Теория Лейшиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 07:25, контрольная работа

Описание

Многие видные психологи и педагоги (Блехер Ф.Н., А.Н. Леушина, Е.И. Тихеева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета.
Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и специальных заданий для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда дети и сами не заметят, как научатся считать.

Содержание

Введение 3стр
1. Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста 4стр
2.Вклад А. М. Леушиной в разработку проблем математического
развития детей-дошкольников 12стр
3.Особенности представлений дошкольников о величине предметов в
средней группе 15стр
4.Методические приемы, направленные на формирование у
детей представлений о величине предметов 16стр
Заключение 17стр
Литература 19стр
Приложение 20стр

Работа состоит из  1 файл

люда котрольная.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

В ходе игр побуждать детей к активному решению задач, воспитывать сосредоточенность внимания, настойчивость. В течение года проводить следующие дидактические игры: "Собери башенку", "Собери колечки", "Катание цветных шариков", "Чудесный мешочек" и др.

В дидактических играх "Катание цветных шариков", "Нанизывание колец", "Цветная посуда" дети усваивают названия цветов. Представление о величине уточняется в играх с игрушками-вкладышами (матрешки, мисочки): дети сравнивают части, отбирают одинаковые, располагают в порядке постепенного уменьшения или увеличения. Ориентировка в окружающих предметах уточняется в играх с разнообразными игрушками, предметами обихода, картинками, например: "Чудесный мешочек", "Угадай, что изменилось" и др.

На занятиях с детьми средней группы уточняются элементарные математические понятия. В частности по величине предметов. Дети упражняются в сравнении предметов по протяженности сначала путем прямого прикладывания их друг к другу, а затем на глаз, например: "Дай полоску такой же длины" и т.д. Раскладывать предметы в возрастающем или убывающем порядке по длине, ширине, высоте, толщине (например: самая широкая, уже, еще уже; самая узкая и др.)

 

Заключение

 

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста имеет очень различные направления. Одно из самых важных мест в нем занимают количественные представления.

Развитие счетной деятельности у детей дошкольного возраста проходит в шесть этапов. Вся работа по развитию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию у детей количественных представлений. Работа должна проходить в системе, последовательно, учитывая возрастные особенности детей. Основной формой реализации программных требований являются занятия в детском саду. Также для закрепления знаний и усовершенствования навыков и умений, полученных на занятиях по счету, необходимо включать упражнения по развитию количественных представлений в различные виды деятельности.

Начинать работу необходимо уже с раннего возраста в дочисловой период обучения (2-3 года). Данная работа просто необходима перед началом ознакомления детей с числами, направлена на развитие представлений о множестве. Ребят учат сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов, составляющих множество. В этом возрасте закладывается основа для последующего развития счетной деятельности.

 

В средней группе детского сада работа направлена на обучение счету до 5 на сравнении двух множеств, выраженных смежными числами. Важной задачей остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д.

 

Работа с детьми 5-6 лет направлена на дальнейшее развитие деятельности счета. Детей учат считать в пределах 10, продолжают знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти.

 

В подготовительной к школе группе происходит совершенствование навыков счета с пределах 10, дети учатся называть числа в прямом и обратном порядке, знакомятся с цифрами 0-9 и т.д; с составом чисел второго пятка из единиц, учатся раскладывать число на два меньших в пределах 10 на наглядной основе и составлять из двух меньших большее, знакомятся с монетами и учатся решать простые арифметические задачки; широко используют приемы, позволяющие подчеркнуть значение способов практического сопоставления элементов совокупностей для выявления количественных отношений; учатся видеть связи и отношения между смежными числами; совершенствуют навыки в делении геометрических фигур; постоянно сопоставляют количественный счет с порядковым и т.д.

 

Работа по развитию счетной деятельности у дошкольников является особенно трудоемкой и требует большого внимания. Она является основой для дальнейшего обучения в школе.

 

 

Литература

 

1.      Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

2.      Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991).

3.      Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2009.

4.      Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г.

5.      Леушина Л.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1974.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

Закрепление занятий

 

В 4-5 лет ребенок стремится высказать свои суждения, идеи, нуждается во внимании к ним со стороны взрослого, в одобрении его стремления понять что-то, в поддержке. В данном случае нет необходимости стремиться немедленно дать ребёнку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы - гораздо полезнее создать условия для разворачивания его собственных размышлений.

 

Теперь от взрослых требуется:

 

- широко использовать иллюстрации к книгам, диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;

 

- как можно больше рассказывать детям о жизни в разных местах и в разные времена;

 

- внимательно и заинтересованно выслушивать рассуждения детей, никогда их не критикуя;

 

- ставить развивающие вопросы.

 

Желательно, чтобы к концу 4 года дети могли:

 

1.Различать и называть цвета и их оттенки, характеризовать светлоту;

 

2. Различать геометрические формы: круг, треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Различать прямую и кривую линию.

 

3. Понимать превосходные формы прилагательных- выбирать из набора трёх предметов самый большой, самый длинный и т.п.

 

4. Понимать превосходные формы прилагательных - выбирать из набора трёх предметов самый большой, самый длинный и т.д.

 

5. Понимать слова, обозначающие взаимное расположение предметов: по картине отвечать на вопросы воспитателя, кто находится на(чём-либо), над, под, рядом, за, перед, между; что близко, а что далеко; что впереди, а что сзади; что внизу листа, что вверху, а что в середине.

 

6. Упорядочивать предметы и картинки в ряды:

 

- по возрастанию размера предметов (сначала подобных, затем разных);

 

- по убыванию размера предметов;

 

- по порядку следования дел ребёнка в течении дня;

 

- по порядку роста растения, животного, человека;

 

- продолжение ряда по образцу(например, последовательность выкладывания бусин: красная-зелёная-красная-зелёная-красная-...);

 

- иллюстрации к сказке( "Репка", "Колобок") в порядке разворачивания действия.

 

7. Собирать пятиместные матрёшки и пирамидки из 7-8 колец.

 

8. Собирать разрезные картинки из 4 частей.

 

9. Считать наизусть до 10.

 

10.Определять количество предметов в пределах 5 без пересчёта:

 

а) на какой карточке нарисовано 3...;

 

б) дай мне 3...;

 

в) сколько здесь?

 

11.Сравнивать по количеству:

 

поиск множеств с одинаковым количеством элементов, составленных:

 

а) из одинаковых предметов,

 

б) из разных предметов;

 

- поиск большего множества;

 

- поиск меньшего множества.

 

12. Сравнивать непрерывные количества (воды, песка); поиск одинаковых , больших, меньших.

 

13. 0тмеривать непрерывные количества произвольной меркой («Дай мне 3 стаканчика риса»).

 

14. Понимать слова «сначала - потом», «долго - скоро», «быстро - медленно», «сейчас».

 

15. Классифицировать объекты по одному признаку.

 

16. Различать цифры в пределах 10.

 

Общие методические подходы к организации работы. Вот типовая структура работы с каждым числом:

 

1. Рассказывание воспитателем сказки с продолжением о числовом королевстве и его новом представителе.

 

2. Выявление, где встречается число в предметном мире; в природе. Важно, чтобы в приводимых примерах это число было не случайным, а существенным признаком явления. Так, яблок может быть сколько угодно, но каждый цветочек соцветия сирени имеет 4 лепестка, хотя их огромное количество. На руке человека 5 пальцев, у всех собак 4 ноги и т.п.

 

3. Рисование на тему числа.

 

4. Лепка соответствующей цифры.

 

5. Знакомство с соответствующим классом геометрических фигур, рисование, лепка их; конструирование объёмных тел.

 

6. Ритмические двигательные упражнения.

 

 

 

Закрепление полученных знаний производится в игровой форме, на занятиях русского языка, изобразительного искусства.

 

Сосчитай себя.

 

Назвать части своего тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, грудь, живот, спина).

 

Назвать парные органы тела (2 уха, 2 виска, 2 брови, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы: верхняя и нижняя, 2 руки, 2 ноги). 3.

 

Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног).

 

Зажги звёзды.

 

Игровой материал: лист бумаги тёмно-синего цвета - модель ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки( до пяти).

 

1. "Зажечь" (концом кисти) столько "звёзд на небе", сколько изображено фигур на числовой карточке.

 

2. Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в бубен или под крышкой стола, сделанных взрослым.

 

Помоги Буратино.

 

Игровой материал: игрушка Буратино, монеты (в пределах 7-10 штук ). Задание: помочь Буратино отобрать монеты той величины, которые ему подарил Карабас Барабас.

 

Ленточки.

 

Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор карандашей.

 

1.Самую длинную "ленточку" закрась синим карандашом, "ленточку" покороче закрась красным карандашом и т.д.

 

2. Уравнять все "ленточки" по длине.

 

Разложи карандаши.

 

На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или убывания.

Разложи коврики.

 

Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.

 

3. Сделать выводы о результативности формирования у детей у детей представлений о величине предмета

 

 

Вывод: Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

 

2. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

 

3. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

 

Практические рекомендации

 

1. Познание свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Уместны игры типа "Цвет и форма", "Форма и размер" и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.

 

2. Использование логических блоков Дьенеша или набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства.

 

3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.

 

4. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует освоению элементарных математических отношений.

 

5. Игры на освоение счёта очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов по числу следует специально, с учётом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их.

 

6. Для закрепления представлений детей о сохранении количества, его независимости от формы расположения, хорошо использовать игру "Точечки". Дети любят общаться, их радует одобрение старших, это поощряет их к освоению новых действий.

 

7. Для эффективного повышения уровня математических знаний предлагается методика использования различных видов детской деятельности преимущественно игрового характера.

 

8. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№2

2

 



Информация о работе Теория Лейшиной