Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 18:59, реферат
Изучение многих физических процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Некоторые Вузы также включают в экзаменационные билеты уравнения, неравенства и их системы, которые часто бывают весьма сложными и требующими нестандартного подхода к решению. В школе же этот один из наиболее трудных разделов школьного курса математики рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях.
Введение 3
1. Основные определения 4
2. Аналитический способ решения задач 5
2. 1. Линейные уравнения 5
2. 2. Квадратные уравнения 8
2. 3. Системы уравнений 13
3. Графический метод решения задач 16
4. Заключение 18
Список литературы 19
По
Т2:
.
1).
> 0, разделим получившееся неравенство на –8, получаем
корни данного уравнения: . Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 4).
2). , помножим обе части данного неравенства на 2а, при этом а ¹ 0;
2а + 1 > 2а Þ 2а – 2а > –1 Þ 0 > –1 Þ а Î R.
3). Y(1) = 2а –2;
корни уравнения 2а(а-1) > 0: а1 = 0; а2 = 1.
Нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 5).
Получаем а < 0, а > 1
4). Объединим
полученные результаты:
(Рис.6) |
Получаем
Ответ: при корни уравнения (1) больше 1.
Пример 4. При каком наибольшем целом а оба корня уравнения заключены строго между –2 и 4:
Способ 1: |
(1) |
; тогда корни уравнения (1): . Они должны быть заключены строго между –2 и 4:
Нанесем полученные точки на координатную
прямую (Рис. 7).
Получаем
Способ 2:
По Т2:
1). D = 1> 0;
2). ;
3). Y(–2) = а2+4а+3
а2+4а+3 > 0; корни уравнения а2+4а+3 = 0: а1 = –3, а2 = –1; нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 8).
Получаем а < –3, а > –1.
Y(4) = а2–8а+15
а2–8а+15 > 0; корни уравнения а2–8а+15 = 0: а1 = 3, а2 = 5; нанесем полученные точки на координатную прямую (Рис. 9).
Получаем а < 3, а > 5.
4). Объединим полученные результаты:
(Рис.10) |
Получаем
–1 <
а <
3.
Ответ: при а =2 оба корня уравнения (1) заключены строго между –2 и 4.
Пример 5. Найти коэффициент а, если корни уравнения связаны соотношением 2х1+х2 = 3:
по теореме Виета: ; составим и решим систему: получаем х1 = 1, х2 = 1, тогда а = 1.
Ответ: а = 1.
Системы линейных уравнений типа:
Пример 1. Найти все значения а, при которых система имеет бесчисленное множество решений:
Система (1) имеет бесчисленное множество решений, когда |
(1) |
, разделим обе части уравнения на 4:
Ответ: при а = 1 система (1) имеет бесчисленное множество решений.
Пример 2. При каких m и n система а) имеет единственное решение; б) не имеет решений:
(1) |
а). Система (1) имеет единственное решение, когда
так как 5 ¹ 0 и 3 ¹ 0, то 5m ¹ 30, отсюда m ¹ 6.
б). Система (1) не имеет решений, когда
Ответ: а) при m ¹ 6 система (1) имеет единственное решение; б) при n ≠ 8 и m = 6 система (1) не имеет решений.
Пример 3. Решить относительно х:
(1) |
если то система (2) несовместима, а если , то – а < х <
если , то х > – а, а если – а < – 1 а > 1, то х > |
(2) |
Ответ: в системе (1) при а ≤ – 1 х Æ; при – а < х < при а = 0 ; при х > – а; при а > 1 х >
Рассмотренный
мною стандартный способ решения
задач с параметрами в
Пример 1. При каких значениях параметра а уравнение имеет единственное решение:
(1) |
Пусть Тогда, возведя обе части этого уравнения квадрат, получаем х = t2 – а, тогда уравнение (1) эквивалентно системе
График функции при условии пересекает семейство прямых y = a в одной точке при и при а > 1 (Рис. 11).
Ответ: при ; а > 1 уравнение (1) имеет
единственное
решение.
Пример 2. Найти все значения параметра а, при котором уравнение имеет ровно три различных корня:
(1) |
Построим
график функции
для
и отразим его зеркально относительно
оси ординат. Семейство прямых, параллельных
оси абсцисс y = a, пересекает график
ровно в трех точках при а = 5 (Рис.
12).
Ответ: уравнение (1) имеет ровно три различных
корня при а
= 5.
Итак, я рассмотрела часто встречающиеся типы уравнений и способы их решений и сделала вывод, что наиболее эффективным является графический метод решения задач с параметрами.
Работа над данным рефератом помогла мне в учебе не только в школе, но и в Городском Компьютерном Центре при УГТУ УПИ.
Да,
я могу сказать, что я научилась
решать уравнения с параметрами,
но я не хочу останавливаться на
достигнутом и поэтому в