Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:02, реферат

Описание

Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или слышим предложения и высказывания, мы, прежде всего, обмениваемся с другими тем, что находится у нас в голове. Язык - посредник в обмене мыслями. Однако уже давно было замечено, что передача наших внутренних интимных переживаний и впечатлений с помощью речи не всегда бывает адекватной. При превращении мыслей в предложения что-то утрачивается, а что-то, наоборот, добавляется.

Содержание

Введение

1. Понятие в логике

1.1. Сущность понятия в логике

1.2. Определение понятий, их содержание и объем

2. Классификация понятий в логике

2.1. Виды понятий

2.2. Типы отношений между понятиями

3. Практика логического обобщения выводов

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат логика.docx

— 40.25 Кб (Скачать документ)

     Построение  определения подчиняется правилам Челпанов Г. И. Учебник логики. - М.: 2000, с.85: 

  1. Определение должно быть соразмерным. Объем определяющего  должен полностью совпадать с  объемом определяемого.
  2. Определение не должно быть только отрицательным.
  3. Нельзя раскрывать определяемое через самое себя. Определяемое понятие не должно повторятся в определяющем ни прямо, ни косвенно.
  4. Тавтология.
  5. Круг в определении.
  6. Нельзя определять неизвестное через неизвестное.

   У каждого  понятия имеется содержание и  объем. Содержанием являются все  те признаки, с помощью которых  данное понятие определяется Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права, Киев, Вища школа, 1976. Объем же составляют предметы, охваченные им Там же. Содержание и объем - две стороны понятия, они каждая по-своему определяют его  взаимоотношения с другими понятиями.

   Таким образом, различие между объёмом понятия  и содержанием понятия сводится к следующему: объём понятия означает ту совокупность предметов, к которым  должно прилагаться данное понятие, а содержание обозначает те признаки, которые приписываются тому или  другому понятию.

   В логике давно  было отмечено твердое соотношение, определяющее связь объема и содержания. Кратко этот закон формулируется  так: чем богаче содержание, тем меньше объем и наоборот Челпанов Г. И. Учебник  логики. - М.: 2000, 351 стр.. Операция добавления новых признаков в содержание и перехода к более узким понятиям называется ограничением.

   Операция  отбрасывания от данного понятия  некоторых признаков и перехода к более широким понятиям называется обобщением.

   Следует помнить: закон обратного отношения выполняется  только при последовательном добавлении признаков. Простая замена их не создает  указанной закономерности.

   Есть много  вещей, которые невозможно определить. Так, часто говорят, что нет возможности  дать строгое определение произведению искусства. И действительно, никто не в состоянии указать формальные признаки, по которым любой мог бы уверенно сказать, является ли данное произведение подлинным шедевром или его надо считать посредственным. Юристы порой сталкиваются с ситуацией, когда надо точно определить, что такое порнография, но из попыток дать дефиницию ничего не получается. Надо сказать, в искусствознании вообще довольно часто образец произведения какого-либо рода нельзя заменить его определением. Но и в науке такие обстоятельства тоже могут иметь место

   Одним из приемов, сходных с определением, является объяснение. Оно может не столько  заменять определение того или иного  явления, сколько дополнять его  или делать его понятным. Это достигается  за счет того, что незнакомые широкой  публике термины выражают через  другие, известные всем.

   Методов объяснения очень много - от указания причин и  создания моделей до проведения аналогий. Этими методами занимается специальная  теория объяснения. То, что предстоит  объяснить, в ней называют экспланандом, совокупность же объясняющих положений - экспланансом. Очень часто составители  толковых словарей заменяют строгие  научные определения терминов своими, объяснительными.

2. Классификация понятий  в логике

2.1. Виды понятий

     Ни  один предмет не представляет собой  чего-либо совершенно отличного от всех других предметов; Он похож на них в каком-либо отношении: его  всегда можно отнести в какой-либо общий класс с другими предметами; все вообще предметы могут быть относимы в общие с другими предметами классы. Есть классы, которые обнимают небольшое количество предме-тов, но есть классы, которые обнимают большое  количество пред-метов, и именно потому, что это суть предметы с самыми общими сходствами. Эти классы вещей  в нашем мышлении получают выражение  в виде известных понятий. Такие  понятия, которые служат для обозначения  самых общих сходств между  предметам и Аристотель назвал категориями. Слово «категория» происходит от греческого слова xatnyopew что значит высказывать, быть сказуемым. Категории для Аристотеля суть возможные предикаты какого-либо единичного предмета, т. е. такие понятия, которые можно высказать относительно того или иного единичного предмета или класса предметов.

     Вот эти категории Челпанов Г. И. Учебник  логики. - М.: 2000, с.72:

1. Субстанция (substantia).

2. Количество .(quantitas),

3. Качество (qualitas).,

4. Отношение (relatio).

5. Место (ubi).

6. Время (quando).

7. Положение (situs);

8. Обладание (habitus);

9. Действие (actio).

10. Страдание (passio).

     Под эти десять категорий, по мнению Аристотеля, подходит всё то, что можно мыслить. Если мы желаем высказать о тех  или других вещах что-либо самое  общее, то мы не можем о них высказать  ничего другого? кроме того, что они  суть или субстанции, или что они  обозначают качество, отношение, место  и т. п. Других точек зрения, кроме  тех, которые содержатся в категориях, не существует. Таким обра-зом, можно  сказать, что категории представляют собой наиболее общие классы всего  мыслимого.

     Итак, рассмотрим какие виды понятий существуют в современной логике. На основе изучения и анализа литературы См., например: Ивин А.А. Логика Учебник для  гуманитарных факультетов.

- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999; Жеребкин  В.Е. Логический анализ понятий  права, Киев, Вища школа, 1976; Челпанов  Г. И. Учебник логики. - М.: 2000, можно  составить следующую сводную  классификацию.

     Общие, единичные, пустые понятия. Объемы понятий  могут быть разными. Прежде всего, нельзя путать понятия общие и единичные; их различие в логических свойствах  не допускает одинакового обращения  с ними при выполнении операций. В целом ряде случаев для них  действуют разные правила. Общие  понятия охватывают много предметов. Причем "много", как и множественное  число в грамматике, начинается с  двух. Иными словами, даже если в  объеме только два явления или  две вещи, то этого достаточно, чтобы  охватывающее их понятие считать  общим.

     «Так, "полюс Земли" представляет собой  общее понятие, хотя полюсов всего  два - северный и южный. Тем более  общими являются понятия "книга", "ракета", "морское млекопитающее" - в объеме каждого из них далеко не один предмет. Самая примечательная черта этих понятий состоит в  следующем: то, что сказывается об общем, то одновременно может сказываться о каждом элементе из объема. Прежде всего, для науки важны общие понятия; все научные основоположения формулируются с их помощью. Единичные понятия, в отличие от общих, охватывают только один предмет. Таковы "Атлантический океан", "атомный ледокол "Ленин", "Эйфелева башня", "Царь-пушка". В логике рассматриваются также пустые понятия. Они имеют нулевой объем: "вечный двигатель", "Баба-Яга", "четыре, умноженное на сонату Бетховена", "повышение продуктивности сельского хозяйства в России в результате фермеризации» См.: Рузавич Г. И. Логика. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002

     Соотносительные и несоотносительные понятия. Существует целая группа примечательных в теоретическом  отношении явлений и предметов, а также обозначающих их понятий, которые мыслятся только парами; на их логическое своеобразие в свое время указал немецкий философ Гегель. Причина - следствие, учитель - ученик, раб - господин, восход - закат. Одно не бывает без другого. Учитель, у которого нет и не было учеников, никак  не может считаться учителем; равным образом и учеников без учителя  не бывает. Так же нерасторжимо связаны  и другие пары. Конечно, можно отвлечься  от того, что у причины есть следствия, но тогда она не причина, а просто событие. И отец может, разумеется, существовать и вне соотношения с сыном, но тогда он не отец, а мужчина  вообще. Большинство понятий являются несоотносительными; для раскрытия  их содержания не требуется привлекать какие-то сопряженные с ними, в  некотором смысле противоположные  им понятия.

     Абстрактные и конкретные понятия. Всякое понятие, строго говоря, обязательно является абстрактным в том смысле, что  оно оставляет в себе только наиболее важные с какой-либо точки зрения признаки и отбрасывает все остальные (абстрагируется от них). Однако собственно абстрактными принято называть такие  понятия, в содержание которых входит какое-нибудь свойство или действие, - белизна, возбудимость, демократичность, светимость. Выпадают из рассмотрения в этом случае сами вещи, являющиеся возможными носителями данных свойств (абстрагируются, следовательно, от самих  предметов). Такие понятия противопоставляются  конкретным, которые, наоборот, отображают предметы и явления сами по себе.

     Регистрирующие  и нерегистрирующие понятия. Разделение понятий на эти два вида вызвано  развитием математической логики и  компьютеризацией. Здесь речь идет о возможности хотя бы в принципе пересчитать предметы, входящие в  объем соответствующего понятия. В  зависимости от этого меняются свойства программ и алгоритмов, с помощью  которых эти объемы обрабатываются. Если охваченные понятием предметы можно  пересчитать или хотя бы указать  способ их пересчета, то понятие является регистрирующим. Если же пересчет невозможен, то тогда оно нерегистрирующее.

     Собирательные и разделительные понятия. Собирательные  понятия в отличие от разделительных характеризуют совокупности предметов  и вещей со стороны преобладающих  в них свойств Ивин А.А. Логика Учебник для гуманитарных факультетов.

- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. Такие  свойства, являясь типичными для  всего множества, не являются, однако обязательными для каждого  предмета в отдельности. Собирательные  понятия потому и надо отличать  от обычных разделительных, что  с собирательными понятиями невозможно  совершать логические операции, так как общие высказывания  о них не позволяют делать  выводы о каждом из отдельных  предметов, входящих в их объем.  В обыденной речи и в художественной  литературе могут не обращать  внимание на отмеченную разницу  в смысле понятий. Для логики  же она существенно важна. Только  у разделительных понятий то, что говорится об общем, относится  к каждому в отдельности. Приложение  же логических законов к разделительным  понятиям и осуществление логических  преобразований над ними имеют  значительные ограничения.

     В общем  и целом надо помнить, что отнесение  понятий к тому или иному виду должно начинаться с определения  его содержания. Пока оно не задано, говорить и тем более спорить  о его характеристиках бессмысленно.

2.2. Типы отношений  между понятиями

     Логические  операции, позволяющие делать определенные выводы и доказывать какие-то утверждения, основываются, как уже отмечалось ранее, на связях и отношениях разных понятий. Такие связи очень многообразны и на их изучение, в конечном счете, и направлена вся наука, вся познавательная деятельность человека вообще. Часть  из них изучается только логикой  и никогда не делается предметом  специального внимания других наук. Сейчас речь пойдет именно о таких связях и отношениях; они могут быть обусловлены как содержанием понятий, так и их объемом.

     Классификация понятий с точки зрения взаимоотношений  между ними начинается с разделения их на сравнимые, которым свойственны  чисто логические связи и отношения, и несравнимые, у которых таких  связей нет вообще, их отличительная  черта состоит в том, что ни в их содержании, ни в их объеме нет  общих элементов Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права, Киев, Вища школа, 1976. Поэтому, зная что-то об одном из них, нельзя делать выводы о другом - отсутствие логических связей не позволяет  проложить переход между ними. Чисто логические связи и отношения  обязательно имеются у сравнимых  понятий, потому что у них есть общие элементы в объеме и (или) содержании. И делать умозаключения относительно их можно, опираясь на одни лишь формальные особенности, взятые из их определений.

     Сравнимые понятия подразделяются на два вида - совместимые и несовместимые, а  каждый из этих в свою очередь распадается  еще на три разновидности. К совместимым  относятся: равнозначные (тождественные), перекрещивающиеся (пересекающиеся) и  подчиненные (субординированные) понятия.

     Отношение равнозначности (тождества). Равнозначные понятия имеют одинаковый объем, но разное содержание; ими охватываются одни и те же предметы, но задаются эти  предметы через разные признаки. Так, если мы сначала будем говорить о  равносторонних треугольниках, а потом  обратимся к равноугольным треугольникам, то ясно, что предмет обсуждения не изменится, просто мы будем его  иначе называть.

     Отношение перекрещивания (пересечения). Перекрещивающиеся  понятия имеют разное содержание, но объемы их частично совпадают и  в то же время частично не совпадают.

     Отношение подчинения (субординации). Понятия, находящиеся  в отношении подчинения, имеют  одинаковые элементы в содержании, а объем одного (подчиненного) полностью  входит в объем другого (подчиняющего).

Информация о работе Анализ видов понятий и предложения по их использованию в практике логического обобщения выводов