Потребность в контакте с гражданами, общественными организациями, средствами массовой информации столь велика, что службы «паблик рилейшнз» в наши дни становятся органичным элементом всей системы государственного управления, политической структуры общества5.

2. Задачи и функции PR-службы в государственных органах

Обозначим некоторые  основные задачи, которые необходимо выполнять для эффективной деятельности информационных и PR-служб органов  государственной власти.

Информационная политика органов государственной власти должна быть основана на реальных программах или проектах, встроенных в продуманную стратегию. Более того, необходима жесткая привязка информационных и PR-кампаний к государственной политике в данном направлении. В связи с этим неизбежно встает проблема ясного понимания специалистами PR-служб этих компаний государственных интересов. Информационную политику необходимо рассматривать как «систему идей, установок, целей, методов средств, с помощью которых государство осуществляет регулирование отношений между гражданским обществом и информационной системой государства»6.

Информационная политика должна основываться на четкой программе  органов государственной, что поможет  в дальнейшем при формировании ясных  целей и задач.

Не менее важной задачей  информационных и PR-служб является мониторинг и концентрация информационных потоков, а также тщательный внутриведомственный/межведомственный контроль за полнотой и достоверностью сообщаемой СМИ информации. Основным же является создание специальных инструментов влияния на информационные потоки, способных выполнять задачи целенаправленного воздействия на общественное мнение. Такими инструментами могут быть, например, тематические отраслевые полосы в ведущих периодических печатных СМИ, проведение тематических PR-акций и кампаний, основными целями которых является:

Информация о работе Управление коммуникативными процессами в государственных структурах