Методы использования дифференциального исчисления в задачах естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:32, курсовая работа

Описание

С разбора одного такого примера — задачи двух тел — мы,
кстати, вообще начинали построение дифференциального исчисления. Иссле-
дование той системы уравнений, которую мы при этом получили, пока нам
недоступно. Здесь же будут рассмотрены вопросы, которые можно до конца
решить уже на нашем нынешнем уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Теоретическая часть 4
Основные понятия дифференцируемости функции. 4
Практическая часть 6
Глава I. Движение тела переменной массы. 6
Глава II. Барометрическая формула. 8
Глава III. Радиоактивный распад, цепная реакция и атомный котел. 10
Примеры решения задач 13
Барометрическая формула. 13
Радиоактивный распад, цепная реакция и атомный котел. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Матан Методы использования дифференциального исчисления в задачах естествознания.doc

— 641.50 Кб (Скачать документ)

       πr3). Коэффициенты α и β зависят только от рассматриваемого радио-

активного вещества.

      Из  соотношения (11) после деления на h перехода к пределу при h→О

      Получаем

      N'(t)=(α - 

      )N(t),                                                    (12)

      Откуда

      N(t) = N0 exp {( α - 

      )t}

      Из  полученной формулы видно, что при ( α - 

      ) > 0 количество нейтронов

      будет экспоненциально во времени расти. Характер этого роста, независимо

      от  начального условия N0, таков, что за очень короткое время происходит

      практически полный распад вещества с выделением колоссальной энергии —

      это и есть взрыв.

      Если ( α - 

      ) < 0, то очень скоро реакция прекращается ввиду того, что

      теряется  больше нейтронов, чем рождается.

      Если  же выполнено пограничное между  рассмотренными случаями условие

      α - 

      = 0,  то устанавливается равновесие между рождением нейтронов и

      их  выходом из реакции, в результате чего их количество остается примерно

      постоянным.

      Величина  r, при которой α - 

      = 0, называется критическим радиусом, а

      масса вещества в шаре такого объема называется критической массой веще-

      ства.

      Для урана U235 критический радиус равен примерно 8,5 см, а критическая

      масса около 50 кг.

      В котлах, где подогрев пара происходит за счет цепной реакции в радио-

      активном  веществе, имеется искусственный источник нейтронов, который до-

      ставляет  в делящуюся массу определенное количество n нейтронов в единицу

      времени. Таким образом, для атомного реактора уравнение (12) немного ви-

      доизменяется:

      N'(t)=(α - 

      )N(t) + n                                    (13)

      Это уравнение решается тем же приемом, что и уравнение (12), ибо

       есть  производная от функции  
      ln[(α - 
      )N(t) + n],

      если  α - 

      ≠ 0. Следовательно, решение уравнения (13) имеет вид

      Из  этого решения видно, что если α - 

      >0 (сверхкритическая масса), то

      произойдет  взрыв. Если же масса докритическая, т. е. ( α - 

      ) < 0, то очень

      скоро будем иметь N(t) ≈

      .

      Таким образом, если поддерживать массу радиоактивного вещества в до-

      критическом состоянии, но близком к критическому, то независимо от мощ-

      ности дополнительного источника нейтронов, т. е. независимо от величины

      n, можно получить большие значения N(t), а значит, и большую мощность

      реактора. Удерживание процесса в прикритическои зоне — дело деликатное и

      осуществляется  довольно сложной системой автоматического  регулирования. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Примеры решения задач.

  1. Барометрическая формула.
 

    Условие:

    Найдите зависимость давления от высоты при  температурах -40оС, 0оС и +40оС.

    Решение:

    Исходя  из главы II данной курсовой работы, для нахождения зависимости давления от высоты, нам следует пользоваться следующей формулой:    p = р0 e-(g/λ)h. Где p – давление воздуха, h – высота на которой давление увеличивается или уменьшается в 3 раза, которая находится по формуле h =

    ,   g ≈ 103 см/с2,   λ =
    T.

Итак, найдем λ. По формуле мы видим λ =

T, где R — так называемая универсальная газовая постоянная, М — масса

    одного  моля воздуха, T – температура по Кельвину.

    Учитывая, что мы не располагаем данными  по значениям R и M, но понимаем что это постоянные величины, то мы выведем значение

    из примера который был в главе II, а дальше нам останется только подставлять значение T исходя из условия.

В главе  II для воздуха при комнатной температуре (порядка 300 К = 27 °С)

    значение  λ ≈ 7,7 ∙ 108 (см/с)2, следовательно, 7,7 ∙ 108 =

    T, или

    7,7 ∙  108 =

    ∙ 300,      
    = (7,7 ∙ 108) : 300.

    Отсюда  λ ≈ ((7,7 ∙ 108) : 300) ∙ T.

    Из  всего вышесказанного:

    При -40оС   λ ≈ 5.4 ∙ 108, а h =

    = 5.4 (км)

    При 0оС λ ≈ 7.007 ∙ 108, а h =

    = 7 (км)

    При -40оС   λ ≈ 8 ∙ 108, а h =

    = 8 (км) 
     

  1. Радиоактивный распад, цепная реакция и атомный  котел.
 

    Условие:

    Атомы радия в породе составляют примерно 10-12 часть всех атомов, каково было содержание радия 105, 106 и 5 ∙ 109 лет тому назад (5 ∙ 109 – предположительный возраст земли).

    Решение:

Решение проводится по формуле: N(t) = N0e-λt,

где N0 = N(0) - начальное количество атомов вещества, N(t) -  настоящее количество атомов вещества, e ≈ 2.7 .

Время Т, за которое происходит распад половины из начального количе-

ства  атомов, называют периодом полураспада. Величина Т находится, таким

    образом, из уравнения e-λT =

    , т. е. Т =
    .

    N(t) = 10-12, N0 = x,  10-12 = x ∙ 2,7-λt

    10-12 = x ∙ 2,7-λ ∙ 5 ∙ 10^9, 1600 =

    , λ = 0,69 : 1600 = 4.3 ∙ 10-4.

    10-12 = x ∙ 2,7-4.3 ∙ 10^4 ∙ 5 ∙ 10^9

    x =10-12 : 2.7-21.5 ∙ 10^13  

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Заключение 
       

Всегда  важно знать где твои знания будут  применятся в дальнейшем.

Именно  поэтому в данной работе мы с удовольствием увидели математический аппарат в конкретной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Зорич В. А.

    Математический  анализ. Насть I. Изд. 2-е, испр. и доп.

    М.: ФАЗИС, 1997. - xiv + 554 с.

Информация о работе Методы использования дифференциального исчисления в задачах естествознания