Логические задачи в младшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:41, реферат

Описание

Данная работа состоит из двух глав. В первой рассматриваются теоретические аспекты использования логических задач на уроках математики в начальной школе, во второй – практико-методологические аспекты такого использования. В приложениях к работе приведены условия конкретных логических задач, взятых из различных источников.

Работа состоит из  1 файл

логические задачи в младшей школе.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

     - Значит, внутри красного круга, но вне синего круга лежат все красные нетреугольные фигуры.

     При работе с детьми первого класса, особенно по программе 1-4, наряду с логическими  задачами можно ставить и задачи подсчета фигур.

     Сколько фигур лежит:

     - внутри обоих кругов;

     - внутри синего, но  вне красного круга;

     - внутри красного, но вне синего  круга;

     - вне обоих кругов?

     Можно усложнить вопрос, добавив к подсчету фигур их признак:

     Сколько зеленых фигур  лежит вне обоих  кругов?

     Далее приводится несколько задач без  разбора их решений и вариантов диалога с учениками. Перед каждой задачей определяется набор геометрических фигур, букв или чисел, с которыми предстоит работать.

     1. В красный круг положите все квадратные фигуры, а в синий круг положите все зеленые фигуры.

     2. В красный круг положите все желтые фигуры, а в синий круг положите все зеленые фигуры.

     3. В красный круг положите все маленькие фигуры, а в синий круг положите все круглые фигуры.

     4. В красный круг положите все круглые фигуры, а в синий круг положите все квадратные фигуры.

     В этой задаче область пересечения  обоих кругов также остается пустой, так как нет фигур одновременно круглых и квадратных.

     5. В красный круг положите все большие фигуры, а в синий круг положите все прямоугольные фигуры.

     6. В красный круг положите все числа, делящиеся на 3, а в синий круг положите все четные числа.

     7. В красный круг положите все числа больше 5, а в синий круг положите все числа, меньше 10.

     Для рассмотренного класса задач, как и  для задач с одним кругом, полезно  в процесс обучения включить обратные задачи. В этом случае геометрические фигуры, буквы или числа сначала раскладываются на столе или закрепляются на монтажной панели, а затем ученикам дается задание обьединить с помощью двух веревочек разного цвета все фигуры, соответствующие одному признаку, заключив их внутри замкнутых фигур.

     Например:

     Учитель:

     - Красной веревочкой  объедините все  треугольные фигуры, а синей веревочкой  объедините все  красные фигуры.

     Вопросы для обсуждения с учащимися аналогичны приведенным выше для прямых задач с двумя кругами. Обратные задачи также развивают способность классифицировать предметы по двум свойствам, правильно использовать логическую операцию конъюнкции, выражаемую союзом и. Эти задачи требуют большей внимательности.

     Выше  были приведены только некоторые задачи, затрагивающие интуитивное понимание основных логических конструкций математики. Материал для подобных задач может быть взят и из других учебных предметов (например, природоведения).

     Умение  классифицировать по трем признакам и применять более сложные логические операции отрабатывается на играх с тремя кругами.

    2.2 Организация различных  форм работы с  логическими задачами

 

     Выше  неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

     Основная  работа для развития логического  мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Существует значительное множество такого рода задач; особенно много подобной специализированной литературы было выпущено в последние годы. Конкретные примеры логических задач приведены в приложениях 1 и 2.

     Однако  что зачастую наблюдается на практике? Учащимся предлагается задача, они  знакомятся с нею и вместе с  учителем анализируют условие и решают ее. Но извлекается ли из такой работы максимум пользы? Нет. Если дать эту задачу через день-два, то часть учащихся может вновь испытывать затруднения при решении.

     Наибольший  эффект при этом может быть достигнут  в результате применения различных форм работы над задачей.

     Это (методика подробно описана в работе [4]): 1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.

     2. Решение задач различными способами.  Мало уделяется внимания решению  задач разными способами в  основном из-за нехватки времени.  А ведь это умение свидетельствует  о достаточно высоком математическом  развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Но я считаю, что это доступно не всем учащимся, а лишь тем, кто любит математику, имеет особые математические способности.

     3. Правильно организованный способ  анализа задачи - с вопроса или от данных к вопросу.

     4. Представление ситуации, описанной  в задаче (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей  на детали, которые нужно обязательно  представить, а которые можно  опустить. Мысленное участие в  этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

     5. Самостоятельное составление задач  учащимися.

     Составить задачу: 1) используя слова: больше на, столько, сколько, меньше в, на столько больше, на столько меньше; 2) решаемую в 1, 2, 3 действия; 3) по данному ее плану решения, действиям и ответу; 4) по выражению и т.д.

     6. Решение задач с недостающими  или лишними данными.

     7. Изменение вопроса задачи.

     8. Составление различных выражений  по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

     9. Объяснение готового решения  задачи.

     10. Использование приема сравнения  задач и их решений.

     11. Запись двух решений на доске  - одного верного и другого неверного.

     12. Изменение условия задачи так,  чтобы задача решалась другим  действием.

     13. Закончить решение задачи.

     14. Какой вопрос и какое действие  лишние в решении задачи (или,  наоборот, восстановить пропущенный  вопрос и действие в задаче).

     15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

     16. Решение обратных задач.

     Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных  задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, организованных согласно приведенной выше схеме, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

 

Заключение

 

     Важнейшей задачей математического образования  является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного  воображения, развитие способности  понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить  навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия , настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.

     Сегодня математика как живая наука с  многосторонними связями, оказывающая  существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

     Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д.

     Поэтому в качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в "математике для всех" на первый план выдвинута  идея приоритета развивающей функции  обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности.

     Основной  целью математического образования  должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно  исследовать явления реального  мира. Реализации этой цели может и  должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем начальной школы этих задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.

 

Список используемой литературы

 
  1. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс "Развивающие игры с элементами логики" для первых классов начальной школы. // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3), с. 47-52.
  2. Зайцев Т.Г. Теоретические основы обучения решению задач в начальной школе. – М.: Педагогика, 1983.
  3. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. Ярославль: "Академия развития", 1998.
  4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 1994.
  5. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. С. 37-39.
  6. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. – СПб.: "Лань", "Мик", 1996.
  7. Мельченко И.В. Примерные задания для детей, мотивированных к интеллектуальной деятельности, в возрасте от 6 до 10 лет // http://macschool.narod.ru/metod/ssm/appendix.html
  8. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в 1-3 кл. - М.: Просвещение, 1988.
  9. Муранов А.А., Муранова Н.Ф. Игры с кругами – Минск, 1995.
  10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – СП-б: Изд-во «Питер», 1999.
  11. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М.: Педагогика, 1981.
  12. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Альфа, 1998.
  13. Формирование учебной деятельности школьников. / Под. ред. Давыдова В.В., Ломпшера Й., Марковой А.К. М.: Просвещение, 1982.

 

Приложение 1

Избранные страницы из книги  И.Г. Сухина "800 новых  логических и математических головоломок". 

СЮЖЕТНЫЕ  ЗАДАЧИ

1. Гном  Путалка идёт к клетке с  тигром. Каждый раз, когда он  делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?

2. Гном  Забывалка учился писать цифры  заострённой палочкой на песке.  Только он успел нарисовать 5 цифр:

12345

как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой гном Путалка. Он тоже взял палочку  и начертил вот что:

12345 = 60

Информация о работе Логические задачи в младшей школе