Доказательства. Виды доказательства 2.Основные законы (принципы) формальной логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:13, контрольная работа

Описание

В работе описаны непосредственные и опосредованные доказательства, структура опосредованного доказательства, прямые и косвенные доказательства, логические правила доказательства, основные ошибки в доказательстве, а также основные законы формальной логики.

Работа состоит из  1 файл

Доказательства.docx

— 30.56 Кб (Скачать документ)
    1. Закон непротиворечия.
 

       Закон непротиворечия - это логический закон, согласно которому не могут быть одновременно истинными взаимно исключающие друг друга мысли: "В данный момент снег идет" и "В данный момент снег не идет" и т.п. С точки зрения логики объединение таких мыслей может быть только ложным, и ни в коем случае не истинным.

       Закон непротиворечия - суровый контролер наших рассуждений. Именно от его соблюдения зависит исходная согласованность наших мыслей, продолжающая линию закона тождества на устойчивость нашего мышления.

      Логика различает два типа несовместимости мыслей:

      а) формальную несовместимость, которая имеет место между некоторой мыслью и ее формальным отрицанием: "Снег идет" и "Снег не идет", где одна мысль есть непосредственное формальное отрицание ("не", "нет") другой.

  б) содержательную (предметную) несовместимость, которая имеет место в связи с несовместимостью самих признаков внутри соответствующих вещей: "Цветок - роза" и "Цветок - ромашка". Эта несовместимость определяется не по формально-логическим законам, а по законам развития самих вещей. Такая несовместимость устанавливается не логикой, а конкретными науками о соответствующих предметах и явлениях. За ошибки в определении такой (предметной) несовместимости формальная логика не несет никакой ответственности.

       Закон непротиворечия распространяется на оба типа несовместимости, хотя и с оговоркой в отношении предметной несовместимости. Закон требует, чтобы там, где противоречивость самого предмета выражается в форме формальных противоречий (так называемая антиномия-проблема) - "Вещь есть Р и не-Р одновременно" - была снята конкретным исследованием и выражена в формально-непротиворечивой форме. В противном случае логика не несет ответственности за ошибки в последующих рассуждениях и выводах относительно, таким образом, фиксируемых объектов.

      

    1. Закон исключенного третьего.
 

       Закон исключенного третьего - это  закон традиционной формальной  логики, согласно которому из  двух формально противоречащих  друг другу мыслей (мысли и  ее формального отрицания, А  и не-А) одна обязательно должна быть истинной, а вторая ложной.

       Как видно, этот закон распространяется  только на один вид несовместимости  - формальной. Он ничего не говорит  о содержательной (предметной) несовместимости.  С точки зрения этого закона  содержательно несовместимые мысли  могут быть одновременно ложными.  Хотя, по закону непротиворечия, они не могут быть одновременно истинными.

       Закон исходит из общетеоретического  допущения, что всякий предмет,  вещь могут либо обладать (хотя  бы в какой-то степени), либо  не обладать некоторым (произвольным) признаком: быть или не быть  человеком, цветком, розой, ромашкой  и так далее. Поэтому с этим  законом нужно быть осторожным  в ситуациях, где дают о себе  знать переходные состояния вещей,  когда каких-либо их признаков  еще нет, но сказать, что  они не проявляются никак тоже  уже неверно. Границами этого  закона являются ситуации, для  которых строго установлено соответствующими  исследованиями, имеет или не имеет место тот или иной признак у той или иной вещи.

  Что касается определенных ситуаций, то закон исключенного третьего требует однозначного выбора в качестве истинного, и соответственно ложного, одного из членов формального противоречия. При этом закон, поскольку касается только формы, заранее не предопределяет, какой из двух членов этой пары имеет место, а какой нет. Этот вопрос решаются опять же только путем о6ращения непосредственно к самим предметам, конкретным ситуациям.  

    1. Закон достаточного основания.
 

      Последним из так называемых основных законов традиционной формальной логики является закон достаточного основания. Этот закон является не менее, если не более своеобразным, по сравнению с тремя предыдущими. Не случайно в качестве формально-логического закона он стал применяться только благодаря Лейбницу, то есть только с ХVIII века. В то время как три предыдущих были отчетливо сформулированы еще Аристотелем, то есть в IV веке до н.э.

  Закон достаточного основания - это закон, согласно которому, чтобы считать некоторую мысль истинной или ложной, мы должны располагать некоторым строгим доказательством.

       Под доказательством при этом  понимается специальная процедура  установления соответствия мысли  действительности. Так, чтобы в  данный момент убедиться, что  мысль "На улице светит солнце" истинна, достаточно выглянуть  на улицу и убедиться (с помощью  органов чувств), что это на  самом деле так. Так устанавливается  (т.н. остенсивное доказательство) истинность многих сиюминутных положений.

  Но совсем иначе выясняется истинность (ложность) положений типа: "Вчера в это время на улице светило солнце", "Завтра в это же время будет солнечно" и т.п. Причем, если для выяснения истинности первой из них - "Вчера..." можно обратиться к своей собственной памяти, что уже является опосредованным способом установления истины, то в отношении истинности второй мысли - "Завтра..." - этого сделать невозможно. Здесь может идти речь только о предположении, прогнозе. Предположение же или прогноз могут носить только вероятностный характер.

       В отношении обоснования истинности (ложности) мыслей, прежде всего суждений, на первом месте стоит непосредственное  обращение к содержанию тех  или иных вещей, явлений путем  применения соответствующих приемов  наблюдения, измерения, эксперимента. В то же время, если имеется  в распоряжении уже выработанное  обобщенное (теоретическое) знание, то истинность многих положений  можно установить, исходя из их  формы и их формальной связи  с уже имеющимися обобщенными  (теоретическими) знаниями, истинность  которых уже так или иначе  установлена. Такую же связь  можно установить вообще между  любыми мыслями, коль скоро  они сформулированы, хотя истинностный  аспект может при этом оставаться  неопределенным.

  Только соблюдение всех основных законов логики одновременно может гарантировать правильность наших рассуждений. 

Выводы 

     Логическую  стройность приобретают только те мысли, которые облечены в определенные формы и построены по правилам, выработанным, закрепленным и проверенным  общественной практикой. Эти особенности  абстрактного мышления, которые изучает  формальная логика, имеют особо важное значение, потому что логический строй мышления, законы, формы и правила построения мыслей в рассуждении носят общечеловеческий характер. Какую бы словесную оболочку не принимали наши мысли, на каком бы языке они не излагались, они обязательно должны принять единые общечеловеческие формы.

     В основе всех логических операций, умозаключений  и доказательств лежат наиболее общие законы. Законы логики носят  объективный характер. Люди не могут  на свое усмотрение изменить или "установить" новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома —  самоочевидная истина, не требующая  доказательства. Миллиарды раз повторяясь и закрепляясь практикой, они приобрели "прочность предрассудка" именно в силу этого миллиардного повторения в повседневной жизни.

     Такими  законами, обеспечивающими правильность мышления, являются законы тождества, противоречия (непротиворечивости), исключенного третьего и достаточного основания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Доказательства. Виды доказательства 2.Основные законы (принципы) формальной логики