Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:14, курсовая работа
Цель исследования: Систематизировать и описать основные методы решения логарифмических уравнений и неравенств.
Задачи исследования:
1. Провести краткий ретроспективный анализ возникновения логарифмов
2. Выбрать рабочее определение логарифмического уравнения и неравенства
Введение……………………………………………………………………...….3
1. История возникновения логарифмов…………………………….………….5
2. Логарифмические уравнения и неравенства………………………………..7
2.1. Понятие логарифма
2.2 Понятие логарифмического уравнения
2.3. Понятие логарифмического неравенства
2.4. Свойства логарифма
3. Методы решения логарифмических уравнений и неравенств……………12
3.1 по определению логарифма
3.2 замена переменной
3.3 по основным свойствам и формулам логарифма
3.4 метод потенцирования
3.5 метод приведения логарифмического уравнения к квадратному
3.6 метод логарифмирования обеих частей уравнения
3.7 метод приведения логарифмов к одному и тому же основанию
3.8 графический метод
4. Методы решения логарифмических неравенств…………………………..17
5. Практикум по решению логарифмических уравнений и неравенств….....20
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...25
Ответ: 3; 81.
3.6. МЕТОД ЛОГАРИФМИРОВАНИЯ ОБЕИХ ЧАСТЕЙ УРАВНЕНИЯ
Решить уравнение применим свойство "логарифм степени".
Оба корня принадлежат области допустимых значений логарифмической функции.
Ответ: х = 0,1; х = 100
3.7. МЕТОД ПРИВЕДЕНИЯ ЛОГАРИФМОВ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ ОСНОВАНИЮ
Решить уравнение
Воспользуемся формулой и перейдем во всех слагаемых к логарифму по основанию 2:
Тогда данное уравнение примет вид:
Так как , то это корень уравнения.
Ответ: х = 16
3.8. ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Решить уравнение
Решение: Построим графики функций и y = x
Графики функций не пересекаются, и, значит, уравнение не имеет корней (см. рисунок).
Ответ: корней нет
4. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ
Теорема 1:
Пусть решение системы неравенств Тогда неравенство равносильно на множестве неравенству .
Теорема 2:
Пусть решение системы неравенств Тогда неравенство равносильно на множестве неравенству .
На практике
эти теоремы применяют
а при – к равносильной системе неравенств
Первые два неравенства каждой из этих двух систем определяют область допустимых значений для переменной неравенства , а знак последнего неравенства каждой из систем либо совпадает со знаком неравенства – в случае, когда , либо противоположен знаку неравенства – в случае, когда .
Пример 1: Решить неравенсто .
Решение: Имеем последовательно:
Значит, заданное неравенство, можно переписать так:
Поетнциируя, освободимся от знаков десятичных логарифмов и получим неравенство того же смысла: А условия, задающие область допустимых значений переменной, (!) всегда определяются по исходному неравенству; в данном примере они таковы: В итоге получаем систему неравенств
Превые
два неравенства можно
Отметив
на числовой прямой решение третьего
неравенства совместно с
//////////////////// 5
40 //////////////////////////////
0 //////////////////////////////
Ответ:
Пример 2: Решить неравенство:
Решение: Преобразуем неравенство:
Найдем, при каких значениях х левая часть имеет смысл:
-3
-2
//////////////////////////////
Получаем: или
Значит, при всех допустимых значениях x.
Поэтому,
Сделаем замену . Получаем:
Таким образом,
откуда
Решив полученное квадратное уравнение, найдем корни: -6 и -1. Условию или удовлетворяет только x=-1.
Ответ. -1.
5. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
№ 1. Вычислите значение выражения .
Решение: .
Ответ: – 4.
№ 2. Постройте график функции:
а)
б) .
Решение:
а)
|
б)
|
№ 3. Решить уравнение .
Решение: Потенцируя, получим:
Из уравнения находим три корня: .
Проведя проверку, мы выясним, что – посторонние корни уравнения.
Ответ: 4.
№ 4. Решить уравнение: .
Решение:
Ответ:
№ 5. Решите неравенство
Решение: Найдем ОДЗ:
-0,5 4
//////////////////////////////
/////////// ///////////// //////////////////////////////
-3 -1 0 1
Ответ:
№ 6. Решить уравнение .
Решение: Потенцируя, получим:
Из уравнения находим три корня: .
Проведя проверку, мы выясним, что – посторонние корни уравнения.
Ответ: 4.
№7. Решить неравенство
Решение.
Заменим данное неравенство равносильной совокупностью:
Ответ: , .
№ 8. Решить неравенство
.
Решение.
Ключевым моментом в решении данного неравенства является поиск его области определения.
Выяснить, что область
определения неравенства
Осталось подстановкой выяснить, какие из этих точек удовлетворяют неравенству.
При неравенство принимает вид - истинно.
При неравенство принимает вид
- ложно.
Ответ: .
№ 9.Решить неравенство
Решение
|
|
|
|
Ответ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе мы показали всю важность знаний, связанных с логарифмическими уравнениями и неравенствами. Мы изучили методы, с помощью которых можем сделать решение более удобным и понятным. Целью нашего исследования было систематизировать и описать основные методы решения логарифмических уравнений и неравенств, что мы и сделали.
Перед нами стояли важные задачи, такие как:
1. Провести краткий
2. Выбрать рабочее определение логарифмического уравнения и неравенства
3. Систематизировать основные
4. Разработать практикум по
решению логарифмических
Логарифмы очень важны в математическом
образовании, ведь именно благодаря
им мы можем упрощать вычисления, приводить
сложные уравнения и
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей, Том 11. Математика. – Аванта+, 1998.
2. Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А., Рязановский А.Р., Семенов П.В. Единый государственный экзамен 2008. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007.
3. Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ –М.: Интеллект-Центр, 2010.
4. Корн Г. и Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. – М.: Наука, 1970
5. Курош А.Г. Курс высшей алгебры, Москва 1975
6. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа, 11 кл
7. Перельман Я. И. Занимательная алгебра, изд. Наука, М. 1967;
8. Сергеев И.Н., Панфёров В.С. ЕГЭ 2011.Математика. Задачи С3.Уравнения и неравенства/ под ред. А.Л.Семёнова и И.В. Ященко.- М.:МЦНМО, 2011
9. Цыпкин А. Г. Под ред. С. А. Степанова. Справочник по математике для средней школы. – М.: Наука, 1980
10. Штейн Е.А. Большая школьная энциклопедия, том 1; Москва 2004
Информация о работе Методы решения логарифмических уравнений и неравенств