Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:02, реферат
Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или слышим предложения и высказывания, мы, прежде всего, обмениваемся с другими тем, что находится у нас в голове. Язык - посредник в обмене мыслями. Однако уже давно было замечено, что передача наших внутренних интимных переживаний и впечатлений с помощью речи не всегда бывает адекватной. При превращении мыслей в предложения что-то утрачивается, а что-то, наоборот, добавляется.
Введение
1. Понятие в логике
1.1. Сущность понятия в логике
1.2. Определение понятий, их содержание и объем
2. Классификация понятий в логике
2.1. Виды понятий
2.2. Типы отношений между понятиями
3. Практика логического обобщения выводов
Заключение
Список литературы
Отношение соподчинения (координации). Соподчиненные понятия имеют в содержании общие элементы, благодаря которым все вместе входят в родовое понятие, но общих элементов в их объемах нет.
Отношение
противоречия (контрадикторности). В
разделе о законах логики уже
говорилось об отношении противоречия
и противоположности между
Отношение противоположности (контрарности). Противоположные понятия являются видами одного и того же рода, но одно из них обладает каким-то признаком, а другое не только не обладает им, но и имеет сверх того еще и признак, несовместимый с данным, направленный против него.
3. Практика логического обобщения выводов
Логика изучает мышление. Есть и другие науки, которые имеют его своим предметом исследования, например психология и физиология. Однако в логической науке мышлением интересуются лишь постольку, поскольку оно занимается рассуждением, доказательством, обоснованием своих утверждений и выводов. Она, таким образом, является наукой о законах мышления, занятого поиском истины. Ее называют также наукой о выводном знании, наукой о доказательствах. Логика исследует сцепление мыслей между собой, их необходимые связи: обязательность, непреложность следования выводов из каких-либо суждений или, наоборот, несовместимость тех или иных высказываний.
Важную роль в логике играет понятие формы мышления. Логику можно даже называть наукой о формах мысли.
Понятия выполняют две основные функции Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права, Киев, Вища школа, 1976:
Познавательная функция. Она осуществляется на основе такой логической операции, как применение понятии.
2)Коммуникабельная.
Она тесно связана с
При исследовании процесса решения задач можно выделить две задачи. С одной стороны, необходимо выявить правильные (надежные) способы рассуждений. Этой задачей, которую можно сформулировать в виде вопроса "что есть правильное рассуждение (вывод)?", занимается логика. Для ответа на этот вопрос логика опирается на понятие логической формы, для "работы" с которой в логике используются синтаксические процедуры построения логических исчислений, которые при истинности посылок гарантируют истинность заключений..
С другой
стороны, процесс решения можно
изучать с точки зрения вопроса:
"как строить правильные рассуждения?".
Этой задачей занимается другая наука
-- эвристика. Эвристика в общем
виде исследует вопрос о способах
и принципах решения задач. В
более узком смысле, под эвристикой
(эвристическим принципом) понимается
система правил (правило), определяющая
такую тактику поиска решения
задачи, которая существенно
Задача логики. Есть положения или факты, истинность кото-рых усматривается непосредственно, и есть положения или факты, истинность которых усматривается посредст-венно, именно через посредство других положений или фактов. Если сказать: «я голоден», «я слышу звук», «я ощущаю тяжесть», «я вижу, что этот предмет большой», «я вижу, что этот предмет движется» и т. п., то я выражу факты, которые должны считаться непосредственно познаваемыми. Такого рода факты мы можем назвать также непосредственно очевидными, потому что они не нуждаются ни в каком доказательстве: их истинность очевидна без доказательств. К числу непосредственно очевидных положений относятся, прежде всего, те положения, которые являются результа-том чувственного восприятия.
Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии (на-пример, прошедшие явления, а также и будущие), могут быть познаваемы только посредственно. Факты посредственного познания или просто посред-ственное познание является результатом умозаключения, вывода. Посредственное знание доказывается, делается убедитель-ным, очевидным при помощи знаний непосредственных. Этот последний процесс называется доказательством.
Таким образом, есть
положения, которые не нуждаются
в доказательствах, и есть положения,
которые нуждаются в
Если есть положения, которые нуждаются в доказательствах, то в чём же заключается доказательство? «Доказательство за-ключается в том, что мы положения неочевидные стараемся свести к положениям или фактам непосредственно очевидным или вообще очевидным. Такого рода сведение положений неочевидных к положениям очевидным лучше всего можно видеть на доказательствах математических» Ивин А.А. Логика Учебник для гуманитарных факультетов.
- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
Таким образом, познание посредственное нуждается в дока-зательствах; познание непосредственное в доказательствах не нуждается и служит основой для доказательства познаний по-средственных Челпанов Г. И. Учебник логики. - М.: 2000, с. 87.
Заметив
такое отношение между
Заключение
Итак, из вышесказанного можно сделать следующие выводы и заключения:
1. Понятие является
одной из форм абстрактного
мышления. Конкретные предметы и
их свойства отражают с
2. В понятие отражается
лишь существенные признаки. Признаки
- предметы сходные друг с
3. Признаки бывают существенные и несущественные.
4. Понятия - форма
мышления в которых отражаются
существенные признаки класса
однородных предметов.
5. Всякое понятие
имеет содержание и объем.
6. Между объемом
и содержанием действует закон.
7. Основными логическими приемами формирования понятий являются: Анализ, синтез, сравнения, обобщения, абстрагирование.
Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета, полученных в процессе анализа.
Анализ - расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или не существенным признакам.
Абстрагирование - мысленное
выделение одних признаков
8. По объему понятия делятся на: единичные, общие, пустые
9. По содержанию
делятся на: конкретные; абстрактные;
положительные; отрицательные;
10. Понятие как
и имя выражается в языке
словом или словосочетанием,
Список литературы:
Жеребкин В.Е. Логический анализ понятий права, Киев, Вища школа, 1976
Иванов Е.А. Логика: Учебник для юридических вузов. - М.: Бек, 1996
Ивин А.А. Логика Учебник для гуманитарных факультетов.
- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999
Ивлев Ю. В. Логика для юристов. - М.: Дело, 2001
Рузавич Г. И. Логика. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002
Челпанов Г. И. Учебник логики. - М.: 2000