Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 22:58, реферат
Целью изучения курса алгебры и начал анализа в 10-11 классах является систематическое изучение функций, раскрытие прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций.
Выбрав тему реферата «Исследование функции с помощью производной» я поставил следующие задачи:
- систематизировать свои знания о функции, как важнейшей математической модели;
- усовершенствовать свое умение в применении дифференциального исчисления для исследования элементарных функций.
Введение. 3
Глава I. Развитие понятия функции. 4
Глава II. Основные свойства функции. 7
2.1. Определение функции и графика функции. Область определения и
область значений функции. Нули функции. 7
2.2. Виды функций (четные, нечетные, общего вида, периодические
функции). 8
2.3. Возрастание и убывание функций. Экстремумы. 10
Глава III. Исследование функций. 12
3.1. Общая схема исследования функций. 12
3.2. Признак возрастания и убывания функций. 12
3.3. Критические точки функции, максимумы и минимумы. 13
3.4. Наибольшие и наименьшие значения функции. 14
Глава IV. Примеры применения производной к исследованию функции. 15
Заключение. 22
-4
+
-3
-1
x=-4, y’=3*16-48+9=9>0
x=-2, y’=12-24+9=-3<0
x=0, y’=0+0+9=9>0
xmin=-1
xmax=-3
ymin=y(-1)=-1+6-9=-4
ymax=y(-3)=-27+54-27=0
y(-4)=-64+96-36=-4
Пример 12. Исследовать функцию y=x2/(x-2) и построить график
y=x2/(x-2)=x+2+4/(
Найдем асимптоты функции:
x≠ 2, x=2 – вертикальная асимптота
_x2 x-2
x2-2x x+2
_2x
2x-4
4
y=x+2 – наклонная асимптота, т.к.
lim 4/(x-2)=0
x→∞
Найдем область определения.
2)Определим вид функции.
y(-x)=(-x)2/(-x-2)=x2/(-x-2), функция общего вида.
3)Найдем точки пересечения с осями.
Oy: x=0, y=0 (0;0) – точка пересечения с осью y.
Ox: y=0,
x2/(x-2)=0
x3-2x2=0
x2(x-2)=0
x=0 или x=2 (2;0) – точка пересечения с осью х
4) Найдем производную функции:
y’=(2x(x-2)-x2)/(x-2)2=(2x2-
5) Определим критические точки:
y’=0, (x2-4x)/(x-2)2=0 <=> <=>
x2-4x=0, а (x-2)2≠ 0, т.е. х≠ 2
x(x-4)=0
x=0 или x=4
6)
Обозначим критические точки
на координатной прямой и
0 8
+ -
- +
0 2 4
x=-1, y’=(1+4)/9=5/9>0
x=1, y’=(1-4)/1=-3<0
x=3, y’=(9-12)/1=-3<0
x=5, y’=(25-20)/9=5/9>0
7) Найдем точки минимума и максимума функции:
xmin=4
xmax=0
8) Найдем экстремумы функции:
ymin=y(4)=16/2=8
ymax=y(0)=0
9) Построим график функции:
10) Дополнительные точки:
y(-3)=9/-5=-1,8
y(1)=1/-1=-1 y(6)
Пример 13. Исследовать функцию y=(6(x-1))/(x2+3) и построить график. 1) Найдем область определения функции:
D(y)=R
y(-x)=(6(-x-1))/(x2+3)=-(6(x+
Oy: x=0, y=(6(0-1))/(0+3)=-2, (0;-2) – точка пересечения с осью y.
(6(x-1))/(x2+3)=0
Ox: y=0, <=>
x2+3≠ 0
6x-6=0
6x=6
x=-1
(1;0) – точка пересечения с осью х
4) Найдем производную функции:
y’=(6(x-1)/(x2+3))
5) Определим критические точки:
y’=0, т.е. -6(x+1)(x-3)/(x2+3)2=0
-6(x+1)(x-3)=0
y’=0, если х1=-1 или х2=3 , значит х=-1 и х=3, критические точки.
6) Обозначим критические точки на координатной прямой и определим знак функции:
-3 2
-
+ -
x=-2, y’=-6(-2+1)(-2-3)/(4+3)2=-30/
x=0, y’=-6(0+1)(0-3)/(0+3)2=2>0
x=4, y’=-6(4+1)(4-3)/(16+3)2=-30/
7) Найдем точки минимума и максимума:
xmin=-1
xmax=3
8) Найдем экстремумы функции:
ymin=y(-1)=(6(-1-
ymax=y(3)=(6(3-1))
9) Построим график функции:
10) Дополнительные точки:
y(-3)=(6(-3-1))/(
y(6)=(6(6-1))/(36+
Пример 14. Исследовать функцию y=x ln x и построить ее график:
y=x ln x
D(y)=R+ (только положительные значения)
y(-x)=-x ln x - общего вида.
Oy, но х≠ 0, значит точек пересечения с осью y нет.
Ox: y=0, то есть x ln x=0
x=0 или ln x=0
0 ¢ D(y) x=e0
x=1
(1;0) – точка пересечения с осью х
y’=x’ ln x + x(ln x)’=ln x +1
y’=0, то есть ln x +1=0
ln x=-1
x=e-1
x=1/e (≈ 0,4)
y’=0 , если x=1/e , значит x=1/e – критическая точка.
-1/e
- +
1/e
x=1/(2e); y’=log(2e)-1+1=1-ln(2e)=1-ln e=-ln 2<0
x=2e; y’=ln(2e)+1=ln 2+ln e+1=ln 2+2>0
ymin=y(1/e)=1/e ln e-1=-1/e (≈ -0,4).
Заключение.
Над этой темой работали многие ученые и философы. Много лет назад произошли эти термины: функция, график, исследование функции и до сих пор они сохранились, приобретая новые черты и признаки.
Я выбрал эту тему, потому что мне было очень интересно пройти этот путь исследования функции. Мне кажется, что многим было бы интересно побольше узнать о функции, о ее свойствах и преобразованиях. Сделав этот реферат, я систематизировала свои навыки пополнила свой запас знаний об этой теме.
Я
хочу посоветовать всем глубже изучить
эту тему.
Информация о работе Исследование функции с помощью производной