Понятие нумерации чисел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:29, контрольная работа

Описание

С течением времени люди овладели счетом на пальцах; если же предметов было больше, чем пальцев у человека, то наши отдаленные предки уже испытывали затруднения
Для выполнения счета пользовались также различными простыми приспособлениями, например зарубками на палке, пучками прутиков, камешками и различными бусами. Предметов, которые сосчитывались, было немного, поэтому и счет был несложный.

Содержание

1.Понятие нумерации чисел……………………………….
2.Основные этапы изучения чисел от 11 до 100…………………..
3.Особенности изучения устной нумерации………………
4.Метоика изучения чисел от 21 до 100……………….
5.Особенности изучения устной нумерации………..
6.Дидактическое оснащение, используемое при изучении нумерации чисел…………………..
7.Конспекты уроков…………………………….
8.Статьи……………………………………………
Список литературы…………………………………………
Приложение………………………………………

Работа состоит из  1 файл

готовая контрольная.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока  математики в 4 классе.

Тема: “Числа от 21 до 100".

Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать  в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.

Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.

Содержание урока:

 
   

1. Орг. момент.

                 

2. Устный счёт.

- Начнём урок с устного  счёта. Первая наша игра

“Найди лишнее число".

Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел - одно лишнее. Найдите это число  и объясните, почему вы так решили.

5, 10, 15, 16,20 (16 - лишнее)

8, 11, 13, 15, 17 (8)

10, 17, 16, 15, 14 (10)

12, 15, 18, 21, 43 (43)

Для следующего задания  нам понадобятся ваши карточки с  числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос.

увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3;

найти сумму чисел 3 и 8;

найти разность чисел 8 и 3;

на сколько 8 меньше, чем 14;

на сколько 14 больше, чем 10.

Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.

               

3. Игра.

- Сейчас мы поиграем  в интересную игру “Хлопки”. Мне понадобятся два помощника  - один будет хлопать за десятки,  а второй - за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно.

А сейчас посчитаем в  прямом и обратном порядке десятками  от 10 до 100 по цепочке.

Молодцы, никто не сбился.

               

4. Постановка цели  урока

- Сегодня мы продолжим  изучать тему “Числа от 21 до 100”. Посмотрите на наборное полотно.

Сколько выставлено квадратов? (23) Сколько десятков и единиц в  этом числе?

Сколько выставлено кругов? (32) Сколько десятков и единиц в  этом числе?

Давайте, сравним эту  пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили?

Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а  вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес.8 ед., 9 дес.9 ед., 5 ед.3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес.8 ед.

Итак, проверяем, какие  числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18.

Посмотрите внимательно  на числа и скажите, какое из них  лишнее? (5) Почему?

Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе?

Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число  единиц.

               

5. Разбор задачи

- Чтение задачи с  доски.

Ребята заготовили для  птиц 6кг рябины и 4кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось?

О чём говорится в  задаче? Какие слова мы возьмём  для краткой записи условия?

Что нужно найти? Можем  ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала?

Как нам узнать, сколько заготовили семян?

Что надо для этого  знать?

Во сколько действий будет задача?

Что мы найдём первым действием? вторым?

Записываем решение  и ответ.

               
                   
                   

7. Подведение итогов  урока

- Молодцы, все справились  с таким трудным заданием. Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? В какие игры мы играли? Что помогло повторить нам игры? Урок окончен.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Фрагмент урока.

Тема: Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел.

Цель и задачи: 1. Научить считать десятки и единицы, показать образование чисел из десятков и единиц.

2. Совершенствовать  вычислительные навыки.

3. Развивать  логическое мышление.

Оборудование: Пучки – десятки палочек и отдельные палочки.

Ход урока:

- Вспомните, как образуются числа от 11 до 20, как они называются и записываются?

- Положите  перед собой 1 пучок палочек.  Это … (1 десяток или число 10.)

- Запишите  в тетрадь.

- Как  получить следующее число? (Добавить 1 единицу.)

- Получим число …(11.)

- А  если к 1 десятку добавили 5 единиц, сколько кладем палочек? (5. Получим число ... 15.)

- Как  получить следующее число? (Добавить 1.)

- А  если добавим 8 единиц, получим  число ... (18.)

- Один  десяток и 9 единиц, это число  ... (19.)

- Чем  число 19 отличается от предыдущего? (На 1 больше.)

- Положите 1 десяток и еще 10 единиц. Получим число ... (20. Или 2 десятка.)

- Как  получили 10 единиц? (К 9 добавили 1.)

- Назовите  числа от 10 до 20.

- Как  получалось каждое последующее  число? (Присчитываем по 1.)

- Оказывается этот закон действует и для образования других чисел. Давайте мы сейчас это проверим. Замените рассыпанные палочки пучком.

- Сколько  у вас пучков? (2.)

- Это  ... (2 десятка.)

- Будем  присчитывать по 1:

2 дес. 1 ед. - 21   2 дес. 6 ед. - 26

2 дес. 2 ед. - 22   2 дес. 7 ед. - 27

2 дес. 3 ед. - 23  2 дес. 8 ед. - 28

   2 дес. 4 ед. - 24 2 дес. 9 ед. - 29

2 дес. 5 ед. - 25     2 дес. 10 ед. - 30

- Что  вы заметили особенного? (Число десятков, кроме последнего числа одинаковое, а единицы постоянно увеличиваются на 1)

- 10 единиц - 1 десяток, а 2 десятка, да еще 1 десяток - 3 десятка, или 30.

- Мы  доказали, что числа второго десятка  образуются так же, как числа  от 11 до 20?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Фрагмент урока.

Тема: Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел.

Цель и задачи: 1. Научить считать десятки и единицы, показать образование чисел из десятков и единиц.

2. Совершенствовать  вычислительные навыки.

3. Развивать  логическое мышление.

Оборудование: Пучки – десятки палочек и отдельные палочки.

Ход урока:

В работе используются классные счеты.

- Вспомните,  где на счетах откладываются  единицы. (На нижней нитке.)

Счет  хором: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

- 10 - это ... (1 десяток.)

- Откладываем  на следующей нитке.

- Образовываем  новые числа, добавляя по 1:

1 дес. 1 ед. - 11

1 дес. 2 ед. - 12

1 ед. 3 ед. - 13

   …

1 дес. 9 ед. - 19

1 дес. 10 ед. - 2 дес. - 20

- Продолжим  образование следующих чисел,  так же присчитывая по 1.

2 дес. - 20

2 дес. 1 ед. - 21

2 дес. 2 ед. - 22

2 дес. 3 ед. - 23

   …

2 дес. 9 ед. - 29

2 дес. 10 ед. - 3 дес. - 30

- Что  вы можете сказать об образовании  чисел от 10 до 20 и от 20 до 30? (Каждое последующее число на 1 больше предыдущего.)

- Почему  так происходит? (Мы присчитывали по 1.)

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Десятки

Единицы

   

 

 

 

 

Приложение 5.

Абак


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

Карточки с цифрами

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0


 

Приложение 7

Дидактические игры "Числа от 21 до 100”

 

Игра "Рыболовы”:

 

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези  полотна вставлены изображения  рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются  две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды "ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

 

"Как  запутался Серёжа?”

 

Серёжа научился писать числа в пределах сотни. Однажды  вечером отец положил перед Серёжей  на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?

 

Закрепление знания десятичного  состава двузначного числа.

 

"Хлопки”

 

(набор определённых  палочек и пучков палочек.)

 

Содержание игры: учитель  вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков.

 

Зависимость значения цифры  от занимаемого его места.

 

"Спор  цифр”.

 

- Однажды цифры поспорили  с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько  ничего не значишь! Вот ученик  возьмёт цифру 2 и поставит  два кубика, а возьмёт тебя  и ничего не поставит.

 

               - Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.

 

               - Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили  цифры.

 

- Глупые вы, ничего  не понимаете, - сказал ноль, - Вот  единица. Я  встану рядом  с тобой справа. Чем ты теперь  стала? Отвечай! 

 

Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).

 

- Вот я стану рядом  с тобой справа, пятерка, что  ты будешь обозначать? Отвечай!  – Ноль встал справа рядом  с пятёркой, и стала она …  (пятью десятками, 50)

 

Ноль становится рядом  справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.

 

- Я  увеличиваю каждую  из вас, а вы меня ничевочкой  называли. Неблагодарные! Подумайте  хорошенько, и вы поймёте, что  я для вас значу. Когда вас  нет, я вас всегда заменяю.  Можете ли вы написать ответ  в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…?  А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.

 

Задумались цифры и  перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они  затеяли спор между собой.

 

- Я  больше всех  значу, - заявила девятка, - я не  какая-то единица.

 

Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:

 

- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)

 

- Я  десяток, а  ты только девять; десять ведь  больше девяти. Что, молчишь?

 

Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).

 

- Я  семь десятков, 70, понимаешь?

 

Так все цифры становились  рядом с девяткой и все оказывались  больше неё. Удивилась девятка, смутилась…

 

Учитель спрашивает:

 

- Правильно ли спорят  цифры? Какой вывод можно сделать?

 

- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.

 

Цифры поняли и с тех  пор перестали спорить, кто из них больше.

"Назови  соседей числа” 

 

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя.

 

- двадцать один.

 

- 20 и 22 (обязательно  сначала меньшее, потом большее).

 

Сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность.

 

- число 11.

 

- 10 (11-1=10)                     21 (11+10=21).

 

"Кто  быстрей сосчитает?”

 

Содержание игры: на доске  вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице  по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.

90   75              71                             63 66           67  82

86                      68 76 87 61

73                89  81 74 88 65 77 

84 80               69 78 62

70

64 83 72 79

85

 

 

 

Примерный вид плаката

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие нумерации чисел