Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:11, реферат
В настоящее время народное образование не может быть усо-вершенствовано без принципиального переосмысления роли учи¬теля в учебно-воспитательном процессе. Учитель сегодня должен научиться управлять деятельностью, как всего коллектива уча¬щихся, так и каждого отдельного ученика. Это невозможно в рам¬ках традиционных представлений о педагогическом процессе, ко¬торый зачастую олицетворяет модель заочного обучения.
Как мы сегодня учим? Рассмотрим этот процесс подробнее, чтобы выявить нереализованные в нем резервы и возможности.
Динамическая пара, возникшая в рамках АСО как средство адаптации обучающихся в условиях постоянной смены партнеров, является аналогом диалогических сочетаний в методике А. Г. Ривина. В. К. Дьяченко, исследовав особенности функционирования пары сменного состава, пришел к новому пониманию ее особенностей и обосновал преимущества коллективного способа обучения, который основан на использовании парной работы.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получили микрогруппы в 4 человека. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт.
Каждая четверка работает по заданию, написанному на доске или на плакате. Учитель дает 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Могут быть группы и с большим количеством участников коллективной работы, только число их должно быть обязательно четным. В отдельных случаях четность достигается тем, что учитель включается в работу одной из групп. Могут быть сформированы группы с разным количеством участников.
Динамическая пара дает возможность каждому участнику общения менять партнеров так, чтобы поработать с каждым. При подготовке материалов для взаимообучения в динамической паре необходимо учитывать, что материал будет прорабатываться каждым учеником в различной последовательности." Работа по таким материалам должна обязательно завершаться совместной работой группы по обобщению и систематизации изученного. При подготовке материалов для взаимоконтроля учитель должен предусмотреть предварительное обобщенное восприятие учащимися всего материала з системе. Тогда проверка усвоения его в разной последовательности не представит трудности для учащихся. Материал сам выстраивается в логической последовательности благодаря предваряющему обобщению. Высокая активность и эффективность работы при переходе от статической пары к динамической сохраняется, В каждый момент половина учащихся говорят, а остальные целенаправленно слушают. Но динамическая пара имеет дополнительные преимущества. Она становится школой повышения уровня адаптации учащихся друг к другу в условиях постоянной смены партнеров, школой свободного общения каждого с каждым.
Подготовка материалов для работы в динамической паре может быть поручена самим учащимся, что значительно облегчит работу учителя. Например, каждый ученик выполняет свое, предложенное ему учителем задание. Результат выполнения фиксируется письменно. Учитель проверяет задание у каждого ученика. Имея на руках проверенное учителем задание, каждый ученик может в течение нескольких уроков выполнить это задание устно совместно с каждым учеником класса, работая в большой динамической паре. В работе участвует весь класс. Если в классе 40 человек, то каждый выполнит 1 задание письменно и 39 устно и поможет 39 учащимся выполнить устно свое задание. Работа в динамической паре наиболее эффективна, когда в ней осуществляется функция контроля, так как последовательность опроса с его вариативностью воспринимается каждым участником как естественное общение. Если моя задача, с одной стороны, опросить всех, а с другой стороны, ответить каждому, то я не испытываю никаких сомнений, что так и нужно работать. В' случае же, если работа динамической пары осуществляется в функции обучения, то возникают некоторые сомнения, стоит ли одно и то же объяснять отдельно каждому. Выслушать каждого с его объяснениями - это разумно, а объяснить можно ведь и всем сразу. Придется убедить учащихся в целесообразности объяснения каждому партнеру отдельно. Дополнительным преимуществом при использовании динамической пары в обучающей функции является то, что каждый ученик обучает каждого партнера по-разному, овладевая умением включать механизм адаптации.
Ученики, закончившие работу, вынуждены ждать, пока работа в следующей паре будет завершена и их новые партнеры освободятся. Возможны некоторые простои, некоторые нарушения порядка и дисциплины, особенно у младших школьников. Для упорядочивания этой очень полезной для учащихся работы целесообразно использовать работу в четверках как наиболее благоприятную для школы. Каждая группа изучает совместно 4 текста. В каждую четверку можно дать одни и те же 4 текста из учебника. В этом случае исключается необходимость поиска партнеров. Работа ведется в режиме динамической пары. Каждый работает с каждым по определенному алгоритму. Вначале работают, как всегда, сидящие рядом за партой, затем—разворот к партнерам, сидящим за соседней партой. При третьей смене партнеров завершается цикл работы каждого с каждым.
При смене партнеров в четверке учащимся следует пересаживаться так, чтобы удобно было читать совместно текст и записывать в чужую тетрадь озаглавленное. Чем старше класс, тем большее число участников динамической пары работают коллективно, но не более 12, исходя из реальных возможностей смены партнеров. При работе в динамической паре оценки не выставляются, но возрастает ответственность каждого за всех. Каждый должен спросить своих партнеров, осмысливая как и что спросить, что дополнить, как помочь. Условия для такой работы очень благоприятные. Общение идет один на один, полностью снимаются стрессовые состояния, страх допустить ошибку. Контроль в динамической паре постепенно сливается с обучением. Опрашивающий ученик выступает уже не в качестве строгого контролера, а в качестве помогающего, консультирующего и советующего. Затем роли меняются. Периодически меняется и состав четверок.
Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, в вариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов. В вариационной паре обрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельна.
Например, каждый готовит карточку с вопросами, задачами, примерами. На обороте карточки даны ответы на вопросы, решения задач и примеров. После проверки карточек учителем, который подходит к каждому ученику, учащиеся усаживаются в четверке так, чтобы каждый из них мог варьировать режим работы, т. е. работать то с левым, то с правым соседом. Работа ведется в три такта. Первый такт—работа с рядом сидящим. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке. Партнеры задают друг другу вопросы, сличают ответы с записью на обороте карточки. Задачи и примеры решаются устно. Проверяющий следит за ходом решения по записи на обороте карточки. После взаимопроверки к взаимообучения партнеры меняются карточками. Поворот к новому партнеру. Начинается второй такт—работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов на вопросы или ход решения задач и примеров. Так что каждый проверяющий вполне компетентен, может и проверить, и обучить. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру. Третий такт—работа с прежним партнером, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка.
В любых микрогруппах с четным числом участников можно организовать работу в вариационной паре. Каждый, например, готовит свой текст и пишет к нему план на отдельной карточке. Группа усаживается в кружок. Каждый будет работать то с левым, то с правым соседом. После рассказа друг другу содержания прочитанного по плану, имеющемуся на карточке, происходит обмен карточками и текстами. Поворот к новому соседу - пауза для подготовки к пересказу с использованием чужого плана. Наличие текста позволяет уточнить некоторые детали, не воспринятые на слух. Подготовка заканчивается по сигналу учителя. Партнеры рассказывают друг другу прочитанное, обмениваются карточками и текстами. Снова поворот к прежнему партнеру - снова пауза для подготовки к рассказу. Так продолжается до тех пор, пока к ученику не вернется его карточка и текст. Сколько участников при работе в вариационной паре—столько текстов будет проработано, прослушано, рассказано. И каждый раз ученик узнаёт что-то новое, рассказывает то, что узнал, товарищу, учится уточнению по тексту после восприятия на слух, пересказу не только по своему плану, но и по плану, предложенному товарищем. При слушании речи товарища и говорящий, и слушающий могут пользоваться планом, который позволяет им опереться на логическую схему высказывания.
Вот еще один пример работы в вариационной паре. Учащиеся готовят доклады на различные темы, используя дополнительные источники. После проверки докладов учителем каждый ученик решает самостоятельно вопрос о том, какой вариант опоры будет им использован для выступления. Это может быть и полный текст доклада, и тезисы, и план, и опорная схема. На каждом уроке проводится работа в вариационной паре—краткий рассказ своего доклада, выслушивание чужого, смена партнеров (то левый, то правый), обмен текстами докладов и карточками с опорами. Тот, кто выслушал краткое сообщение, получает возможность познакомиться с полным текстом доклада и подготовиться к краткому изложению его содержания, пользуясь опорой. Содержание доклада излагается новому партнеру, а он излагает содержание полученного им «чужого» доклада. И вот снова обмен докладами, поворот к прежнему партнеру... И так до тех пор, пока не вернется свой доклад. Практически в течение нескольких уроков идет
интенсивное семинарское занятие. Каждый кратко выступает по всем докладом, прочитывает все доклады. Такая активная работа повышает не только общую информированность учащихся по предмету, но и способствует активному овладению этой информацией. Предварительное прослушивание краткого содержания доклада помогает более тщательно изучить материал, вычитать в нем новое, не услышанное при кратком ком изложении.
Обычно на семинарах идет лишь прослушивание выступлений всех докладчиков. Вариационная пара помогает организовать семинарское занятие так, что каждый учащийся прорабатывает все доклады в процессе слушания, чтения, краткого изложения с использованием опоры.
Новые организационные формы целесообразно осваивать постепенно. Если в каком-то классе не получается - отступить на время. Провести заново подготовку, уменьшить дозы материалов, обратить внимание на овладение технологией устной самостоятельной работы в различных парах. Терпеливо начать со статической пары. Пусть зададут друг другу по одному вопросу. Потом добавить еще два вопроса и попробовать перейти к работе в динамической паре: каждый спрашивает каждого по своему вопросу, каждый отвечает каждому на их вопросы. Чтобы освоить механизм работы в вариационной паре, необходимо подготовить карточки с вопросами и ответами на них на обороте карточек. Можно попросить подготовить такие карточки учащихся, а учителю останется только проверить, сделав обход по рядам.
Затем определяется схема передачи карточек, кто кому передает, кто с кем работает от такта к такту. Каждому ученику необходимо показать технологию работы с карточками: как задавать вопрос, как проверять ответ, пользуясь перевернутой карточкой. Отвечающий должен знать, что он может в случае затруднений сделать запрос о помощи, может сопоставить свой ответ с вариантом ответа на карточке товарища, вместе с товарищем проанализировать расхождения в ответах. Роли все время меняются: каждый из партнеров то «учитель», терпеливо обучающий товарища, то «ученик», активно работающий с помощью товарища. Смена партнеров, обмен материалами оживляют деятельность учащихся, снимают боязнь допустить ошибку. Работа идет без оценок. Ученик получает удовольствие от самого процесса учения.
Следует повесить в классе плакат или каждый раз рисовать на доске схемы работы в различных парах.
Работа в динамической и вариационной парах демократична по своей сути. Каждый оказывается в равных условиях. Каждый становится достаточно компетентным по своей части задания, может успешно обучать каждого, контролировать независимо от уровня общей подготовленности.
Коллективное обучение не следует подменять работой в малых группах, где проверяющим назначается сильный ученик, командир, ассистент. Лидерство порождает неравноправие. В этом случае, даже если ассистенты все время меняются, каждый из них проходит через искушение субъективного оценивания. В условиях четверки усиление контроля достигается через совместный контроль. Трое проверяют одного, каждый из них независимо ставит ему оценку, а затем оценка обсуждается. В обсуждении принимает участие и отвечающий. Совместная оценка готовит к взаимооценке при работе в статической паре.
Одной из перспективных форм работы в малых группах является проведение творческих дискуссий. Каждый может участвовать в обсуждении, высказывать свое мнение, отношение, критиковать выступление товарища. Руководит этой дискуссией один из равноправных ее участников.
По мере овладения техникой управления всей самостоятельной работой учащихся, все большая часть заданий будет передаваться для работы в динамической и вариационной парах. Статические пары тоже станут все более подвижными за счет регулярной смены партнеров по желанию учащихся. Коллективное обучение в динамической и вариационной парах заметно улучшает отношения между учащимися, что и создает дополнительные условия для такой смены. Ведущим становится желание оказать помощь нуждающемуся товарищу. Это становится неотъемлемым качеством каждого члена учебного коллектива. Ученик сам решает, с кем из товарищей он будет работать на том или ином конкретном уроке. Возможно, на следующем уроке у него возникнут необходимость обратиться за помощью или помочь другому товарищу. Регулирование смены партнеров постепенно заменяется полной свободой. По желанию можно продолжить работу с одним и
тем же партнером или сменить партнера, договорившись с новым. Каждый член учебного коллектива трудится совместно со всеми над выполнением единой задачи, внося свой посильный вклад в поднятие уровня обученности и развития каждого члена коллектива.
Роль учителя не сводится только к подготовке заданий и организации коллективной и индивидуальной обособленной работы. Главное - расширить поле коллективной работы, включиться в нее, стать полноправным членом ученического коллектива. Как и все учащиеся, учитель меняет партнеров, консультирует, оказывает помощь всем, нуждающимся в ней, используя свой более высокий уровень компетентности.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ
Независимо от того, каким образом осуществляется управление самостоятельной работой учащихся на уроке и дома (дискретно или непрерывно), учитель должен овладеть приемами индивидуальной работы с учащимися на уроке. АСО предоставляет учителю возможность работать индивидуально с каждым учащимся на фоне самостоятельно работающего класса. Как мы уже говорили выше, учитель становится полноправным и равноправным членом учебного коллектива и может выполнять все функции, выполняемые учениками во время самостоятельной работы на уроке. Но учитель должен четко помнить о том уровне компетентности, которым он обладает по данному предмету. Не только во время объяснения нового, во время показа, демонстрации, но и во время индивидуальной работы. Основной задачей в АСО и при индивидуальной работе остается обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности.