Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:43, контрольная работа
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.
Логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключений к другим как следствиям из первых ( правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила, правила связи законов мысли и умозаключений в системы, способы формализации таких систем и т.п.
Введение……………………………………………………………………...3
Деления понятий…………………………………………………………5
Структура деления. Виды деления………………………………….......7
Правила деления……………………………………………………….....8
Заключение……………………………………………………………….... 12
Список литературы…………………………………………………………..13
Филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального
Контрольная
работа
Тема: Деление понятий
Дисциплина: логика
Специальность: 080507 «Менеджмент организации»
Студент: Крылова И.С.
Руководитель:
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Логика
относится к числу древнейших
наук, первые учения которой о формах
и способах рассуждений возникли
еще в цивилизациях Древнего Востока
(Китай, Индия). В западную культуру
принципы и методы логики вошли главным
образом благодаря усилиям
Логика
– наука об общезначимых формах
и средствах мысли, необходимых
для рационального познания в
любой области знания. К общезначимым
формам мысли относятся понятия,
суждения, умозаключения, а к общезначимым
средствам мысли – определения,
правила (принципы) образования понятий,
суждений и умозаключений, правила
перехода от одних суждений или умозаключений
к другим как следствиям из первых
( правила рассуждений), законы мысли,
оправдывающие такие правила, правила
связи законов мысли и
Логику
можно определить как науку о
рациональных методах рассуждений,
которые охватывают как анализ правил
дедукции (вывода заключений из посылок),
так и исследование степени подтверждения
вероятностных или
Традиционная логика сформировалась на основе логического учения Аристотеля. Затем она дополнилась методами индуктивной логики. Именно эта логика в течение долгого времени преподавалась в школах и университетах под именем формальной логики.
Основным компонентом Логики является Понятие - мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Напр., понятие "четырехугольник с равными сторонами и равными углами" выделяет множество квадратов из области четырехугольников на основе признака "иметь равные стороны и равные углы".
Понятие
(наряду с суждением и научной
теорией) - одна из основных форм отражения
мира на рациональной, логической ступени
познания. Понятия представляют собой
идеальные сущности, продукты мыслительной
деятельности человека, их функция
состоит в мысленном
Деление
понятий — это логическая операция,
посредством которой объем
1.ДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЙ
Операция деление одновременно является мысленным делением предмета на его формы (или виды), благодаря делению выявляется круг предметов, на которые распространяется слово, выражающее понятие о них.
Деление применяется в нескольких случаях:
а)
когда необходимо раскрыть не только
сущность предмета, но и формы его
проявления и развития, например, после
определения права как
б) когда читателю (слушателю) неизвестна сфера применения какого-либо понятия, например, «гражданское право»; в этом случае мы называем видовые понятия, которые охватывает данное понятие: «наследственное право», «право собственности», «авторское право».
в) когда то или иное слово является многозначным, например, слово «пособие» употребляется по меньшей мере в следующих значениях – «учебное пособие» (учебники, школьные и вузовские карты, сборники задач и т.д.) и «материальное пособие» (пособие по безработице, по уходу за детьми и т.д.). Указание этих значений есть деление.
Деление
лежит и в основе классификации.
С помощью классификаций
Существуют и практические или искусственные классификации, они имеют также немалое, хоть и вспомогательное значение. Это, например, разделение учащихся средней школы по классам, студентов по факультетам, курсам, группам и т.п.
Деление также лежит в основе типологии. Последняя отличается от классификации тем, что из всей совокупности имеющихся предметов выделяются наиболее характерные и распределяются по группам. Например, типология городов, сельских населенных пунктов и т.п.
Деление
имеет очень важное значение в
юридической сфере. Например, оно
применяется в
2.
СТРУКТУРА ДЕЛЕНИЯ.
ВИДЫ ДЕЛЕНИЯ
а) делимое – родовое понятие, объем которого раскрывается через составляющие его виды;
б) члены деления – виды родового понятия полученные в результате деления;
в)
основание деления – признак,
по которому производится деление.
Виды
деления различают в
а)
Дихотомическое деление (деление по
наличию или отсутствию признака,
служащего основанием деления) –
это деление объема понятия на
два класса, понятия о которых
находятся в отношении
б)
Деление по видоизменению признака,
здесь члены деления выделяются
на основании изменения
в)
Смешанное деление имеет место
в том случае, когда используются
оба вида деления одновременно. Так,
политические институты делятся
на государственные и
3.ПРАВИЛА
ДЕЛЕНИЯ
а) Деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть полностью исчерпан членами деления.
При нарушении этого правила возникают следующие ошибки:
-
неполное деление; эта ошибка
возникает, если объем членов
деления составляет лишь часть
объема делимого понятия. («Треугольники
делятся на остроугольные и
тупоугольные». Пропущен член
«прямоугольные треугольники».
-
деление с излишними членами;
ошибка возникает в случаях,
когда в число деления
б) Деление должно производиться по одному основанию. Характеристика или признак, выбираемая в качестве основания деления, в ходе деления не должна подменяться другой характеристикой или признаком.
При
нарушении этого правила
в) Члены деления должны исключать друг друга. Объемы их не должны иметь общих элементов. Члены деления могут быть лишь несовместимыми, соподчиненными понятиями. («Треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние». Это неверно, ведь члены деления не исключают друг друга – равнобедренный треугольник также может иметь разные стороны).
г) Деление должно быть последовательным. От родового понятия следует переходить к видовым понятиям одного и того же уровня, а затем от них – у другому уровню. Другими словами сначала – к ближайшим видам, а затем к ближайшим подвидам.
Ошибка,
возникающая при нарушении
Однако чтобы обеспечить научность деления надо не только соблюдать перечисленные правила. Необходимо также, чтобы выделяемые виды родового понятия соответствовали действительности, что можно достичь, применяя все научные средства, которыми располагает каждая наука в отдельности.
В свете теории развития особенно четко проступает ограниченность правил деления. Ведь в очень многих случаях переход от одного качества к другому происходит постепенно, незаметно, как бы растворяется в массе переходных стадий. Так, мы достаточно четко делим людей по возрасту на детей, подростков, юношей и т.д., ведь это определенные, качественно отличные друг от друга стадии развития человека. Однако не во всех случаях какого-то одного конкретного человека мы можем отнести либо к подростку, либо к юноше.
Далее, по мере изменения, развития предметов и явлений появляются их новые виды и разновидности. В связи с этим деление, которое было проведено с учетом всех правил в одно время, может оказаться некорректным в другое.