Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 18:59, реферат
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые Вузы также включают в экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Введение 3
1. Основные определения 4
2. Аналитический способ решения задач 5
2. 1. Линейные уравнения 5
2. 2. Квадратные уравнения 8
2. 3. Системы уравнений 13
3. Графический метод решения задач 16
4. Заключение 18
Список литературы 19
Министерство
общего и профессионального
Свердловской области
Управление
образования Администрации
Предмет:
алгебра
на тему:
Рецензент
областного тура:
2004
Оглавление
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые Вузы также включают в экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Готовя данную работу, я ставила цель более глубокого изучения этой темы, выявления наиболее рационального решения, быстро приводящего к ответу.
В первой части моего реферата я ввожу некоторые обозначения, используемые впоследствии для более краткой записи решений; во второй части я рассматриваю наиболее стандартный аналитический способ решения задач, а в третьей – графический метод.
Я надеюсь, что знания, полученные мной в процессе работы, помогут мне при сдаче школьных экзаменов и при поступлении в ВУЗ.
Задачи
с параметрами встречаются
Введём
следующие обозначения и
N={1, 2, …} – множество всех натуральных чисел;
w={0, 1, 2, …} – множество всех натуральных чисел с нулём;
Z={-N, 0, N} – множество всех целых чисел;
Q={Z, , где pÎZ, qÎN} – множество всех рациональных чисел;
R={Q, иррациональные числа} – множество всех действительных чисел;
Æ – пустое множество – множество, не имеющие ни одного элемента;
Î – знак принадлежности;
Þ – знак следствия;
Û – знак равносилия;
ОДЗ – область допустимых значений;
D – дискриминант.
Пример 1. Решить относительно х:
(1) |
По смыслу задачи (m-1)(x+3) ¹ 0, то есть m ¹ 1, x ¹ –3.
Умножив обе части уравнения на (m-1)(x+3), получим уравнение
Отсюда при m ¹ 2,25 .
Теперь необходимо проверить, нет ли таких значений m, при которых найденное значение x равно –3.
решая это уравнение, получаем, что х равен –3 при т = –0,4.
Ответ: при т ¹ 1, т ¹ 2,25, т ¹ –0,4 уравнение (1) имеет единственное решение ; при т = 2,25 и при т = –0,4 решений нет, при т = 1 уравнение (1) не имеет смысла.
Пример 2. Решить относительно х:
(1) |
ОДЗ: х ³ –а, х ³ 0;
Поскольку
уравнение (1)Û
Û |
(2) |
и левая часть уравнения (2) неотрицательна, дополнительно к условиям ОДЗ налагаем условие а ³ 0;
(3) |
при этих условиях
теперь к условиям (3) добавляем ещё условие
в условиях (3), (4) имеем |
(4) |
при а = 0 х = 0 в силу условий (3), (4); при а > 0 х ; отсюда, добиваясь выполнения условия (4), получаем
Ответ: при а = 0 х = 0; при а ³ 1 уравнение (1) имеет единственное решение х ; при а < 0, 0 < а < 1 уравнение (1) не имеет решений.
Пример 3. Решить относительно х:
(1) |
а). Х ³ 0,
по условию х ³ 0, то есть параметр должен удовлетворять условию
б). Х < 0,
по условию х < 0, то есть
Ответ: при уравнение (1) имеет два решения при > 1 уравнение (1) не имеет решений.
Пример 1. Решить относительно х:
(1) |
а). Пусть а = 0, тогда –2х+4 = 0 Û х = 2;
б). Пусть а ¹ 0, тогда D = 1– 4а; при 1– 4а < 0 Þ а > х Î Æ;
при 1– 4а ³ 0 Þ а £ .
Ответ: при а = 0 х = 2; при а ¹ 0 и а £ уравнение (1) имеет два решения ; при а ¹ 0 и а > уравнение (1) не имеет решений.
При исследование квадратичной функции мы используем теоремы, которые также помогают при решение задач с параметрами.
Т1. Если приведённое квадратное уравнение имеет два корня и b > 0,
c > 0, то оба корня этого уравнения отрицательные; b < 0, c > 0, то оба корня этого уравнения неотрицательны.
Т2. Необходимые и достаточные условия, чтобы корни квадратного уравнения были больше заданного числа d:
Пример 2. При каких значениях параметра а, корни уравнения неотрицательны:
(1) |
Разделим уравнение (1) на а, но поставим условие а ¹ 0, тогда получим
(2) |
По Т1: ;
1). D = ; приводим к общему знаменателю а2, получаем
; .
2). > 0; корень уравнения : а = –2 и а ¹ 0. Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 1).
Получаем а < –2, а > 0
3). ; корень уравнения : а = –3
и а ¹ 0. Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 2).
Получаем
–3 <
а <
0.
4). Объединим полученные результаты:
(Рис. 3) |
Получаем
Ответ:
при
уравнение (1)
имеет неотрицательные корни.
Пример 3. При каких значениях параметра а, корни уравнения больше 1:
(1) |