Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:54, контрольная работа
1. История письменной нумерации, история развития числа, история возникновения величин, история математики.
2. Роль дидактических игр в развитии математических представлений у дошкольников.
вопрос.
1.Введение.
«Математика – царица наук,
арифметика – царица математики».
К.Ф. Гаусс
Развитие математики началось с создания
практического счёта измерения линий, поверхностей и объёмов.
Понятие о натуральных числах формировало
Научные достижения индийской математики широки
и многообразны. Они изобрели привычную
нам десятичную позиционную систему записи чисел, предложили символы
для 10 цифр (которые, с некоторыми изменениями,
используются повсеместно в наши дни),
заложили основы десятичной арифметики.
Возникновение математики и развитие ее как науки
Вопрос о возникновении математики с давних времен интересовал многих ученых и педагогов-практиков. Действительно, интересно знать, как возникли первые математические понятия, как они развивались, пополнялись и постепенно формировались в отдельную науку. Особенно это важно для дошкольной педагогики и методики формирования элементарных математических представлений, которые изучают особенности начального ознакомления ребенка с числом и счетом.
Счет и вычисление вошли
в наш быт так, что мы не можем
себе представить взрослого
На основании изучения культуры и языков народов, анализа археологических раскопок, изучения жизни и быта народов, особенно с низким уровнем общественного развития, а также наблюдения за усвоением математических знаний детьми дошкольного возраста ученые выдвигают ряд гипотез о том, как сравнивались множества в дочисловой период, как формировались первые представления и понятия о числе и натуральном ряде чисел, как в процессе развития человеческого общества складывались системы счисления и письменная нумерация. Установлено, что математика возникла из потребностей людей и развивалась в процессе их практической деятельности.
Бурное развитие математики
тесно связано с тем, что сначала
практика, а потом и теория выдвигали
перед ней все новые и новые
задачи. Для решения практических
или теоретических задач
Придерживаясь схемы, предложенной академиком А.М. Колмогоровым, всю историю развития математики можно разделить на три основные этапа.
Первый этап - самый продолжительный. Он охватывает тысячелетия - от начала человеческого общества до XVII в. В этот период формировались и разрабатывались понятия действительного числа, величины, геометрической фигуры. Позже были освоены действия с натуральными числами, дробями, разработаны возможности и способы измерения длины, угла, площади, объема. Большим достижением в этот период стало открытие существования иррационального числа типа 1/2 (иррациональные числа записываются в виде бесконечной периодической дроби).
Характерным для первого периода является то, что математика была призвана удовлетворять непосредственные потребности, которые возникали в хозяйственной и военной деятельности человека: простой счет голов скота, разнообразный раздел урожая, сравнение длин разных отрезков, планирование земельных участков, измерение их площадей, вычисление объема, а позже всякие денежные расчеты и др. Математика была тесно связана с астрономией, физикой, механикой.
Известно, что в Вавилоне и Египте (2 тыс. лет до н.э.) решали математические задачи арифметического, алгебраического и геометрического содержания. При этом нередко обращались к определенным правилам, таблицам. Но теорий, из которых выводились бы эти правила, чаще всего не существовало. Поэтому не удивительно, что среди этих правил были и такие, которые давали в некоторых случаях правильные результаты, а в других - ошибочные. Следует также подчеркнуть, что накопление математических знаний в Египте имело эмпирический характер.
Становление математики как науки началось в Древней Греции, где появились значительные достижения в области геометрии. Именно в Греции начиная с XII в. до н.э. разрабатывается математическая теория. Из науки практической математика превращается в логическую, дедуктивную,
Знаменательным событием в истории развития математики было появление, меньше чем за 300 лет до н.э., классического произведения Эвклида «Начало», где систематически изложена геометрия приблизительно в том объеме, в котором она теперь изучается в средней школе. Кроме того, в нем есть данные о делении чисел и решении квадратных уравнений. В III в. до н.э. Агголоний написал книгу о свойствах некоторых чудесных кривых - эллипса, гиперболы и параболы.
Однако в эпоху
Одновременно с греческой, и в основном независимо от нее, развивалась математическая наука в Индии, где не было характерного для греческой математики отрыва теории от практики, логики от опыта. И хотя индийская математика не достигла уровня развития математики греков, она создала немало ценного, что вошло в мировую науку и сохранилось до нашего времени, например десятичная система счисления, решение уравнений 1-й и 2-й степени, введение синуса и т.д.
Преемниками как греческой, так и индийской математической науки стали народы, которые были объединены в VIII в. арабским халифатом. Среди них необычайно важную роль в истории культуры сыграли народы Средней Азии и Закавказья - узбеки, таджики, азербайджанцы. Научные работы тогда писались на арабском языке, который был международным языком стран Ближнего и Среднего Востока, Начиная с VIII в. на арабский язык переводятся произведения индийских и греческих математиков, благодаря чему с ними смогли познакомиться европейцы. Период с XII по XV в. характеризуется началом овладения учеными Европы древней математической наукой. Этого требовали торговые операции большого масштаба. На латинский язык начали переводить научные произведения и первые книги по математике, написанные в Азии.
В конце XV ст. введение книгопечатания ускорило развитие математики как науки в целом. В XVI в. было сделано несколько выдающихся математических открытий: найдено решение уравнений 3-й и 4-й степени в радикалах, установлены методы приближенных вычислений, достигнуты большие успехи в создании алгебраической символики.
На основании археологических данных, изучения летописей можно сделать вывод, что общий уровень математических знаний на Руси в XII-XVI вв. был не ниже, чем в Западной Европе того времени, несмотря на татаро-монгольское нашествие, тормозившее развитие культуры.
Второй этап развития математики по продолжительности намного короче, чем первый. Он охватывает XVI - начало XIX в. С XVI в. начинается расцвет математики в Европе. В это время зарождаются новые математические теории, которые принадлежат к области высшей математики. Основу высшей математики составляют аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисления. Их возникновение связано с именами великих ученых XVII в. Декарта, Ферма, Ньютона, Лейбница. Появилась возможность с помощью математических методов изучать движение, процессы изменения величин и геометрических фигур. Огромное значение имело введение системы координат, измерение величин и понятие «функция».
Выдающимся открытием
философии этого периода
Следует отметить, что на первом этапе математика несовершенно отображала количественные отношения и пространственные формы действительности. Во втором этапе развития математики основным объектом изучения стали зависимости между изменяющимися величинами.
Особенно бурно на этом этапе развивалась математика в России. В XVI в. появилось много рукописей математического содержания, посвященных арифметике и геометрии. Именно тогда вышла книга по элементарной математике Л.Ф. Маг-ницкого «Арифметика» (1703 г.). По этой книге обучался математике М.В. Ломоносов.
Л.Ф. Магницкий был достаточно образованным человеком своего времени. Он закончил Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил разностороннее образование. Зная много европейских языков, Л.Ф. Магницкий ознакомился с методической литературой разных стран, в том числе и по математике. Свои знания он изложил в книге, которая стала первым российским учебником по арифметике. По своему характеру учебник не был по-настоящему академическим. Часто мысли излагались в стихотворной форме, текст сопровождался символическими рисунками. Однако это было более менее систематизированное изложение начальной математики. Кроме того, в учебнике был помещен материал по алгебре, геометрии и тригонометрии.
Долгое время единственным высшим учебным заведением Восточной Европы была Киево-Могилянская академия. Она играла важную роль в развитии науки, культурного и литературного процесса на Украине XVII-XVIII вв., входившей тогда в состав России. В этот период весьма плодотворными были научные связи Киево-Могилянской академии с образовательными учреждениями Кракова, Магдебурга, Константинополя и др. С конца XVIII в. академия постепенно теряет роль культурно-образовательного центра и в 1817 году закрывается. Ее функции приняли Киевская духовная академия (1819 г.) и Киевский университет (1834 г.).
В 1724 году была создана Петербургская академия наук, где с 1727 года работал великий математик Л. Эйлер, опубликовавший большую часть своих трудов (473) в изданиях Академии.
В 1755 году благодаря заботам
выдающегося российского
Третий этап развития математики - с XIX в. до наших дней. Он характеризуется интенсивным развитием классической высшей математики. Математика стала наукой о количественных и пространственных формах действительного мира в их взаимосвязи. Она переросла предыдущие рамки, ограничивавшие ее изучением чисел, величин, процессов изменения геометрических фигур и их превращений, и стала наукой о более общих количественных отношениях, для которых числа и величины являются лишь отдельными случаями.
Большой вклад в развитие
математики внесли российские ученые
(М.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, А.М. Колмогоров
и др.). Современная математика достигла
очень высокого уровня развития. Теперь
насчитывается несколько
Во второй половине XX в. возникли математическая экономика, математическая биология и лингвистика, математическая логика, теория информации и др.
Современное развитие общества,
экономики и культуры предусматривает
высокий уровень обработки
Информация о работе Контрольная работа по "Истории математики"