Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 11:04, курсовая работа
В данной работе рассмотрен принцип историзма в обучении математике. Роль и место курса истории математики при конструировании курса математики. Проанализированы действующие учебники по математике 7-9 классов с точки зрения использования исторического материала Рассмотрены сущность и структура исследовательских умений обучающихся. А также типы и структура учебных заданий по математике с элементами историзма. Представлен пример учебной задачи на развитие конкретного исследовательского умения
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы использования учебных заданий с элементами истории в основной школе при обучении математике……….…………………………………………………………5
Принцип историзма в обучении математике………………………5
1.1.1. Роль и место курса истории математики при конструировании курса математики…………………………………………………………8
1.1.2 Анализ действующих учебников по математике с точки зрения использования исторического материала……………………………….11
1.2 Развитие исследовательских умений учащихся 7-9 классов при обучении математике……………………………………………………..17
1.2.1. Сущность и структура исследовательских умений……………..17
1.2.2. Средства формирования исследовательских умений учащихся при обучении математике………………………………………………...21
1.3. Типы и структура учебных заданий по математике с элементами историзма………………………………………………………………….23
Библиографический список.……………………………………………..27
В-четвертых, выявить те фрагменты учебного процесса, где целесообразно использовать выделенный исторический материал. Для этого:
И только
потом, реализация принципа историзма
в обучении математики. Это возможно,
если выполняются задания по определению
места историко-
1.1.2 Анализ действующих учебников
по математике с точки зрения
использования исторического
Проведем анализ некоторых учебников с точки зрения использования в них исторического материала.
Учебники М.И. Башмакова:
В алгебре 7 класс на уроке № 2 «Составляем алгебраические выражения» приводится исторический материал о том, что «обозначения, которыми мы сейчас пользуемся, для записи формул и математических выражений начали создаваться в XVI – XVII веках» [10, стр.10]. В конце изучения темы «Алгебраические выражения» проводится беседа, которая называется «Знакомимся с историей алгебры». В ней рассказывается о Диофанте и приводится «задача, которая сохранилась в надписи на его гробнице» [10, c.26]. Решение этой задачи рассматривается как пример на уроке № 5 «Обсуждаем решение уравнений».
Так же рассказывается об Аль-Хорезми, дается его задача о решении квадратного уравнения, а затем дается задание учащимся «способом Аль-Хорезми найти один корень уравнения » [10, с. 27].
В § 2 «Степени» на уроке № 10 «Перемножаем одинаковые буквы» рассказывается о знаменитом индийском математике Рамануджан и его способности распознавать свойства чисел [10, с. 30]. В заключении § 2 в беседе «Оцениваем рост степени» приводится индийская легенда о создателе шахмат и правителе. [10, с.40].
Следующее
знакомство с историей математики приводится
в конце § 3. Здесь рассказывается
о Фибоначчи и его
Здесь же говорится об Эваристе Галуа и его вкладе в математику. Приводится пример о поле, которое носит его имя и предлагается обучающимся найти значения выражения в поле Галуа[10, c. 55].
§ 5 в этом учебнике называется «Бином Ньютона» и на первом уроке дается понятие бинома Ньютона, и чье имя он носит[10, c. 74].
На 3 уроке этой темы рассказывается о числовом треугольнике, называемом треугольник Паскаля.[10, c. 78]. Но подробнее об этом рассматривается в беседе «Исследуем треугольник Паскаля» в конце § 5 [10, c. 84].
Алгебра 8 класс. § 2 «Квадратные корни» начинается с истории «Развития понятия числа». В этом пункте говорится о Пифагоре, Декарте и его значении в развитии математики. Далее рассказывается о немецком математике XIX века Кронекере и его вкладе, о Евклиде и его уравнении , приводящие к понятию иррациональных чисел. Затем рассматриваются комплексные числа и вклад Гаусса в развитие теории комплексного числа. [11, c. 90-91].
§ 3 начинается с рассмотрения решения квадратных уравнений в древности. Дается задача древнего Вавилона и говорится о ее решении, упоминаются «Начала» Евклида и одна из его теорем, анализируется знаменитое уравнение Аль-Хорезми[11, c. 144-145]. В беседе, которая представлена в конце § 3, говорится об итальянском математике Д. Кардано и открытии им формулы корней кубического уравнения, его ученике Феррари и решении уравнения четвертой степени, о замечательном открытии Абеля, Галуа, Руффини.
В беседе к § 4, рассказывается о появлении знаков >,<, об одной из первых знаменитых «задач на неравенства» из «Начал» Евклида. Говорится о О. Коши и его вкладе в развитие математики. Приводится индийская задача XII века, решаемая с помощью квадратных уравнений. Упоминается о Декарте, Ферма, Галилео, Ньютона, Лейбница. Даются определения функции, данное И. Бернулли, Л. Эйлером, Н.И. Лобачевским. [11, c.230-233].
Учебники Ю.Н. Макарычева и др.
«Алгебра 7» класс. В теоретическом материале практически отсутствуют исторические факты. Только как сноски на некоторых страницах упоминается по два – три предложения о математиках и их работы: Аль-Хорезми, Г.В. Лейбниц, С.А. Лебедев, Евклид, П. Ферма, Р. Декарт. Но в конце учебника приводятся «Исторические сведения», которые распределены на пункты: «Когда появилась алгебра», «О функциях», «Формулы сокращенного умножения», «О методе координат», «Вычислительные средства» [3, c. 205-207].
«Алгебра 8» класс. Так же как и в учебнике 7 класса приводятся сноски о математиках и их работы: И. Ньютоне, Карле Вейерштрассе, Франсуа Виете, Архимеде, А.Н. Крылове. В конце учебника есть глава, которая называется «Исторические сведения». В ней рассказывается история о дробях, действительных числах, квадратных корнях, квадратных уравнениях, неравенствах, приближенных вычислениях [4, c. 211-216].
Такая же стилистика и в учебнике «Алгебра 9» класса. В ней приводятся исторические сведения о таких ученых как Н.И. Лобачевский, П. Дирихле, Н. Абель, Эварист Галуа, К. Гаусс, Диофант, К. Птолемей и Л. Эйлер.
В главе
«Исторические сведения»
Учебники Н. Я. Виленкина и др.
Алгебра 8 класс. В этом учебнике есть пункт, который называется «Теорема Безу», но здесь рассматривается деление многочлена на двучлен и в конце доказательства говорится, что «мы доказали следующее утверждение, принадлежащее французскому математику Э. Безу (1730-1783)» [1, c. 68].
В главе III «Делимость чисел» упоминается об итальянском математике Дж. Пиано и выделяются свойства отношения, которые он сформулировал [1, c. 85].
В пункте
8 этой главы упоминается о
В пункте 11 «Принцип Дирихле» рассказывается об этом математике, формулируется сам принцип и дается его доказательство. Но этот пункт «выходит за рамки программы для 8-го класса с углубленном изучением математики» [1, c. 112].
В пункте 5 «Координаты точки на прямой линии и на плоскости» главы IV упоминается о Р. Декарте и систем координат, которые он ввел [1, c. 130].
В пункте «Теорема Виета» говорится, что доказанна теорема, впервые установленная французским математиком Ф. Виетом» [1, c. 181].
Хотя
этот учебник предназначен для классов
с углубленном изучением
Алгебра 9 класс. Курс начинается с изучения множеств, и здесь рассказывается об истории создания этой области математики Г. Кантором. [2, c. 3].
Следующая историческая справка встречается через несколько глав при изучении последовательностей. Написано о последовательности Фибоначчи и приводится сноска из истории о нем [2, c.216].
При изучении геометрической прогрессии приводится индийская задача о создателе шахмат и царе [2, c. 232].
При изучении комбинаторики упоминается о том, что «аксиоматический метод введения вероятности предложил А.Н. Колмогоров» [8, c.351].
Учебники Дорофеева Г.В. и др.
7 класс. В структуре учебного материала очень мало исторических фактов. Но в этом учебнике приводятся старинные задачи. Например, формулы квадрата суммы и квадрата разности Евклида [22, c. 205]. В пункте « Решение уравнений» говорится о Мухаммеде Бен Мусе аль-Хорезми и описанным им приеме решения уравнений. При изучении темы « Частота и вероятность» приводится историческая справка об экспериментаторах Жорже Луи де Бюффоне и Карле Пирсоне и подбрасывании монетки.
8 класс. В пункте «Теорема Пифагора» рассказывается о том, что та теорема была известна задолго до самого Пифагора [23, c. 83], в пункте «Теорема Виета» написано о ее создателе [23, c. 149]. При изучении равновозможных событий рассматривается задача Даламбера [23, c. 285].
9 класс. При изучении числовых последовательностей предлагается рассмотреть старинную задачу, которая описана в книге Л. Фибоначчи [24, c. 226]. В пункта «Сумма первых n членов арифметической прогрессии приводится исторический факт о немецком математике К. Гауссе, при изучении суммы первых n членов геометрической прогрессии приводится индийская легенда о изобретателе шахмат и принце [24, c. 270]. В учебном материале рассматривается треугольник Паскаля [24, c. 270]. В главе “Статистические исследования» приведены сведения о возникновении статистки [24, c. 300].
Учебники Муравина Г.К. и др.
7 класс. Обращение к семиклассникам начинается с истории возникновения алгебры [6, c. 5]. В пунктах «Решение уравнений», говорится о том, что прием переноса числа из одной части равенства в другую впервые описал Аль-Хорезми [6, c.23], «Определение степени с натуральным показателем» есть сноска, в которой написано кто и когда впервые начал использовать обозначения степени, «Равновероятные возможности» приводится историческое сведение о парадоксе Жана Буридана [6, c. 155], «Число вариантов» [6, c. 157] рассказывается о комбинаторике как науке и об ученых, которые первые стали работать над этой областью математики.
Присутствуют задачи о различных открытиях: Открытие Пифагора (№ 17), Леонард Эйлер обнаружил, что некоторые числа, полученные по формуле, являются простыми (№ 67). Приводится сноска – историческая справка об Эйлере [6, c. 27]. Задача из трактата «Арифметика в 9 книгах» (№ 114), Задача – исторический факт о поисках формулы по нахождении простых чисел (№ 237), Задача из «Всеобщей арифметики» И. Ньютона (№ 590), Задача из папируса Ахмеса (№ 591), Задача математика Бхаскары (№ 592), Задача Метродора о жизни Диофанта (№ 593).
В главе
«Повторение» рассматриваются пункты,
в которых описывают
8 класс. В этом учебнике выделяется отдельный пункт «Сведения из истории математики». В нем рассматривается история о дробях, отрицательном и нулевом показателе степени, квадратном корне, иррациональных числах и квадратных уравнениях [7, c. 160-164].
9 класс. В пунктах «Терема Безу и следствие из нее» написано об истории открытия и доказательства этой теоремы [8, c. 74], «Сумма первых n членов прогрессии» приводится старинная легенда об индийском радже и изобретателе шахмат [8, c. 178]. Так же приводятся старинные задачи: №№ 3, 4, 402 из «Арифметики» Магницкого.
Отдельно выделяется глава «Сведения из истории математики», в которой рассказывается о неравенствах, приближенных вычислениях, корнях и степенях с дробными показателями, арифметической и геометрической прогрессиях, вероятности и статистике [, c. 245-250].
Вывод: с точки зрения историзма, наиболее удачно составлены учебники авторов Башмакова М.И., Муравина Г.К. и др. Именно эти учебники я хотела бы использовать при дальнейшей работе.
1.2 Развитие исследовательских умений учащихся 7-9 классов при обучении математике
1.2.1. Сущность и структура исследовательских умений
Одна из основных задач школы – включение ребенка в активный процесс познания мира, себя в этом мире. Эта задача облегчается, когда учитель является носителем традиции науки и исследовательской деятельности.
Исследование
деятельности в отечественной психологии
происходило с диалектико-
В реальной жизни мы имеем дело с определенными видами деятельности: коммуникативной, игровой, учебной и т.д. Ряд ученых говорят о том, что существует особая, выделенная от других деятельность, которую называют исследовательской деятельностью.
Есть
и другие трактовки понятия
Главная
цель исследования – установление
истины, «наблюдение» за объектом, по возможности
без вмешательства в его
Спонтанное, неосознанное исследование свойственно человеку, оно всегда сопровождает его независимо от способностей и социального статуса, являясь мощным средством освоения действительности. С появлением науки исследование становится явлением культуры и выделяется отдельная группа людей – ученые, главным видом деятельности которых является исследование. Постепенно в общественном сознании закрепляется стереотип, что исследование, как способ деятельности, ограничивается сферой науки. С.И. Ожегов [27], говорит, что слово «исследование» имеет два значения: