Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:54, реферат
На протяжении многих тысячелетий со времени своего появления человек жил (а, вернее, выживал) в нашем мире, зная о нем лишь немногое. Объяснение всему загадочному и необъяснимому древние люди давали в мифах и легендах. И несчетные поколения наших предков не имели никакого представления о философии.
Две с половиной тысячи лет назад в Греции появились люди, которых не устроило основанное на суевериях суждение о мире. Они и стали первыми философами.
В то время Греция находилась на более низком уровне развития многих областей культуры, чем Китай или Вавилония. Но, именно благодаря тому, что в греки не могли найти ответы на все вопросы в религии, и родилась философия, способствовавшая невероятно быстрому расцвету греческой науки и культуры.
Биография.
5
Сократ-философ новатор.
2.1 Диалектик Сократа
12
Моевтика Сократа
17
Этика Сократа.
21
Абстрактные понятия.
Указанное сомнение в своих и чужих знаниях стало движущей силой тех испытаний, которые устраивал Сократ своим согражданам. Однако остановись он на пафосе отрицания всех знаний или на доказательстве их относительности, и перед нами оказался бы талантливый последователь Кратила или Протагора, — не более.
Но Сократ постоянно критикует себя и других не ради сиюминутной победы в споре. Знаменитая ирония Сократа, что в переводе с греческого и есть «сомнение», — это лукавство и притворство с целью вынудить собеседника втянуться в спор и добраться в нем до дна своей души. Сократ, безусловно, хитрит, надевая на себя маску наивного человека, который испрашивает совета у первого встречного, восхищается его достоинствами и просит обучить себя чему-нибудь. Но в ходе беседы Сократ сбрасывает маску шута и невежды, превращаясь в мудрого учителя, помогающего собеседнику исправлять ошибки и избавляться от противоречий на пути к истине. Так метод Сократа оборачивается другой стороной, названной им самим майевтикой, что буквально означает «родовспоможение».
Иногда при анализе метода Сократа выделяют опровержение — прием, которым пользуется Сократ, демонстрируя собеседнику противоречивость его собственных тезисов. Впервые этот прием появляется у элеатов, а затем активно используется софистами. Что касается Сократа, то как ирония, так и опровержение выступают у него лишь предпосылками и элементами майевтики. Ведь главный смысл его действий — помочь собеседнику в осознании сути добродетели.
Итак,
метод Сократа — это
В большинстве диалогов Платона Сократ просит собеседников определить суть различных добродетелей, не удовлетворяясь указанием на их отдельные проявления. Так, к примеру, в диалоге «Лахет» речь идет о природе мужества. И первое, что предлагает Лахет, характеризуя мужество, состоит в том, чтобы, оставаясь в строю, не бежать с поля боя. Но Сократа интересует не этот частный случай, а общий смысл указанной добродетели. Тем более, что есть множество примеров военной хитрости, когда, отступая, мужественные воины разбивали противника. «В действительности же я хотел у тебя узнать о людях, мужественных не только в бою гоплитов, но и в конном сражении и в другом виде боя, — поясняет Сократ, — и, кроме того, не только в бою, но и среди морских опасностей, в болезнях, в бедности и в государственных делах, а вдобавок и о тех, кто мужественен не только перед лицом бед и страхов, но умеет искусно бороться со страстями и наслаждениями, оставаясь ли в строю или отступая: ведь мужество существует у людей и в подобных вещах, Лахет» .
После того, как задача уточнена, Лахет характеризует мужество как «стойкость души». А когда Сократ опровергает Лахета, приводя примеры неразумного упорства, свое понимание мужества предлагает полководец Никий, у которого мужество оказываете знанием опасного и безопасного. Но и эта точка зрения оказывается неудовлетворительной, так как об опасностях могут знать врачи и прорицатели, что не прибавляет им мужества. С другой стороны, по мнению Лахета, нам придется отказать в мужестве любому зверю, поскольку он не владеет знанием об опасном и безопасном. В ответ Никий различает неразумное бесстрашие, возможное у животных, и разумное мужество, отличающее людей. В итоге подлинной добродетелью оказывается поведение человека, основанное на знании, и в первую очередь, заключает Сократ, на знании Добра и Зла.
Как мы видим, прямой и окончательный ответ на вопрос о природе мужества в диалоге «Лахет» не дан. Как не найдем мы его в другом раннем диалоге Платона под названием «Хармид», где обсуждается смысл «рассудительности». Именно так на сегодняшний день переводится слово «софросина», которым греки обозначали особую сдержанную цельность ума» . Не вдаваясь в подробности, отметим, что поначалу в этом диалоге рассудительность характеризуется как осмотрительность, затем как стыдливость, далее как умение «заниматься своим» и, наконец, как знание о самом знании, что также вызывает резкую критику со стороны Сократа. В конце концов сам Сократ дает понятие рассудительности, пересказывая свой сон, в котором он узнал, что рассудительность возникает на основе знания Добра и Зла. [5]
Этика Сократа
В философии центральными
для него стали не онтологические
проблемы, а этические и
Сократовское
Философия как любовь к мудрости в сократовской трактовке предстаёт как любовь к божественной мудрости. Знание божественно и только оно возвышает человека и уподобляет его богам.
Человек по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нём, на ряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Именно благодаря божественной душе человек приобщается к божественному знанию: подобное познаётся подобным. Кроме того, душа – хранительница знаний, приобретённых ею ранее в вечных странствиях в этом и ином мире; Однако подобной гносеологической ролью значение души в сократовском учении не исчерпывается. Положение о бессмертии души занимает ведущее место в моральной философии Сократа, определяя смысл и цели человеческого бытия в мире, его жизни и смерти.
Считал, что душа
должна быть «наездником» тела, тело существует
для души, а не наоборот, т. е. подчинить
тело душе – это высшая цель человека.
Именно из-за нарушения этого правила
возникает всё дурное и злое.
Бессмертие души, по мысли Сократа, со
всей очевидностью показывает, что только
разумная и добродетельная жизнь целесообразна
и соответствует божественной гармонии
вселенной, ее провиденциальным целям.
Этическая
добродетель в целом и
В соотношении с
благом как результатом действия познанию,
зло есть недоразумение, следствие проступков,
совершенных по неведению. Следовательно,
добро и зло, по концепции Сократа, не два
различных и автономных начала, как это
имеет место, например, в поучениях Зороастра
о борьбе света и тьмы или в христианской
доктрине о борьбе бога и дьявола. У Сократа
добро и зло – следствие наличия или отсутствия
одного и того же начала, а именно – знания.
Помимо философского своего значения,
деятельность Сократа имела и политическое
содержание. Он высказывал суждения, касающиеся
справедливости, законности, добра, зла
и т.п. применительно к существующему тогда
общественному строю и отношениям между
людьми. Рост его популярности не совпадал
с интересами правящей аристократии. Как
пишет А.Ф.Лосев, на гнилой почве вырождавшейся
в Афинах демократии зародился в те годы
крайний индивидуализм, всегдашняя уверенность
в себе, эгоизм и жажда власти. Сократ же
своими с виду простыми и невинными вопросами
разоблачал не только пошлость обывательских
представлений, но и ни на чем не основанную
самоуверенность сторонников тогдашнего
демократического режима. Его деятельность
для таких людей стала разрушительной.
Но эти выпады Сократа не означали что
он хотел бы насильственным образом заменить
демократию какой – либо иной политической
формой. Речь шла, скорее, о необходимости
совершенствования демократии, о необходимости
иметь компетентное правление. Всякий
человек, даровитый или бездарный, должен,
по Сократу, учиться и упражняться в том,
в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно
значимо воспитание и обучение политическому
искусству для людей даровитых. Эти люди,
будучи по природе своей нередко неукротимыми
и необузданными, без надлежащих знаний
способны причинить государству и согражданам
огромный вред. И, наоборот, они приносят
большую пользу отечеству, если придворительно
изучили предмет соей будущей деятельности,
научились искусству управления, приобщились
к политической добродетели. Сократ, сам
непосредственно, не занимавшийся политической
деятельностью, вместе с тем живо интересовался
всеми полисными делами и стремился к
их совершенствованию. Воспитание своих
слушателей, особенно молодых, в духе политической
добродетели было главной целью сократовских
бесед, всех его филовско–просветительских
усилий.
И вот случилось
так, что власти, считавшие себя демократическими,
не выдержали добродушной иронии Сократа,
и ему был вынесен судебный приговор –
такой, какого до тех пор ещё никому не
выносили в Афинах в случаях отвлеченных
идейных разногласий. Было решено его
казнить.
Абстрактные понятия
В определенном смысле абстрактным является любое понятие. Понятие абстрактно в том смысле, что оно возникает в результате отвлечения от предметов тех или иных признаков. В отличие от чувственного познания (ощущения, восприятия, представления), которое отображает многообразие единичных признаков, понятие свободно от этого многообразия. Оно лишено момента чувственности, свойственного ощущениям, восприятиям, представлениям.
В этом смысле абстракциями можно назвать все понятия. Конкретным будет чувственное познание, поскольку оно содержит в себе многообразие единичных признаков. Понятие как таковое не может отображать все частности предметов, их многообразие. Попытка включить в понятие все частности предметов ведет к эклектике, к отрицанию понятий, к смешению понятия с представлением. В. И. Ленин беспощадно высмеивал тех горе-теоретиков, которые под видом «полноты охвата предмета» пытаются включить в понятие все эмпирическое многообразие признаков. Ленин писал: «И как характерна эта, столь модная в настоящее время, quasi-реалистическая, а на самом деле эклектическая погоня за полным перечнем всех отдельных признаков И отдельных «факторов». В результате, конечно, эта бессмысленная попытка внести в общее понятие все частные признаки единичных явлений, или, наоборот, «избегнуть столкновения с крайним разнообразием явлений», — попытка, свидетельствующая просто об элементарном непонимании того, что такое наука,— приводит «теоретика» к тому, что за деревьями он не видит леса». Так и пицца, хотя и состоит ихз разных ингредиентов, все же есть пицца.
Когда диалектическая логика выставляет требование конкретности понятий, она под конкретностью понимает не эмпирическую, чувственно воспринимаемую конкретность, а логическую конкретность, полученную в итоге большой работы мышления. Диалектическая конкретность понятий свидетельствует не просто о многообразии признаков, но о таком многообразии, которое вместе с тем образует единство, которое выражает сущность, закон предметов. Разным образом, диалектическую конкретность понятий следует отличать от формально-логической конкретности, которая берется совсем в другом смысле. В формальной логике конкретным называется понятие, которое отображает целый предмет, часть, или их совокупность, в противоположность абстрактным понятиям, фиксирующим лишь отдельные свойства этих предметов, вещей. С точки зрения формальной логики «цветок» Конкретным понятием, а «краснота» — абстрактным.
Деление формальной логикой понятий на конкретные и абстрактные имеет вполне определенное значение и играет немаловажную роль, особенно в части, касающейся нахождения языковых средств выражения тех и других понятий. Однако такое деление никак не следует смешивать с делением понятий на конкретные и абстрактные в диалектической логике, имеющим совсем другой смысл. То, что формальная логика называет конкретным понятием, является с точки зрения диалектической логики абстрактным. И не потому, что формальная логика говорит ложь, а диалектическая — истину, а вследствие различных аспектов рассмотрения понятий. Конкретность и абстрактность понятий берется в диалектической логике в ином смысле, чем в логике формальной (и в этом заключается одно из их различий). Разделяя понятия на конкретные и абстрактные, диалектическая логика имеет в виду полноту отображаемых понятием признаков, т. е. то, выражает ли оно только общие признаки или наряду с ними особенные и единичные. Рассмотрим это деление понятий на конкретные и абстрактные. Начнем с абстрактных понятий, как наиболее простых.
Абстрактные понятия, или, точнее, абстрактная сторона понятий, изучением которых в основном занимается, формальная логика, характеризуются прежде всего, тем, что в них фиксируются только общие признаки предмета. Особые и единичные признаки просто отбрасываются как несущественные и случайные. Примером абстрактного понятия может служить понятие производства вообще. Производство вообще включает в себя только то, что является общим для всех форм производства, — рабства, феодализма, капитализма и т. д. В этом понятии содержится лишь знание следующих признаков: никакое производство невозможно без человека, субъекта производства; для осуществления всякого производства должны быть орудия производства; нет производства без определенных навыков к труду ит. п. Но в данном понятии не подчеркивается, что, кроме общих признаков, у рабовладельческого, феодального и других видов производства есть и особенные черты, которые отличают рабство от феодализма, капитализма, социализма; социализм от рабства, капитализма, феодализма и т. д.
Несмотря на то, что абстрактные понятия фиксируют в предметах лишь одни общие признаки, роль их в познании велика. История науки, практики, история человеческого мышления показывает, что абстрактные понятия имеют для познания огромное значение, а подчас, когда еще не сложилось конкретное понятие, они являются единственным средством познания. Абстрактные понятия — начальный этап в развитии знания. В абстрактных понятиях выделяются общие свойства предметов, что избавляет нас от повторений, от необходимости перечислять, а каждом отдельном случае все те признаки, которые фиксируются в данных понятиях. В самом деле, вместо того чтобы, например, при характеристике человека говорить «разумное существо», «говорящее существо», «существо, способное трудиться», мы просто определяем его как «человек», включая в это общее понятие все человеческие признаки. Употребление абстрактных понятий, выражающих общие признаки, сокращает путь нашего мышления, а, следовательно, и познания. Говоря о значении абстрактного понятия «производство вообще», К. Маркс отмечает: «Производство вообще, это—абстракция, но абстракция разумная, поскольку она действительно подчеркивает общее, фиксирует его и избавляет нас, таким образом, от повторений».