Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:42, курсовая работа
Начертательная геометрия относится к числу математических наук. Это одна из ветвей геометрии, которая занимается вопросами исследования геометрических основ построения изображений предметов на плоскости, вопросами решения пространственных геометрических задач при помощи изображений. Для неё характерна та общность методов, которая свойственна каждой математической науке. Методы начертательной геометрии находят самое широкое применение в объектах изучения самой различной природы: в механике, архитектуре и строительстве, химии, геодезии, геологии, кристаллографии и т.д. Но наибольшее значение и применение методы начертательной геометрии нашли в различных областях техники при составлении различного вида технических чертежей: машиностроительных, строительных, различного рода карт и т.д.
Введение_________________________________________________________3
Почему начертательную геометрию назвали начертательной?_____________4
Метод проекций___________________________________________________7
Проецирование точки, прямой, плоскости и основные теоремы__________17
Способы преобразования чертежа___________________________________22
Общие правила решения позиционных задач__________________________27
Заключение______________________________________________________33
Список литературы________________________________________________35
Плоскости,
как и прямые, могут занимать
по отношению к
плоскостям
проекций частное положение.
Следы…Новое, необычное
своим житейским звучанием
логии, но чрезвычайно полезное для нас понятие. Следы прямой, следы плоскости, следы поверхностей, которые оставляют эти геометрические фигуры на своей геометрической «земле» - плоскостях проекций. И так же, как трость оставляет на земле следы – точки, как плоское лезвие ножа оставляет прямую зарубру, как цилиндрическое ведро даёт на сыром песке след – окружность, так и их абстракции – геометрические фигуры имеют следы в виде фигур, местность которх на еденицу меньше мерности самих фигур (след одномерной прямой – нуль-мерная точка; след двумерной поверхности – одномерная линия 0. И так же, как охотник умеет различать по следам на белой глади заснеженного поля, какой зверь пробежал ночной порой, так и мы теперь безошибочно различим по следам, какая фигура их оставила и как она была расположена в пространстве.
Часто
ли можно встретить на чертеже
изображение одинокой точки,
Точки,
прямые и плоскости, которыми
плостно заселён
Параллельность и перпендикулярность… Это один из первых геометрических понятий, прочно усвоенных ещё с детства из окружающей жизни, из нашего бытия. Параллельны стороны листа на котором мы начинали рисовать; стороны стола, на котором лежал рисунок. Ножки этого стола перпендикулярны к его поверхности, а стены комнаты, в которой он стоял, - к его полу. Затем, подрастая, мы переносили эти понятия в иные области нашей жизни: в школе мы учились в параллельных классах и проводили параллели между судьбами; на работе по параллельным телефонам будем решать параллельно ряд вопросов и т. д.
И наоборот,
впитав с детства такие
Теоремы
геометрии закрепляют эти
Теорема 1. Если точка принадлежит прямой, то проекции точки принадлежат соответствующим проекциям прямой.
Теорема 2. Если прямая принадлежит плоскости, то проекции следов прямой принадлежат соответствующим проекциям следов плоскости.
Теорема 3. Если точка принадлежит плоскости, то проекции точки лежат на соответствующих проекциях прямой, принадлежащей плоскости.
Теорема 4. Если прямые пересекаются в некоторой точке, то их проекции пересекаются в соответствующих проекциях этой точки.
Теорема 5. Если прямые параллельны, то параллельны их соответствующие проекции.
Теорема 6. Если плоскости параллельны, то параллельны соответствующие проекции их следов.
Теорема 7. Если одна из взаимно перпендикулярных прямых параллельна какой-либо плоскости проекций (а другая к ней не перпендикулярна), то проекции прямых на эту плоскость проекций взаимно перпендикулярны.
Теорема 8. Если прямая перпендикулярна к плоскости, то горизонтальная проекция прямой перпендикулярна горизонтальному следу, а фронтальная проекция – фронтальному следу.
Теорема 9. Если величина отрезка АВ = d, то в проекции на π1 ׀ А’B’׀ = dcosφ1, а в проекции на π2 ׀ А”B”׀ = dcosφ2, где φ1 и φ2 – углы наклона отрезка АВ соответственно к плоскостям
Рис. 19
Теорема 10. Если точка принадлежит отрезку, то проекции точки делят соответствующие проекции отрезка в том же соотношении, что и точка делит отрезок.
Завершая
эту главу, я хотела бы ещё
раз подчеркнуть важность
Способы преобразования чертежа.
Г. Петард
Неужели так просто поймать льва в пустыне? Да, оказывается, всё дело в том, чтобы поместить его в удобное относительно пустыни и охотника положение.
А вот,
чтобы увидеть корабль с
Если обратиться к геометрическому миру, то можно вспомнить, что нам уже встречалось понятие удобного расположения геометрических фигур относительно плоскостей проекций. Удобно, если прямая или плоскость параллельны какой-либо плоскости проекций. Тогда легко определить истинные величины углов и расстояний. Удобно, если прямая или плоскость перпендикулярны какой-либо плоскости проекций. Тогда легко определить проекции фигур их пересечения.
А если
заданные фигуры занимают
Предположим, требуется, чтобы отрезок был спроецирован в точку. Можно предложить такой путь: не трогая объект и оставив неподвижными плоскости проекций, изменить лишь направление проецирования, и цель будет достигнута – прямая спроецируется в точку. Казалось бы, самый простой путь. Но при этом нарушиться важное условие данного метода, условие ортогональности проецирования. Поэтому такой способ, называемый косоугольным проецированием, оставим пока вне поля нашего зрения.
Можно
переместить сам отрезок
А можно,
оставив отрезок неподвижным,
поставить новый «экран»,
Построение новых дополнительных проекций называется преобразованием чертежа. Цель способов преобразования чертежа состоит в том, чтобы привести плоскости проекций и проецируемые фигуры в такое взаимное расположение, при котором последние займут частное положение.
Однако
эти преобразования мы будем
производить только на чертеже,
А теперь
расскажем подробнее о каждом
из названных основных
Сначала
– о способе изменения
Сущность способа. Плоскости проекций неподвижны. При вращении плоской фигуры вокруг некоторой оси (ось вращения), каждая точка вращаемой фигуры перемещается в плоскости вращения перпендикулярной оси. Точка вращения по окружности, центр которой расположен в точке пересечения оси вращения с плоскостью вращения. Радиус окружности равен расстоянию от вращаемой точки до центра. Плоскость совмещения, с которой совмещается вращаемая фигура, выбирается в зависимости от цели, поставленной задачи.
Рассмотрим один из рациональных и распространённых способов – способ вращения вокруг горизонтали. Этот способ рассмотрим на трёх примерах решения задач ( о вращении точки, отрезка прямой и плоскости). Постановка задачи одинакова для всех трёх случаев: вращением вокруг оси h совместить заданную геометрическую фигуру с горизонтальной плоскостью β.
Задача 1. Току А повернуть вокруг горизонтали h до совмещения её с плоскостью β׀׀π1 (рис.20).
План решения задачи сводится к следующему:
Рис.20
Поскольку точка А должна быть совмещена с плоскостью β׀׀π1, то отрезок АО в новом, повёрнутом положении А1О будет параллелен плоскости π1, и, следовательно, на эту плоскость он проецируется без искажения. Поэтому на h0α отложим отрезок А’1O’ = R. Вторая проекция А”1 лежит на фронтальном следе f0β плоскости совмещения β.
Задача 2. Отрезок АВ вращением вокруг горизонтали повернуть в положение, параллельное плоскости π1 (рис.21).
Для упрощения решения задачи ось вращения (горизонталь) проводим через один из концов отрезка, например через точку В. Так как точка В принадлежит оси вращения, то для неё этот поворот будет тождественным преобразованием и В1≡В. Поэтому, чтобы повернуть отрезок АВ, достаточно повернуть вокруг оси h только одну точку А, т. е. задача сводиться к предыдущей.
Рис.21
Рис.22
Задача 3. Плоскость α повернуть вокруг горизонтали до положения, параллельного плоскости π1 (рис.22). Если две точки В и D плоскости принадлежат оси вращения, то после поворота они не изменят своего положения. Поэтому, чтобы повернуть плоскость, достаточно осуществить поворот только одной точки А, т. е. и в этом случае решение может быть сведено к задаче 1.
В чём
смысл выбора плоскости
Затем,
что указанный способ вращения
целесообразно применять для
фигур, лежащих в одной
Рассмотрим
способ введения
Сущность способа. Заданные геометрические фигуры неподвижны. Взамен одной из основных плоскостей проекций вводится новая дополнительная плоскость, перпендикулярная ко второй основной. Для получения новой дополнительной проекции геометрическая фигура ортогонально проецируется на введённую плоскость.
При замене фронтальной плоскости проекций на новую дополнительную на чертеже выбирается положение навой оси. Затем из горизонтальной проекции точки проводиться линия связи перпендикулярно к новой оси. Для нахождения новой дополнительной проекции на новой линии связи от новой оси откладывается отрезок, равный z – координате точки.
При замене горизонтальной плоскости проекций план построения аналогичен. Нужно только всюду заменить слово «фронтальный» на «горизонтальный» (и наоборот), а координаты z – на y.